ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Типология цифровых платформ долевой экономики


TERRA ECONOMICUS, , Том 20 (номер 4),
Цитирование: Попов Е.В., Веретенникова А.Ю. (2022). Типология цифровых платформ долевой экономики. Terra Economicus 20(4), 45–58. DOI: 10.18522/2073-6606-2022-20-4-45-58
Благодарность: Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект № 22–28–01830 «Цифровые платформы долевой экономики как инструмент активации инновационных проектов в социальной сфере».

Целью настоящего исследования является разработка типологии цифровых платформ долевой экономики на основе обзора научной литературы. Наш алгоритм включает критику предшествующих исследований, постановку проблемы исследования, разработку типологии цифровых платформ долевой экономики на основе опубликованных в мировой печати исследований и, с учетом авторских разработок по теме исследования, обсуждение достоинств и недостатков применения цифровых платформ долевой экономики. Применен современный метод анализа библиографии и подготовки обзора литературы – PRISMA (Preferred Reporting Items for Systematic Reviews and Meta-Analysis). Показано, что различные конфигурации долевой экономики обусловливают проблему типологии их цифровых платформ с учетом различных уровней взаимодействия между производителями и потребителями. Систематизацию типов цифровых платформ долевой экономики провели по ресурсам и уровням взаимодействия, исходя из авторской разработки рыночного потенциала фирмы, отражающего сторону производителя благ долевой экономики. Выделили типы цифровых платформ долевой экономики, структурированные по видам применяемых ресурсов (информационные, материальные, финансовые, трудовые) и уровням взаимодействия между участниками платформенных взаимодействий (органы власти, бизнес-структуры, потребители). Показано, что управление цифровыми платформами представляет собой особый механизм управления, отличный от рынков, иерархий или сетей. Поэтому цифровые платформы создают уникальный набор проблем для регулирующих органов, работников и их конкурентов в традиционной экономике. Обосновано, что разработка типологии цифровых платформ долевой экономики дает возможность формировать различные бизнес-модели одноранговых взаимодействий и обеспечивать стратегическое планирование для развития управления цифровыми платформами.


Ключевые слова: цифровые платформы; долевая экономика; ресурсы; уровни взаимодействия; одноранговые взаимодействия; бизнес-модели

Список литературы:
  • Вольчик В.В., Кот В.В. (2013). Институциональные изменения в контексте модернизации хозяйственных порядков. Journal of Institutional Studies 5(4), 36–57. [Volchik, V. and Kot, V.(2013). Institutional change in context of economic orders modernization. Journal of Institutional Studies 5(4), 36–57 (in Russian)].
  • Вольчик В.В., Маслюкова Е.В., Пантеева С.А. (2021). Исследование подходов к моделированию национальных инновационных систем. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз 14(5), 135–150. [Volchik, V., Maslyukova, E. and Panteeva, S. (2021). Investigating the approaches to national innovation systems modeling. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast 14(5), 135–150 (in Russian)].
  • Вольчик В.В., Оганесян А.А. (2010). Институты, информация и институциональная структура экономики. Journal of Economic Regulation 1(2), 30–42. [Volchik, V. and Oganesyan, A. (2010). Institutions, information, and institutional structure of society. Journal of Economic Regulation 1(2), 30–42 (in Russian)].
  • Попов Е.В., Веретенникова А.Ю. (2019). Институциональное обеспечение долевой экономики в развитии городской среды. Journal of Institutional Studies 11(2), 44–59. [Popov, E. and Veretennikova, A. (2019). Institutional support of the sharing economy in the development of urban environment. Journal of Institutional Studies 11(2), 44–59 (in Russian)].
  • Попов Е.В., Веретенникова А.Ю. (2020). Долевая экономика. М.: Юрайт, 405 с. [Popov, E. and Veretennikova, A. (2020). Shared Economy. Moscow: Yurait Publ., 405 p. (in Russian)].
  • Попов Е.В., Герцегова Е., Семячков К.А. (2018). Инновации в институциональном моделировании долевой экономики. Journal of Institutional Studies 10(2), 25–42. [Popov, E., Hercegova, K. and Semyachkov, K. (2018). Innovations in the institutional modelling of the sharing economy. Journal of Institutional Studies 10(2), 26–42 (in Russian)].
  • Суходолов А.П., Березкин Ю.М. (2018). От институциональной экономики к платформенной. Управленец 9(3), 8–13. [Sukhodolov, A. and Beryozkin, Y. (2018). From the institutional to the platform economy. Upravlenets – The Manager 9(3), 8–13 (in Russian)].
  • Acquier, A., Carbone, V. and Masse, D. (2019). How to create value in the sharing economy: Business models, scalability, and sustainability. Technology Innovation Management Review 9(2), 5–24.
  • Bai, G. and Velamuri, S. (2021). Contextualizing the sharing economy. Journal of Management Studies 54(4), 977–1001.
  • Barbu, C., Florea, D., Ogarca, R. and Barbu, M. (2018). From ownership to access: How the sharing economy is changing the consumer behavior. Amfiteatru Economic 20(48), 373–387.
  • Baumber, A., Scerri, M. and Schweinsberg, S. (2019). A social license for the sharing economy. Technological Forecasting & Social Change 146, 12–23.
  • Berkowitz, H. and Souchaud, A. (2019). Self-regulation of sharing economy platforms through partial meta-organizing. Journal of Business Ethics 159, 961–976.
  • Bradley, K. and Pargman, D. (2017). The sharing economy as the commons of the 21st century. Cambridge Journal of Regions, Economy, and Society 10, 231–247.
  • Chandna, V. (2022). Social entrepreneurship and digital platforms: crowdfunding in the sharingeconomic era. Business Horizons 65, 21–31.
  • Clauss, T., Harengel, P. and Hock, M. (2019). The perception of value of platform-based business models in the sharing economy: Determining the drivers of user loyalty. Review of Managerial Science 13, 605–634.
  • D’Hauwers, R., Bank, J. and Montakhabi, M. (2020). Trust, transparency, and security in the sharing economy: What is the government role? Technology Innovation Management Review 10(5), 6–17.
  • Dabbous, A. and Tarhini, A. (2021). Does sharing economy promote sustainable economic development and energy efficiency? Evidence from OECD countries. Journal of Innovation & Knowledge 6, 58–68.
  • Davies, A., Donald, B., Gray, M. and Knox-Hayes, J. (2017). Sharing economies: Moving beyond binaries in a digital age. Cambridge Journal of Regions, Economy, and Society 10, 209–230.
  • Durante, G. and Turvani, M. (2018). Coworking, the sharing economy, and the city: Which role for the ‘Coworking Entrepreneur’? Urban Science 2(83), 1–21.
  • Ferreri, M. and Sanyal, R. (2018). Platform economies and urban planning: Airbnb ana regulated deregulation in London. Urban Studies 55(15), 3353–3368.
  • Frenken, K. (2017). Political Economies and Environmental Futures for the Sharing Economy. Philosophical Transactions A 315(20160367), 1–15.
  • Geissinger, A., Laurell, C. and Oberg, C. (2021). Copycats among underdogs – echoing the sharing economy business model. Industrial Marketing Management 96, 287–299.
  • Gerwe, O., Silva, R. and Castro, J. (2020). Entry of providers onto a sharing economy platform: Macro-level factors and social interaction. Entrepreneurship Theory and Practice, 1–41. DOI: 10.1177/1042258720903404
  • Grybaite, V. and Stankeviciene, J. (2018). An empirical analysis of factors affecting sharing economy growth. Oeconomia 9(4), 635–654.
  • Katz, V. (2015). Regulating the sharing economy. Berkeley Technology Law Journal 30, 10–67.
  • Lin, M., Ma, L. and Ying, C. (2021). Matching daily home health-care demands with supply in service-sharing platforms. Transportation Research Part E 145(102177), 1–26.
  • Luo, X., Tong, S., Lin, Z. and Zhang, C. (2021). The impact of platform protection insurance on buyers and sellers in the sharing economy: A natural experiment. Journal of Marketing 85(2), 50–69.
  • Martin, C. (2016). A sharing economy: A pathway to sustainability or a nightmarish form of neoliberal capitalism? Ecological Economics 121, 149–159.
  • Martin, C., Upham, P. and Budd, L. (2015). Commercial orientation in grassroots social innovation: Insights from the sharing economy. Ecological Economics 118, 240–251.
  • Morell, M. and Espelt, R. (2018). A framework for assessing democratic qualities in collaborative economy platforms: Analysis of ten cases in Barcelona. Urban Science 2(61), 1–13.
  • Munoz, P. and Cohen, B. (2018). A compass for navigating sharing economy business models. California Management Review 1–45. DOI: 10.1177/0008125618795490
  • Nadeem, W., Juntunen, M., Hajli, N. and Tajvidi, M. (2021). The role of ethical perceptions in consumers’ participation and value co-creation on sharing economy platforms. Journal of Business Ethics 169, 421–441.
  • North, D. (1990). Institutions, institutional change and economic performance. Cambridge University Press.
  • Pallesen, E. and Aakjar, M. (2020). More for less? Sharing economy as a driver of public welfare innovation. Technology Innovation Management Review 10(5), 19–27.
  • Popov, E. (2004). Market Potential of the Firm. International Advances in Economic Research 10(4), 337–338.
  • Popov, E., Fedoreev, S. and Veretennikova, A. (2021). Designing a mechanism for generating confidence in crowdlending platforms. SHS Web of Conferences 128(01009), 1–10.
  • Popov, E., Veretennikova, A. and Kozinskaya, K. (2020). Digitalization of the Institutional Environment of the Sharing Economy Development. Proceedings of the 16th European Conference on Management Leadership and Governance ECMLG 2020. Portugal: Lisbon, pp. 212–220.
  • Popov, E., Veretennikova, A. and Safronova, A. (2020). Mathematical support for financing social innovation. Mathematics 8(12), 2144–2175.
  • Reuschl, A., Tiberius, V., Filser, M. and Qiu, Y. (2022). Value configurations in sharing economy business models. Review of Managerial Science 16, 89–112.
  • Schor, J. (2016). Debating the sharing economy. Journal of Self-Governance & Management Economics 4(3), 7–22.
  • Stofberg, N., Bridoux, F., Ciulli, F., Pisani, N., Kolk, A. and Vock, M. (2021). A relational-models view to explain peer-to-peer sharing. Journal of Management Studies 58(4), 1033–1069.
  • Styven, E. and Mariani, M. (2020). Understanding the intention to buy secondhand clothing on sharing economy platforms. Psychology & Marketing 337(5), 724–739.
  • Suiskaite, D., Pilinkiene, V. and Zvirdauskas, D. (2019). The conceptualization of the sharing economy as a business model. Inzinerine Ekonomika – Engineering Economics 30(3), 373–381.
  • Taeuscher, K. and Laudien, S. (2018). Understanding platform business models: A mixed methods study of marketplace. European Management Journal 36(3), 319–329.
  • Tetrevova, L., Jelinkova, M. and Munzarova, S. (2021). Traditional and development segments of the sharing economy from the point of view of customers. Inzinerine Ekonomika – Engineering Economics 32(5), 469–483.
  • Vallas, S. and Schor, J. (2020). What do platforms do? Understanding the gig economy. Annual Review of Sociology 46, 273–294.
  • Xiong, L., Wang, C. and Xu, Z. (2020). Supply and demand matching model of P2P sharing accommodation platforms considering fairness. Electronic Commerce Research, 1–28. DOI: 10.1007/s10660-020-09437-w
  • Zboron, H. (2020). Sharing economy in axiological perspective. Ekonomia I Prawo. Economics and Law 19(1), 187–201.
  • Zwickl, K., Disslbacher, F. and Stagl, S. (2016). Work-sharing for a sustainable economy. Ecological Economics 121, 246–253.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606