ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
  • Главная
  • Архив номеров
  • 2022
  • Номер 4
  • Социально-экономические факторы неравенства в доступе к системе образования среди лиц с инвалидностью: эконометрический анализ

Социально-экономические факторы неравенства в доступе к системе образования среди лиц с инвалидностью: эконометрический анализ


TERRA ECONOMICUS, , Том 20 (номер 4),
Цитирование: Аванесян К.А., Боровская М.А., Астоянц М.С., Тарасенко Л.В. (2022). Социально-экономические факторы неравенства в доступе к системе образования среди лиц с инвалидностью: эконометрический анализ. Terra Economicus20(4), 87–98. DOI: 10.18522/2073- 6606-2022-20-4-87-98
Благодарность: Работа выполнена при финансовой поддержке Южного федерального университета, 2022, № ВнГр-07/2020-02-АП.

В статье рассматриваются социально-экономические факторы неравенства в доступе к системе образования среди детей и молодежи с инвалидностью. Вопросы исследования касаются дискриминации, сопровождающей детей и молодежь с инвалидностью в возрасте от 3 до 24 лет, что соответствует нормативному пребыванию человека в системе образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим. На основе проведенного авторами анализа было выявлено, что лица с инвалидностью имеют статистически значимо меньшую вероятность быть включенными в образовательный процесс, и эти различия особенно сильны на стадии дошкольного образования и после 15 лет, что нормативно соответствует окончанию основной общей школы. Эконометрический анализ выявил устойчивую связь между участием лиц с инвалидностью в системе образования и такими факторами, как бедность, место проживания, а также вид ограничения здоровья. Статья заканчивается рекомендациями для социальной политики по включению лиц с инвалидностью в образовательный процесс.


Ключевые слова: инвалидность; инклюзивность; система образования; рынок труда; равенство возможностей; эконометрический анализ

Список литературы:
  • Демьянова А.В., Лукьянова А.Л. (2016). Влияние статуса инвалидности на предложение труда в России. Прикладная эконометрика (4), 50–74. [Demianova, A. and Lukiyanova, A. (2016). The impact of disability status on labor supply in Russia. Applied Econometrics (44), 50–74 (in Russian)].
  • Косарецкий С.Г., Груничева И.Г., Гошин М.Е. (2016). Образовательная политика России конца 1980-х – начала 2000-х годов: декларации и практическое влияние на неравенство в общем образовании. Мир России. Социология. Этнология (4), 115–135. [Kosaretsky, S., Grunicheva, I. and Goshin, M. (2016). Russian educational policy of the late 1980s – early 2000s: Declarations and the actual impact on inequality in general education. Universe of Russia. Sociology. Ethnology(4), 115–135 (in Russian)].
  • Косарецкий С.Г., Куприянов Б.В., Филиппова Д.С. (2015). Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания. Вопросы образования (1), 168–190.[Kosaretsky, S., Kupriyanov, B. and Filippova, D. (2015). Specific features of children involvement in supplementary education depending on cultural, educational and financial status of families and place of living. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow (1), 168–190 (in Russian)].
  • Косарецкий С.Г., Пинская М.А., Груничева И.Г. (2014). Проблемы бедности и доступа к образованию. Оценка ситуации в России и международный опыт. Мир России. Социология. Этнология (2), 133–153. [Kosaretsky, S., Pinskaya, М. and Grunicheva, I. (2014). Poverty and access to education: Russian situation and international experience. Universe of Russia. Sociology. Ethnology (2), 133–153 (in Russian)].
  • Косякова Ю., Ястребов Г., Янбарисова Д., Куракин Д. (2016). Воспроизводство социального неравенства в российской образовательной системе. Журнал социологии и социальной антропологии (5), 76–97. [Kosyakova, Y., Yastrebov, G., Yanbarisova, D. and Kurakin, D. (2016). Reproduction of social inequality in the Russian educational system. The Journal of Sociology and Social Anthropology (5), 76–97 (in Russian)].
  • Курбангалеева Е.Ш., Веретенников Д.Н. (2017). Доступность высшего профессионального образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Психологическая наука и образование 22(1), 169–180. [Kurbangaleyeva, E. and Veretennikov, D. (2017). Accessibility of higher education for students with disabilities. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education 22(1), 169–180 (in Russian)].
  • Рощина Я.М. (2012). Семейный капитал как фактор образовательных возможностей российских школьников. Вопросы образования (1), 257–277. [Roshchina, Y. (2012). Family capital as a factor of educational opportunities for russian high school students. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow (1), 257–277 (in Russian)].
  • Хавестон Т., Чиркина Т. (2019). Образовательный выбор учащихся после 9-го и 11-го классов: сравнение первичных и вторичных эффектов социально-экономического положения семьи. Журнал исследований социальной политики 17(4), 539–554. [Khavenson, T. and Chirkina, T.(2019). Student educational choice after the 9th and 11th grades: Comparing the primary and secondary effects of family socioeconomic status. The Journal of Social Policy Studies 17(4), 539–554 (in Russian)].
  • Хасанова Р.Р., Макаренцева А.О. (2018). Бедность инвалидов и домохозяйств с инвалидами. ЭКО (3), 44–59. [Khasanova, R. and Makarentseva, A. (2018). Poverty of disabled people and households. ECO Journal (3), 44–59 (in Russian)].
  • Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. (2005). Доступность высшего образования для инвалидов. Университетское управление: практика и анализ (1), 89–99. [Yarskaya-Smirnova, E. and Romanov, P. (2005). Accessibility of higher education for disabled. University Management: Practice and Analysis (1), 89–99 (in Russian)].
  • Black, M., Walker, S., Fernald, L. et. al. (2017). Early childhood development coming of age: Science through the life course. The Lancet 389, 77–90.
  • Heckman, J., Moon, S., Pinto, R., Savelyev, P. and Yavitz, A. (2010). The rate of return to the High Scope Perry Preschool Program. Journal of Public Economics 94(1-2), 114–128.
  • Hoogeveen, J. (2005). Measuring welfare for small but vulnerable groups: Poverty and disability in Uganda. Journal of African Economies 14(4), 603–631.
  • Mitra, S., Posarac, A. and Vick, B. (2013). Disability and poverty in developing countries: A multidimensional study. World Development 41, 1–18.
  • Mizunoya, S., Mitra, S. and Yamasaki, I. (2018). Disability and school attendance in 15 low- and middle-income countries. World Development 104, 388–403.
  • Palmer, M., Nguyen, T., Quach, Q., Dang, D., Hoang, H. and Berry, H. (2010). Disability measures as an indicator of poverty: A case study from Vietnam. Journal of International Development 24, 53–68.
  • Rischewski, D., Kuper, H., Atijosan, O., Simms, V., Jofret-Bonet, M., Foster, A. and Lavy, C. (2008). Poverty and musculoskeletal impairment in Rwanda. Transactions of the Royal Society of Tropical Medicine and Hygiene 102(6), 608–617.
  • Trani, J.-F. and Loeb, M. (2012). Poverty and disability: A vicious circle? Evidence from Afghanistan and Zambia. Brown School Faculty Publications 33.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606