ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дарообмен и критика капитализма: от Зибера до Гребера


TERRA ECONOMICUS, , Том 19 (номер 4),
Цитирование: Расков Д.Е., Терещенко П.А. (2021). Дарообмен и критика капитализма: от Зибера до Гребера // Terra Economicus 19(4): 66–76. DOI: 10.18522/2073-6606-2021-19- 4-66-76

Критика капитализма развивается вместе с самой системой капиталистических отношений. Несмотря на то, что с момента установления капитализма прошло уже несколько веков, не утихают голоса критиков, которые настаивают на том, что существуют альтернативные способы обустройства экономических отношений. Зачастую подобные критики обращаются к экономической антропологии, чтобы показать экономический уклад, отличный от капиталистического. Для этого антропологи обращаются к опыту коренного населения и, описывая его в подробностях, критикуют сложившуюся систему. Однако претерпевает ли данная критика изменения? В рамках данной статьи авторы отвечают на этот вопрос путем сопоставления позиций двух одновременно похожих, но притом разных видных академических исследователей своего времени – Николая Ивановича Зибера и Дэвида Гребера. Н.И. Зибер – последний представитель классической политической экономии XIX в. и один из первых марксистов. Он придерживался левых взглядов и был отмечен самим Карлом Марксом. Основной его труд «Очерки первобытной экономической культуры» (1883) сегодня можно по праву отнести к экономической антропологии. В нем Зибер предпринимает попытку систематизировать структуру первобытных обществ, выявляя общие аспекты их экономической жизни. Д. Гребер – антрополог, придерживающийся левых идей и получивший наибольшее признание в XXI в. после написания книги «Долг: Первые 5000 лет истории» (2011). Эта книга, подобно «Очеркам» Зибера, охватывает обширный исторический период и попутно критикует капитализм. Путем сравнения критики, которая встречается и у Зибера, и у Гребера, авторы вписывают их интеллектуальное наследие в единый контекст, прослеживая эволюцию критики капитализма в рамках экономической антропологии.


Ключевые слова: Н.И. Зибер; Д. Гребер; экономическая антропология; дар; критика капитализма; первобытное общество

Список литературы:
  • Батай Ж. (2003). Проклятая доля. М.: Гнозис Логос. [Bataille G. (2003). The Accursed Share. Мoscow: Gnozis Logos Publ. (in Russian)].
  • Белик А.А. (2010). Экономическая антропология: взаимодействие экономики и культуры // Экономический журнал (20): 64–86. [Belik А. (2010). Economic Anthropology: Interaction Between Economics and Culture. Economic Journal (20): 64–86 (in Russian)].
  • Бурдьё П. (2001). Практический смысл. СПб.: Алетейя. [Bourdieu P. (2001). Practical Reason. Saint Petersburg: Aleteiya Publ. (in Russian)].
  • Вайц Т. (1867). Антропология первобытных народов, т. 1. М.: Типография Мамонтова. [Waitz T. (1867). Anthropology of Primitive Peoples, vol. 1. Мoscow: Mamontov’s Printing House (in Russian)].
  • Гребер Д. (2016). Долг: первые 5000 лет истории. М.: Ад Маргинем Пресс. [Graeber D. (2016). Debt: First 5000 Years. Мoscow: Ad Marginem Press (in Russian)].
  • Гребер Д. (2020). Бредовая работа. Трактат о распространении бессмысленного труда. М.: Ад Маргинем Пресс. [Graeber D. (2020). Bullshit Jobs: A Theory. Moscow: Ad Marginem Press (in Russian)].
  • Дубянский А.Н. (2016). Зибер и Воронцов о капиталистическом пути развития России // Terra economicus 14(4): 107–118. [Dubyansky А. (2016). Sieber and Vorontsov on the capitalist path of development of Russia. Terra economicus 14(4): 107–118 (in Russian)].
  • Ерискина Н.В. (2004). Дарообмен в системе культуры коренных народов Камчатки // Вестник Камчатского государственного технического университета (3): 191–194. [Eriskina N. (2004). Gift exchange in the cultural system of the indigenous peoples of Kamchatka. Bulletin of Kamchatka State Technical University (3): 191–194 (in Russian)].
  • Зибер Н.И. (1871). Теория ценности и капитала Рикардо с некоторыми из позднейших дополнений и разъяснений. Киев. [Sieber N. (1871). Ricardo’s Theory of Value and Capital with Some of the Later Additions and Clarifications. Kyiv. (in Russian)].
  • Зибер Н.И. (1883). Очерки первобытной экономической культуры. М.: Издание К.Т. Солдатенкова. [Sieber N. (1883). Essays on Primitive Economic Culture. Мoscow: K.T. Soldatenkov’s Publishing House. (in Russian)].
  • Канаев А.В. (2007). Происхождение кредита: от дарообмена к долговой кабале // Финансы и кредит 13(16): 87–95. [Kanaev А. (2007). The origin of credit: From gift exchange to debt bondage. Finance and Credit 13(16): 87–95 (in Russian)].
  • Леви-Стросс К. (1985). Структурная антропология. М.: Наука. [Levi-Strauss K. (1985). Structural Anthropology. Moscow: Nauka Publ. (in Russian)].
  • Морган Л.Г. (1935). Древнее общество. Ленинград: Издательство института народов севера ЦИК СССР. [Morgan L. (1935). Ancient Society. Leningrad: Publishing House of the Institute of Peoples of the North of the USSR Central Executive Committee of the USSR (in Russian)].
  • Мосс М. (1996). Очерк о даре. Общества. Обмен. Личность. М.: Восточная литература. [Mauss M. (1996). The Gift: Forms and Functions of Exchange in Archaic Societies. Мoscow: Eastern Literature Publ. (in Russian)].
  • Никишенков А. (2015). История британской социальной антропологии. СПб.: Центр гуманитарных инициатив. [Nikishenkov А. (2015). History of British Social Anthropology. Saint Petersburg: Center for Humanities Initiatives Publ. (in Russian)].
  • Поланьи К. (2002). Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени. СПб.: Алтейя. [Polanyi K. (2002). The Great Transformation. Origins of Our Time. Saint Petersburg: Alteiya Publ. (in Russian)].
  • Расков Д.Е. (2016). Н.И. Зибер как кабинетный экономист-антрополог // Terra economicus 14(4): 92–106. [Raskov D. (2016). N.I. Sieber as an armchair economic anthropologist. Terra economicus 14(4): 92–106 (in Russian)].
  • Расков Д.Е. (2018). Кем был Н.И. Зибер? Контекст интеллектуальной биографии // Вопросы экономики (4): 111–128. [Raskov D. (2018). Who was Nikolai Sieber? Contexts of intellectual biography. Voprosy Elonomiki (4): 111–128 (in Russian)].
  • Расков Д.Е. (2020). «Экономия и право первобытного общества»: разбор эпистолярного наследия Н.И. Зибера // Terra Economicus 18(3): 87–107. [Raskov D. (2020). “Economics and Law of Primitive Society”: An inquiry into the epistolary heritage of Nikolaj Sieber. Terra economicus 18(3): 87–107 (in Russian)].
  • Салинз М. (1999). Экономика каменного века. М.: ОГИ. [Sahlins M. (1999). Stone Age Economics. Мoscow: OGI Publ. (in Russian)].
  • Сонгинайте Н.С. (1998). Социальная антропология Бронислава Малиновского // Журнал социологии и социальной антропологии 1(2): 36–43. [Songinaiyte N. (1998). Social anthropology of Bronislav Malinovsky. Journal of Sociology and Social Anthropology 1(2): 36–43 (in Russian)].
  • Широкорад Л.Д. (2018). Н. Зибер и К. Маркс в истории дореволюционной российской экономической мысли // Вопросы экономики (4): 95–110. [Shirokorad L. (2018). Nikolay Sieber in the history of prerevolutionary Russian economic thought. Voprosy Ekonomiki (4): 95–110 (in Russian)].
  • Allisson F., D’Onofrio F., Raskov D.E., Shirokorad L.D. (2020). Marxism before Marxism: Nikolaj Sieber and the birth of Russian social-democracy. The European Journal of the History of Economic Thought 27(2): 298–323.
  • Graeber D. (2014). On the moral grounds of economic relations: A Maussian approach. Journal of Classical Sociology 14(1): 65–77.
  • Herskowits M. (1952). Economic Anthropology. A Study in Comparative Economics. N.Y.: Alfred Knopf.
  • Hillis F. (2012). Ukrainophile activism and imperial governance in Russia’s Southwestern borderlands. Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History 13(2): 301–326.
  • Laidlaw J. (2000). A free gift makes no friends. Journal of the Royal Anthropological Institute 6(4): 617–634.
  • Maine H.S. (1875). Lectures on the Early History of Institutions. N.Y.: Hoult and Co.
  • Maurer B. (2012). Occupy economic anthropology. Journal of the Royal Anthropological Institute 18(2): 454–460.
  • Sproat G.M. (1868). Sciences and Studies of Savage Life. London: Smith, Elder and Co.
  • Venkatesan S. (2011). The social life of a “free” gift. American Ethnologist 38(1): 47–57.
  • Yan Y. (2012). The gift and gift economy, pp. 246–261. In: Carrier J.G. A Handbook of Economic Anthropology. Cheltenham: Edward Elgar Publishing.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606