ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Формализация деятельности преподавателя и эффективность деятельности вузов

TERRA ECONOMICUS, , Том 12 (номер 4),
с. 33-51

Реформирование российской системы высшего профессионального образования осуществляется посредством широкомасштабного внедрения документированных правил деятельности преподавателей вузов. Академические стандарты как преимущественно неформальные нормы постепенно оттесняются формальными правилами, определяющими условия деятельности и формирующими конкуренцию между преподавателями. Объектом исследования данной работы являются последствия внедрения в российскую систему высшего профессионального образования механизмов внешней оценки деятельности преподавателей вузов. В статье предпринята попытка оценить уровень публичной формализации деятельности преподавателей и определить, существует ли какая-либо зависимость между данной формализацией и публичной оценкой эффективности деятельности вузов. В результате проведенного исследования не было выявлено каких-либо существенных зависимостей между уровнем публичной формализации деятельности преподавателей и публичной оценкой эффективности деятельности вузов. Однако развертывающиеся процессы усиления внешнего контроля будут иметь далеко идущие последствия. Скорее всего, они будут негативными, так как бюрократическими методами вряд ли удастся повысить либо успешно заместить академические стандарты, действующие в вузах.


Ключевые слова: новый государственный менеджмент; высшее профессиональное образование; вуз; преподаватель; академические стандарты; внешний контроль; формализация деятельности.

Список литературы:
  • Баранов И.Н. (2012). Новый государственный менеджмент: эволюция теории и практики применения // Российский журнал менеджмента, т. 10, № 1, с. 51–64.
  • ГАРАНТ.РУ (2013). Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р // Доступно на: http://base.garant.ru/70379634/.
  • Дим Р. (2004). «Новый менеджериализм» и высшее образование: управление качеством и продуктивностью работы в университетах Великобритании // Вопросы образования, № 3.
  • Каган Е.С. (2012). Применение метода анализа иерархий и теории нечетких множеств для оценки сложных социально-экономических явлений // Известия Алтайского государственного университета, № 1–1, с. 160–163.
  • КонсультантПлюс (2003). Примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основные виды учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования (приложение к письму Минобразования России от 26.06.2003 г. № 14-55-784 ин/15) // Доступно на: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97410/?frame=1.
  • КонсультантПлюс (2012). Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р) // Доступно на: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138313.
  • Курбатова М.В. (20.13) Не только зарплата: преподаватели вузов на пути к превращению в «винтик» производства образовательных услуг // ЭКО, № 10.
  • Курбатова М.В., Левин С.Н. (2013). Эффективный контракт в системе высшего образования РФ: теоретические подходы и особенности институционального проектирования // Журнал институциональных исследований, т. 5, № 1, с. 57–67.
  • Маркс Д. (2005). Академические стандарты как общественные блага. Возможности для оппортунистического поведения // Вопросы образования, № 4.
  • Научная электронная библиотека (2014). Российский индекс научного цитирования. Сравнение показателей организаций // Доступно на: http://elibrary.ru/org_compare.asp. Дата обращения: 29.07.2014.
  • Национальный рейтинг университетов (2013). Национальный рейтинг университетов 2012/2013 // Доступно на: http://www.univer-rating.ru/txt.asp?rbr=29.
  • НИУ «ВШЭ» (2013). Качество приема в вузы – 2013 // Доступно на: http://www.hse.ru/ege/second_section2013/. Дата обращения: 6.05.2014
  • Правительство Российской Федерации (2013). Постановление от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» // Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. Доступно на: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3538/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/2361/13.07.10-%D0%9F.582.pdf.
  • Тамбовцев В.Л. (2006). Конечные результаты отрасли образования и проблемы их измерения образовательных технологий // Вопросы образования, № 1.
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (2014). Приказ от 29.05.2014 № 785 (2014) «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации» // Российская газета, № 6460 от 21 августа. Доступно на: http://www.rg.ru/2014/08/21/rosobrnadzor-dok.html.
  • Эксперт РА (2014). Рейтинг ВУЗов России, 2013 г. // Доступно на: http://raexpert.ru/rankingtable/?table_folder=/university/2013/main.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606