ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

TERRA ECONOMICUS, , Том 17 (номер 4),
Цитирование: Самайбекова, З., Масуд, З. С. С., Молчанова, А., Рыбакова, А. (2019). Управление интеллектуальным потенциалом в системе высшего образования // Terra Economicus, 17(4), 174–189. DOI: 10.23683/2073-6606-2019-17-4-174-189

Данная статья посвящена управлению интеллектуальным потенциалом в системе профессиональных и высших учебных заведений. Совершенно очевидно, что более продвинутый интеллектуальный потенциал в системе высшего образования помогает повысить жизнеспособность системы, ее конкурентоспособность, способствовать росту её качества в целом, внося значительный вклад в наращивание совокупного интеллектуального потенциала любой страны. Кроме того, мы утверждаем, что интеллектуальный потенциал важен для создания интеллектуального или человеческого капитала, который имеет решающее значение для экономического и социального развития. В статье также рассматривается институциональный подход к построению интеллектуального потенциала в высшем образовании. В частности, мы показываем, что интеллектуальный потенциал вузов представляет собой целостную систему всех объединенных потенциалов студентов, преподавателей, сотрудников, а также администрации университета. Мы концентрируемся на вопросах формирования интеллектуального капитала в высшем образовании, институционального строительства в науке и образовании, управления научными образовательными сетями и управления инновационными процессами в образовательных учреждениях. Наши выводы показывают, что интеллектуальный потенциал обеспечивает более точную схему будущего пути роста. Кроме того, интеллектуальный потенциал, его ключевые компоненты и индикаторы способны дать четкое представление о наиболее важных предпосылках развития. Мы утверждаем, что вузы и университеты во всех странах мира должны сосредоточиться на инвестировании в развитие человеческого капитала и интеллектуального потенциала. Также весьма важно для них заранее определить ключевые области и стратегии для поддержки и управления интеллектуальным потенциалом и предоставить целевую поддержку в наиболее перспективных областях, которые могут достичь быстрого темпа роста.


Ключевые слова: интеллектуальный потенциал; инновации; институциональные изменения; профессиональная подготовка; высшее образование

Список литературы:
  • Alba, J., Lynch, J., Weitz, B., Janiszewski, C., Lutz, R., Sawyer, A., Wood, S. (1997). Interactive home shopping: consumer, retailer, and manufacturer incentives to participate in electronic marketplaces. Journal of Marketing, 61(3), 38–53. https://doi.org/10.1177/002224299706100303
  • Alcalde, P., Nagel, J. (2016). Does Active Learning Improve Student Performance? A Randomized Experiment in a Chilean University. Journal of Eurasian Social Dialogue, 1(2), 1–11.
  • Aldieri, L., Kotsemir, M. N., Vinci, C. P. (2017). The Impact of Research Collaboration on Academic Performance: An Empirical Analysis for Russian Universities. Journal of Eurasian Social Dialogue, 2(1), 17–33.
  • Batkovskiy, A. M., Kalachikhin, P. A., Semenova, E. G., Telnov, Y. F., Fomina, A. V. (2016). Economic-mathematical model and mathematical methods for substantiating the choice of the company innovation strategy. Indian Journal of Science and Technology, 9(27), 99–111. https://doi.org/10.17485/ijst/2016/v9i27/97662
  • Bauer, M., Bormann, I., Kummer, B., Niedlich, S., Rieckmann, M. (2018). Sustainability Governance at Universities: Using a Governance Equalizer as a Research Heuristic. Higher Education Policy, 31(4), 491–511. https://doi.org/10.1057/s41307-018-0104-x
  • Bontis, N. (2001). Assessing knowledge assets: a review of the models used to measure intellectual capital. International Journal of Management Reviews, 3(1), 41–60. https:// doi.org/10.1111/1468-2370.00053
  • Bruner, J. S. (1996). The culture of education. Harvard University Press.
  • Bukh, N. P., Kjærgaard, J. I. (2008). Intellectual capital statements in the Danish utility sector: materialisation and enactment. Journal of Human Resource Costing & Accounting, 12(3), 148–178. https://doi.org/10.1108/14013380810919831
  • Čábelková, I., Abrhám, J., Strielkowski, W. (2015). Factors influencing job satisfaction in post-transition economies: the case of the Czech Republic. International Journal of Occupational Safety and Ergonomics, 21(4), 448–456. https://doi.org/10.1080/10803548.2015.1073007
  • Choyubekova, G., Zholdubaeva, A., Zaid, S. (2019). Leading role of Higher Education Institutions on the development of peripheral regions. Proceedings of the 4th International Conference on Social, Business, and Academic Leadership (ICSBAL 2019), 189–194.
  • Fursov, V., Krivokora, E., Strielkowski, W. (2018). Regional aspects of labor potential assessment in modern Russia. Terra Economıcus, 16(4), 95–115. https://doi.org/10.23683/2073-6606-2018-16-4-95-115 (in Russian.)
  • Galaso, P., Kovářı́k, J. (2018). Collaboration Networks and Innovation: How to Define Network Boundaries. Journal of Eurasian Economic Dialogue, 3(2), 1–17.
  • Groves, T., López, E. M., Carvalho, T. (2018). The impact of international mobility as experienced by Spanish academics. European Journal of Higher Education, 8(1), 83–98. https://doi.org/10.1080/21568235.2017.1388187
  • Heald, D. (2012). Why is transparency about public expenditure so elusive? International review of administrative sciences, 78(1), 30–49. https://doi.org/10.1177/0020852311429931
  • Henderson, C., Beach, A., Finkelstein, N. (2011). Facilitating change in undergraduate STEM instructional practices: An analytic review of the literature. Journal of Research in Science Teaching, 48(8), 952–984. https://doi.org/10.1002/tea.20439
  • Jiroudková, A., Rovná, L. A., Strielkowski, W., Šlosarčík, I. (2015). EU Accession, Transition and Further Integration for the Countries of Central and Eastern Europe. Economics and Sociology, 8(2), 11–25. https://doi.org/10.14254/2071-789X.2015/8-2/1
  • Joia, L. A. (ed.) (2007). Strategies for Information Technology and Intellectual Capital: Challenges and Opportunities. Igi Global Press.
  • Kalyugina, S., Strielkowski, W., Ushvitsky, L., Astachova, E. (2015). Sustainable and secure development: facet of personal financial issues. Journal of Security & Sustainability Issues, 5(2), 297–304, https://doi.org/10.9770/jssi.2015.5.2(14)
  • Kocherbaeva, A., Samaibekova, Z., Isabaeva, K. Leadership and leaders in successful small and medium enterprises. Proceedings of the 4th International Conference on Social, Business, and Academic Leadership (ICSBAL 2019), 84–94.
  • Kogan, J. R., Conforti, L. N., Bernabeo, E. C., Durning, S. J., Hauer, K. E., Holmboe, E. S. (2012). Faculty staff perceptions of feedback to residents after direct observation of clinical skills. Medical Education, 46(2), 201–215. https://doi.org/10.1111/j.13652923.2011.04137.x
  • Kreuzer, C., Weber, S. (2018). Modelling opportunity recognition competence as a foundation for teaching and learning in vocational education. Vocations and Learning, 11(3), 399–423. https://doi.org/10.1007/s12186-017-9194-7
  • Kuzmin, E. A., Barbakov, O. M. (2015). Institutional efficiency and processes of institutional changes (As seen by the Russian academic tradition). Asian Social Science, 11(6), 163–170. https://doi.org/10.5539/ass.v11n6p163
  • Lambert, T. E. (2018). Monopoly Capital and Innovation: an Exploratory Assessment of R&D Effectiveness. Journal of Eurasian Economic Dialogue, 3(6), 20–35.
  • Leitner, K. H. (2004). Intellectual capital reporting for universities: conceptual background and application for Austrian universities. Research Evaluation, 13(2), 129–140.
  • https://doi.org/10.3152/147154404781776464
  • Litau, E. (2018). The information problem on the way to becoming a “Gazelle”. Proceedings of the European Conference on Innovation and Entrepreneurship, ECIE, 2018–September, 394–401.
  • Matinaro, V., Liu, Y. (2017). Towards increased innovativeness and sustainability through organizational culture: A case study of a Finnish construction business. Journal of Cleaner Production, 142, 3184–3193. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2016.10.151
  • Muscio, A., Quaglione, D., Ramaciotti, L. (2016). The effects of university rules on spinoff creation: The case of academia in Italy. Research Policy, 45(7), 1386–1396. https://doi.org/10.1016/j.respol.2016.04.011
  • Orazbayev, S. (2017). Immigration Barriers and Net Brain Drain. Journal of Eurasian Social Dialogue, 2(1), 34–59.
  • Ponomarev, V. A., Petrov, M. V. (2019). Territorial interaction is the basis for the development of a small innovative enterprise and other territorial enterprises. Radiopromyšlennost’ ( Radio industry), 29(1), 61–66. https://doi.org/10.21778/2413-9599 2019-29-1-61-66 (in Russian.)
  • Ramirez Corcoles, Y., Santos Penalver, J., Tejada Ponce, A. (2011). Intellectual capital in Spanish public universities: stakeholders’ information needs. Journal of Intellectual capital, 12(3), 356–376. https://doi.org/10.1108/14691931111154689
  • Ramirez, Y. (2010). Intellectual capital models in Spanish public sector. Journal of Intellectual Capital, 11(2), 248–264. https://doi.org/10.1108/14691931011039705
  • Sam, V. (2018). Overeducation Among Graduates in Developing Countries: What Impact on Economic Growth? Journal of Eurasian Economic Dialogue, 3(6), 1–19.
  • Samaibekova, Z., Kocherbaeva, A. (2019). Leveraging universally desirable and undesirable leadership styles. Proceedings of the 4th International Conference on Social, Business, and Academic Leadership (ICSBAL 2019). Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 359, 30–34.
  • Sánchez, P. M., Elena, S. (2006). Intellectual capital in universities: Improving transparency and internal management. Journal of Intellectual Capital, 7(4), 529–548. https:// doi.org/10.1108/14691930610709158
  • Smirnov, R. O. (2017). Issues of commercialization of innovative technologies in the Russian Federation in the field of entrepreneurial activities. Radiopromyšlennost’ (Radioindustry), 27(3), 110–112. https://doi.org/10.21778/2413-9599-2017-3-110-112 (in Russian.)
  • Stewart, T. A. (1997). Intellectual Capital: The New Wealth of Organizations. New York: Doubleday / Currency.
  • Strielkowski, W. (2017). Predatory journals: Beall’s List is missed. Nature, 544(7651), 416. https://doi.org/10.1038/544416b
  • Strielkowski, W., Tcukanova, O., Zarubina, Z. (2017). Globalization and economic integration: the role of modern management. Polish Journal of Management Studies, 15(1), 255–261. https://doi.org/10.17512/pjms.2017.15.1.24
  • Strielkowski, W., Tumanyan, Y., Kalyugina, S. (2016). Labour Market Inclusion of International Protection Applicants and Beneficiaries. Economics and Sociology, 9(2), 293–302. https://doi.org/10.14254/2071-789X.2016/9-2/20
  • Swart, J. (2006). Intellectual capital: disentangling an enigmatic concept. Journal of Intellectual capital, 7(2), 136–159. https://doi.org/10.1108/14691930610661827
  • Vinichenko, M. V., Kirillov, A. V., Maloletko, A. N., Frolova, E. V., Vinogradova, M. V. (2018). Motivation of university authorities aimed at creating favorable learning environment in the course of restructuring higher education institutions. EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 14(5), 1899–1910. https://doi.org/10.29333/ejmste/85489
  • Volchik, V. V. (2018). The Rise of Metrics. Terra Economicus, 16(4), 6–16. https://doi.org/10.23683/2073-6606-2018-16-4-6-16 (in Russian.)
  • Volchik, V. V., Maslyukova, E. V. (2018). The Metrics Trap, or Why is Implicit Knowledge Underestimated when Regulation of Science and Education is Handled. Journal of Institutional Studies, 10(3), 158–179. https://doi.org/10.17835/2076-6297.2018.10.3.158179 (in Russian.)
  • Volchik, V., Maslyukova, E. (2019a). Trust and development of education and science. Entrepreneurship and Sustainability Issues, 6(3), 1444–1455. https://doi.org/10.9770/jesi.2019.6.3(27)
  • Volchik, V., Klimenko, L., Posukhova, O. (2018). Socio-economic sustainable development and the precariat: a case study of three Russian cities. Entrepreneurship and Sustainability Issues 6(1), 411–428. https://doi.org/10.9770/jesi.2018.6.1(25)
  • Volchik, V. V., Maslyukova, E. V. (2019b). Reforms, tacit knowledge, and institutional traps in education and science. Terra Economicus, 17(2), 46–162. https://doi.org/10.23683/2073-6606-2019-17-2-146-162 (in Russian.)
  • World Bank (2019). Human Capital Index. (https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators).
  • Youndt, M. A., Snell, S. A. (2004). Human resource configurations, intellectual capital, and organizational performance. Journal of Managerial Issues, 16(3), 337–360. https://doi.org/10.1037/t68746-000
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606