ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ДЕНЕЖНЫЙ ПОРЯДОК. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА КРИПТОВАЛЮТ

TERRA ECONOMICUS, , Том 17 (номер 4),
Цитирование: Дёрр, Д., Ковальски, О., Невский, С. И. (2019). Цифровизация и денежный порядок. Проблемы и перспективы регулирования рынка криптовалют // Terra Economicus, 17(4), 6–22. DOI: 10.23683/2073-6606-2019-17-4-6-22

Со времени изобретения Сатоши Накамото в 2008 г. знаменитого биткоина – как реакции на кризис мировой финансовой системы – дискуссии о теоретическом и прикладном значении новых инновационных, децентрализованных и частных денег – «цифровых валют» – проделали немалый путь. Прорывная технология блокчейн и перспективы ее применения привлекают все большее внимание специалистов и широкой публики, ассоциируясь с формированием принципиально новых контуров глобально интегрированной и высокотехнологичной цифровой экономической системы. При этом идея самого биткоина скорее вызывает настороженную реакцию и опасения, прежде всего со стороны правительств и регуляторных органов, которые усматривают в распространении криптографических валют вызов традиционным институтам монетарного порядка, в том числе государственной монополии на деньги. Авторы статьи размышляют о проблемах регулирования рынка криптовалют в контексте данного общественного дискурса, происходящего на фоне нарастающего недовольства в отношении традиционных институтов денежно-кредитной и финансовой системы. Продемонстрированы официальные позиции финансовых властей относительно развития «криптовалютной индустрии», представлен европейский – в частности германский – опыт нормативно-правовой регламентации сферы обращения криптовалют. Отмечается, что в отличие от ряда зарубежных государств, в которых уже сформированы определенные подходы к гражданско-правовой интерпретации и выработке адаптированных норм и правил взаимодействия с криптовалютами, в России до сих пор отсутствует какая-либо правовая дефиниция, а также четкое законодательное регулирование криптовалют. Осторожная позиция российских регуляторов определяется необходимостью более тщательного изучения экономической и юридической природы частных цифровых средств платежа, с тем чтобы предотвратить риски финансовых потерь для потребителей и исключить возможные угрозы нарушения стабильности финансово-экономической системы в целом. Обращение к позднему наследию Фридриха Августа фон Хайека, в частности его идеям относительно денационализации денежных систем, поможет лучше прояснить потенциальную динамику данной ситуации.


Ключевые слова: цифровизация; децентрализация; денежный порядок; государственная монополия на деньги; Фридрих Август фон Хайек; законодательное регулирование рынка криптовалют

Список литературы:
  • Бутенко, Е. Д. (2014). Биткоин. Состояние и перспективы развития криптовалюты // Финансы и кредит, (23), 44–47.
  • В ЦБ назвали криптовалюты высокотехнологичной финансовой пирамидой (2019) // ForkLog, 1 октября (https://forklog.com/v-tsb-rf-nazvali-kriptovalyutyvysokotehnologichnoj-finansovoj-piramidoj/).
  • Валовая, Т. Д. (2018). Криптовалюты и технология блокчейн – ключевые атрибуты новой социально-экономической системы // Банковское дело, (5), 8–15.
  • Винья, П., Кейси, М. (2017). Эпоха криптовалют. Как биткоин и блокчейн меняют мировой экономический порядок. М.: Манн, Иванов и Фербер.
  • Воронин, Д. А., Макаревич, М. Л. (2018). Мировой опыт правового регулирования криптовалюты // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, (8), 63–67.
  • Германия признала биткоин законным платежным средством (2018) // ForkLog, 2 марта (https://forklog.com/germaniya-priznala-bitkoin-zakonnym-platezhnym-sredstvom/).
  • Горда, А. С., Горда, О. С. (2019). Криптовалюты как новый элемент мировой финансовой системы // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление, 5(1), 10‒22.
  • Жалинский, А., Рёрихт, А. (2001). Введение в немецкое право. М.: Спарк.
  • Информационное сообщение Федеральной службы по финансовому мониторингу от 6 февраля 2014 г. «Об использовании криптовалют» (2014) // Росфинмониторинг. (http://www.fedsfm.ru/news/957).
  • Информация Банка России от 27 января 2014 г. «Об использовании при совершении сделок “виртуальных валют”, в частности, Биткойн» (2014) // Вестник Банка России, (11).
  • Кузнецов, Ю. (2018). Суд без закона: правовой режим криптовалюты в деле о банкротстве // Экономическая политика, 13(6), 122–135.
  • Письмо Федеральной налоговой службы от 3 октября 2016 г. № ОА-18-17/1027 «О мерах по осуществлению контроля за обращением криптовалют» (2016) // 112 Бух. Информационный портал российских бухгалтеров. (http://112buh.com/ resursy/zakonodatel-stvo/pis-ma/fns/o-merakh-po-osushchestvleniiu-kontrolia-zaobrashcheniem-kriptovaliut/).
  • Правительство Германии установило порядок налогообложения операций с цифровой валютой (2018) // GOLDEN ISLAND. Клуб свободных инвесторов, 2 марта (https:// golden-island.net/nalog-na-kriptovalyutu-v-germanii/).
  • Пресс-служба Банка России (2017). Об использовании частных «виртуальных валют» (криптовалют). Информационное сообщение от 4 сентября 2017 г. // Банк России (https://www.cbr.ru/press/pr/?file=04092017_183512if2017-09-04T18_31_05.htm).
  • Принят закон о цифровых правах (2019) // Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, 12 марта (http://komitet2-10. km.duma.gov.ru/Novosti_Komiteta/item/18375909).
  • Равал, С. (2017). Децентрализованные приложения. Технология Blockchain в действии. СПб.: Питер.
  • Решение немецкого суда поднимает вопросы о правовом статусе биткоина (2018) // Bits.media. Криптовалюты и блокчейн по-русски, 25 октября (https://bits.media/ reshenie-nemetskogo-suda-podnimaet-voprosy-o-pravovom-statuse-bitkoina/).
  • Саррацин, Т. (2015). Европе не нужен евро. М.: АСТ.
  • Свон, М. (2015). Блокчейн. Схема новой экономики. М.: Олимп-Бизнес.
  • Таммер, С. (2018). Какие нововведения для Германии несет с собой Закон о надзоре за платежными услугами // WINHELLER Blog, 4 апреля (https://winheller.com/blog/ ru/novovvedenija-zakon-o-nadzore-za-platezhnymi-uslugami/).
  • Ammous, S. (2018). The Bitcoin Standard: The Decentralized Alternative to Central Banking. Hoboken, New Jersey: Wiley.
  • Any rule on Bitcoin maut be glibal, Germany’s central bank says (2018) // Reurets, January 15 (https://www.reuters.com/article/us-bitcoin-regulations-germany/any-rule-onbitcoin-must-be-global-germanys-central-bank-says-idUSKBN1F420E?il=0).
  • Basse, T. (2003). Internetgeld und wettbewerbliche Geld- und Währungsordnungen. Frankfurt a.M.: Peter Lang.
  • Binswanger, M. (2015). Geld aus dem Nichts. Wie Banken Wachstum ermöglichen und Krisen verursachen. Weinheim: Wiley-VCH.
  • Bank for International Settlements (2015). Digital Currencies. November. (https://www. bis.org/cpmi/publ/d137.pdf).
  • Collins, M. (1969). Money and Banking in the UK: A History. London: Croom Helm.
  • Demsetz, H. (1969). Information and Efficiency: Another Viewpoint // Journal of Law and Economics, 12(1), 1–22.
  • Deutsche Bundesbank (Hg.) (2018a). Zahlungsverhalten in Deutschland 2017. Frankfurt a.M.
  • Deutsche Bundesbank. (2018b). Eröffnungsrede. 4 Bargeldsymposium der Deutschen Bundesbank, February 14 (https://www.bundesbank.de/de/service/mediathek/videos/ eroeffnungsrede-633988).
  • Dewey, J. (ed.) (2019). Blockchain & Cryptocurrency Regulation 2019. London: Global Legal Group, 479–487.
  • Dörr, J., Goldschmidt, N., Schorkopf, F. (Hg.) (2018). Share Economy. Institutionelle Grundlagen und gesellschaftspolitische Rahmenbedingungen. Tübingen: Mohr Siebeck.
  • Dörr, J., Kowalski, O. (2018a). Entnationalisierung durch die Brieftasche? // Frankfurter Allgemeine Zeitung, October, 19, (243), 18.
  • Dörr, J., Kowalski, O. (2018b). Vom Tal auf die Insel? Vom kalifornischen Liberalismus zur Sozialutopie Seasteading // Aus Politik und Zeitgeschichte, 68(32–33), 16–21.
  • European Banking Authority, European Securities and Markets Authority, European Insurance and Occupational Pensions Authority (2018). Warning: ESMA, EBA and EIOPA warn consumers on the risks of Virtual Currencies (https://www.esma.europa.eu/sites/default/files/library/esma50-164-1284_joint_esas_warning_on_virtual_currenciesl.pdf).
  • European Central Bank (2015). Virtual currency schemes – a further analysis. February (https://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/other/virtualcurrencyschemesen.pdf).
  • European Central Bank (undated). What is TARGET Instant Payment Settlement (TIPS)? (https://www.ecb.europa.eu/paym/target/tips/html/index.en.html).
  • Friedman, M. (1960). A Program for Monetary Stability. New York: Fordham University Press.
  • Hayek, F. A., von. (1976). Choice in Currency: A Way to Stop Inflation. London: Institute of Economic Affairs, 9–44.
  • Hayek, F. A., von. (2011). Entnationalisierung des Geldes. Eine Analyse der Theorie und Praxis konkurrierender Umlaufsmittel (1976), 129–254 / In: A. Bosch, R. Veit, V. VeitBachmann (Hg.) Entnationalisierung des Geldes. Schriften zur Währungspolitik und Währungsordnung. Tübingen: Mohr Siebeck.
  • Kerber, M. C. (2014). Den Bock zum Gärtner machen? – Eine ordnungspolitische Hinterfragung der Bankenunion // ORDO – Jahrbuch für die Ordnung von Wirtschaft und Gesellschaft. Stuttgart, 65, 75–98.
  • Koenig, A. (2019). Die dezentrale Revolution. Wie Bitcoin und Blockchain-Technologie Wirtschaft und Gesellschaft verändern. München: FinanzBuch Verlag.
  • Küfner, R. A. (2018). Das Krypto-Jahrzehnt. Was seit dem ersten Bitcoin alles geschehen ist – und wie digitales Geld die Welt verändern wird. Kulmbach: Börsenbuch Verlag.
  • Luhmann, N. (2017). Einführung in die Systemtheorie. Heidelberg: Carl Auer Verlag.
  • Mason, P. (2016). Postcapitalism. A Guide to Our Future. London: Penguin.
  • Meyer, D. (2016). Verdeckte Staatsfinanzierung in 19 Euro-Staaten // Wirtschaftswoche, 20, Februar (https://www.wiwo.de/politik/europa/denkfabrik-verdeckte-staatsfinanzierung-in-19-euro-staaten/12947078.html).
  • Nakamoto, S. (2008). Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System. Bitcoin Foundation.
  • Oehler, A. (2017). Infos für den Schwarm: Werden Crowdinvesting-Kleinanleger mit VIBs gut informiert? Eine empirische Untersuchung. Im Auftrag des Ministeriums für Ländlichen Raum und Verbraucherschutz Baden-Württemberg. Stuttgart, Dezember (https:// www.verbraucherportal-bw.de/site/pbs-bw-new/get/documents/MLR.Verbraucherportal/Dokumente/Dokumente%20pdfs/Forschung/Abschlussbericht%20Crowdinvesting%20MLR%20CCMP%2020171206%20Oehler.pdf).
  • Omlor, S. (2017). Geld und Währung als Digitalisate // Juristenzeitung, 72, 754–763.
  • Schmölders, G. (1962). Geldpolitik. Tübingen: Mohr.Schmölders, G. (1962). Geldpolitik. Tübingen: Mohr.
  • Schüller, A. (2015). Europäische Bankenunion in einem interventionistischen Ordnungsmilieu. Ordnungspolitische Anmerkungen zu ‚Stairway to Heaven‘ oder ‚Higway to Hell‘? Eine Einschätzung der Europäischen Bankenunion von Uwe Vollmer, ss. 147– 174) des vorliegenden ORDO-Jahrbuchs Bd. 66, 175–192 / In: ORDO – Jahrbuch für die Ordnung von Wirtschaft und Gesellschaft. Stuttgart, 66 (1).
  • Seiche, F. (1997). Währungskonkurrenz und Notenbankfreiheit. Möglichkeiten einer wettbewerblich organisierten Geldverfassung? Marburg: Tectum Verlag.
  • Soeteman, K. (2019). Kryptowährungen für Dummies. Weinheim: Wiley.
  • Tagesschau (2018). EZB darf Staatsanleihen kaufen. Stand: 11.12 (https://www.tagesschau.de/wirtschaft/ezb-eugh-staatsanleihen-101.html).
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606