Тенденции развития академического мира как научно-образовательной экосистемы
Марина Александровна Боровская
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Николай Николаевич Лябах
Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп, Россия, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Марина Анатольевна Масыч
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Татьяна Викторовна Федосова
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
TERRA ECONOMICUS, 2021, Том 19 (номер 4),
Цитирование: Боровская М.А., Лябах Н.Н., Масыч М.А., Федосова Т.В. (2021). Тенденции развития академического мира как научно-образовательной экосистемы // Terra Economicus 19(4): 110–126. DOI: 10.18522/2073-6606-2021-19-4-110-126
Актуальность исследования «академического мира» обусловлена явными признаками рыночного поведения в научно-образовательной среде, разбалансированными процессами и механизмами, которыми сложно управлять, низкой востребованностью научно-образовательного продукта в социально-экономическом пространстве. Это привело к необходимости пересмотра концепции «академического мира». Анализ понятий, входящих в концепт «академический мир», делает возможным получение числовых данных, необходимых для моделирования академического развития и научно-технологического воспроизводства экономики современной России в целом. Целью статьи является исследование академического мира сквозь призму специфических для сферы науки и образования видов экономических отношений, а также изучение контуров академического мира как научно-образовательной экосистемы. Эмпирическим материалом послужила статистика Всемирного банка и ЮНЕСКО, а также результаты исследования фокус-групп стран Евросоюза. Роль и место академического мира в развитии современного общества показаны в разрезе показателей: государственных расходов на образование; затрат на исследования и разработки; численности исследователей в области НИОКР; активности в подаче патентных заявок; экспорта высокотехнологичных товаров. Результаты сравнительного анализа показали особенности развития академического мира в России. Академический мир рассматривается наряду с близкими по смыслу понятиями: академические сообщества, академический ресурс, академический успех, академический рынок и др. Предложено авторское определение и схематическое представление структуры академического мира с выделением групп, их потенциалов и взаимосвязей в социально-экономическом пространстве. Описаны механизмы взаимодействия составляющих академического мира в российской сфере образования и науки, сформулированы проблемы и тенденции его развития в социально-экономическом пространстве страны.
Ключевые слова: экономика образования; научно-образовательная экосистема; академический мир; сфера образования и науки; государственная политика
Список литературы:
- Абрамов Р., Груздев И., Терентьев Е. (2016). Тревога и энтузиазм в дискурсах об академическом мире: международный и российский контексты // Новое литературное обозрение (2): 16–32. [Abramov R., Gruzdev I., Terentyev E. (2016). Anxiety and enthusiasm in discourses about the academic world: International and Russian contexts. New Literary Review (2): 16–32. (In Russian).]
- Баженов С.В., Баженова Е.Ю. (2019). Академический капитализм: анализ подходов в изучении академического мира // Экономика: вчера, сегодня, завтра 9(10А): 263–275. [Bazhenov S.V., Bazhenova E.Yu. (2019). Academic Capitalism: Analysis of Approaches in The Study of The Academic World. Economy: Yesterday, Today, Tomorrow 9(10A): 263–275. (In Russian).] https:// doi.org/10.34670/AR.2020.92.10.031
- Балацкий Е.В., Екимова Н.А. (2018). Опыт идентификации университетов мирового класса // Мировая экономика и международные отношения 62(1): 104–113. [Balatsky E., Ekimova N. (2018). Experience in identifying world-class universities. Mirovaya Ekonomika i Mezhdunarodnye Otnosheniya 62(1): 104– 113. (In Russian).] https://doi.org/10.20542/0131-2227-2018-62-1-104-113
- Балацкий Е.В., Екимова Н.А. (2019). Геополитические меридианы университетов мирового класса // Вестник Российской академии наук 89(10): 1012–1023. [Balatsky E., Ekimova N. (2019). Geopolitical meridians of world-class universities. Vestnik Rossijskoj Akademii Nauk 89(10): 1012–1023. (In Russian).] https://doi.org/10.31857/S0869-587389101012-1023
- Балацкий Е.В., Екимова Н.А. (2020). Глобальная конкуренция университетов в зеркале международных рейтингов // Вестник Российской академии наук 90(8): 726–738. [Balatsky E., Ekimova N. (2020). Global university competition in the mirror of international rankings. Vestnik Rossijskoj Akademii Nauk 90(8): 726–738. (In Russian). ] https://doi.org/10.31857/ S0869587320080022
- Балацкий Е.В., Екимова Н.А. (2021). Механизмы интеграции вузов и реального сектора экономики // Journal of Economic Regulation 12(3): 58–75. [Balatsky E.V., Ekimova N.A. (2021). Mechanisms for integrating universities and the real sector of the economy. Journal of Economic Regulation 12(3): 58–75. (In Russian).] https://doi.org/10.17835/2078-5429.2021.12.3.058-075
- Балацкий Е.В., Юревич М.А. (2018). Прогнозирование эффективности российской экономики на основе научно-технологического баланса // Наука. Инновации. Образование (2): 54–70. [Balatsky E., Yurevich M. (2018). Forecasting the efficiency of the Russian economy based on the scientific and technological balance. Nauka. Innovacii. Obrazovanie (2): 54–70 (In Russian).]
- Батракова Л.Г. (2018). Экономические интересы и экономические отношения в сфере образования // Социально-политические исследования (1): 64–75. [Batrakova L. (2018). Economic interests and economic relations in the field of education. Socio-Political Studies (1): 64–75. (In Russian).]
- Боровская М.А. (ред.) (2019). Моделирование процесса воспроизводства и полезного использования интеллектуальных ресурсов в контексте развития цифровой экономики. Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 304 с. [Borovskaya M. (ed.) (2019). Modeling of the Reproduction and Efficient Utilization of Intellectual Resources in the Context of the Development of the Digital Economy. Rostov-on-Don: Southern Federal University Publishing House, 304 p. (In Russian).]
- Боровская М.А., Масыч М.А., Паничкина М.В. (2020). Совершенствование системы непрерывного образования: кластерный и экосистемный подходы // Гуманитарий Юга России 9(5): 15–35. [Borovskaya M., Masych M., Panichkina M. (2020). Improving the system of continuing education: cluster and ecosystem approaches. Gumanitarij Yuga Rossii 9(5): 15–35. (In Russian).] https:// doi.org/10.18522/2227-8656.2020.5.1
- Брукинг Э. (2001). Интеллектуальный капитал: ключ к успеху в новом тысячелетии. СПб.: Питер, 288 с. [Brooking E. (2001). Intellectual Capital: The Key to Success in the New Millennium. St. Petersburg: Piter Publ., 288 p. (In Russian).]
- Вахштайн В.К. (2015). К социологии академического мира // Социология власти 27(3): 8–12. [Wachstein V. (2015). To the sociology of the academic world. Sociology of Power 27(3): 8–12. (In Russian).]
- Вольчик В.В., Маслюкова Е.В. (2019). Реформы, неявное знание и институциональные ловушки в сфере образования и науки // Terra Economicus 17(2): 146–162. [Volchik V., Maslyukova E. (2019). Reforms, implicit knowledge and institutional traps in education and science. Terra Economicus 17(2): 146–162. (In Russian).] https://doi.org/10.23683/2073-6606-2019-17-2-146-162
- Вольчик В.В., Корытцев М.А., Маслюкова Е.В. (2018). Институциональные ловушки и новый менеджеризм в сфере образования и науки // Управленец 9(6): 17–29. [Volchik V., Koryttsev M., Maslyukova E. (2018). Institutional traps and new managerialism in education and science. Upravlenec 9(6): 17–29. (In Russian).] https://doi.org/10.29141/2218-5003-2018-9-6-2
- Вольчик В.В., Корытцев М.А., Маслюкова Е.В. (2020). Альтернативы менеджеризму в сфере образования и науки // Управленец 11(6): 44–56. [Volchik V., Koryttsev M., Maslyukova E. (2020). Alternatives to managerialism in education and science. Upravlenec 11(6): 44–56. (In Russian).] https://doi.org/10.29141/2218-5003-2020-11-6-4
- Губа К., Семенов А. (2010). В центре внимания или в центрах внимания? Анализ системы авторитетов локального академического сообщества // Журнал социологии и социальной антропологии 13(3): 133–154. [Guba K., Semenov A. (2010). In the center of attention or in the centers of attention? Analysis of the system of authorities of the local academic community. Journal of Sociology and Social Anthropology 13(3): 133–154. (In Russian).]
- Дорошенко С.В., Шеломенцев А.Г. (2017). Предпринимательская экосистема в современных экономических исследованиях // Журнал экономической теории (4): 212–221. [Doroshenko S.V., Shelomentsev A.G. (2017). Entrepreneurial ecosystem in modern economic research. Journal of Economic Theory (4): 212–221. (In Russian).]
- Клейнер Г.Б. (2019). Экономика экосистем: шаг в будущее // Экономическое возрождение России (1): 40–45. [Kleiner G.B. (2019). Ecosystem economics: A step into the future. Economic revival of Russia (1): 40–45. (In Russian).]
- Кузьминов Я.И., Рудник Б.Л., Фрумин И.Д., Якобсон Л.И., Волков А.Е., Реморенко И.М. (2008). Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики. Материал для обсуждения // Вопросы образования (1): 32–64. [Kuzminov Ya., Rudnik B., Frumin I., Yakobson L., Volkov A., Remorenko I. (2008). Russian education 2020: An education model for an innovative economy. Material for discussion. Voprosy Obrazovaniya (1): 32–64. (In Russian).]
- Леонтьев Б.Б. (2002). Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. М.: Акционер, 200 с. [Leontiev B. (2002). The Price of Intelligence. Intellectual Capital in Russian Business. Moscow: Aktsioner, 200 p. (In Russian).]
- Лешкевич Т.Г. (2011). Парадоксы «инно-преобразований», или Размышления о философии инноваций // Научная мысль Кавказа (2): 7–13. [Leshkevich T. (2011). Paradoxes of “innotransformations”, or Reflections on the philosophy of innovation. Scientific Thought of the Caucasus (2): 7–13. (In Russian).]
- Лешкевич Т.Г. (2017). Академический мир и его системообразующие принципы, с. 136–145 / В сб.: Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании – 2017. Академический мир в междисциплинарных практиках. Материалы Второй ежегодной Всероссийской научной конференции. [Leshkevich T. (2017). Academic world and its system-forming principles, pp. 136–145. In: Interdisciplinarity in Modern Social and Humanitarian Knowledge – 2017. Academic World in Interdisciplinary Practices. Proceedings of the Second Annual All-Russian Scientific Conference. (In Russian).]
- Маркс К., Энгельс Ф. (1961). Сочинения. М.: Государственное издательство политической литературы. [Marx K., Engels F. (1961). Writings. Moscow: State Publishing House of Political Literature. (In Russian).]
- Мельникова Н.И. (2013). Научные социальные сетевые сервисы как средство дифференциации и интеграции научных сообществ // Философия, социология и культурология (1): 255–259. [Melnikova N. (2013). Scientific social network services as a means of differentiation and integration of scientific communities. Philosophy, Sociology and Cultural Studies (1): 255–259. (In Russian).]
- Погорелов Ф., Соколов М. (2005). Академические рынки, сегменты профессии и интеллектуальные поколения: Фрагментация петербургской социологии // Журнал социологии и социальной антропологии 8(2): 76–92. [Pogorelov F., Sokolov M. (2005). Academic Markets, Profession Segments and Intellectual Generations: Fragmentation of Petersburg Sociology. Journal of sociology and social anthropology 8(2): 76–92. (In Russian).]
- Семыкин В.А., Соловьева Т.Н., Сафронов В.В., Терехов В.П. (2016). Интеграция материального производства, науки, образования и культуры как объективное условие развития экономики и общества // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии (7): 9–13. [Semykin V., Solovyova T., Safronov V., Terekhov V. (2016). Integration of material production, science, education and culture as an objective condition for the development of the economy and society. Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy (7): 9–13. (In Russian).]
- Соколов М., Губа К., Зименкова Т., Сафонова М., Чуйкина С. (2015). Как становятся профессорами: академические карьеры, рынки и власть в пяти странах. М.: Новое литературное обозрение, 832 с. [Sokolov M., Guba K., Zimenkova T., Safonova M., Chuikina S. (2015). How to Become Professors: Academic Careers, Markets and Power in Five Countries. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 832 p. (In Russian).]
- Соловей О.В. (2021). Интеграция образования, бизнеса и государства в условиях инновационной экономики // Экономика образования (2): 4–14. [Solovej O. (2021). Integration of education, business and government in an innovative economy. Ekonomika obrazovaniya (2): 4–14. (In Russian).]
- Стюарт Т.А. (2007). Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций. М.: Поколение. [Stewart T. (2007). Intellectual Capital. A New Source of Wealth of Organizations. Moscow: Pokolnie Publ. (In Russian).]
- Тамбовцев В.Л. (2018). О научной обоснованности научной политики в РФ // Вопросы экономики (2): 5–32. [Tambovtsev V. (2018). On the scientific substantiation of scientific policy in the Russian Federation. Voprosy ekonomiki (2): 5–32. (In Russian).] https://doi.org/10.19181/ smtp.2020.2.1.1
- Тамбовцев В.Л. (2020). Действенность мер российской научной политики: что говорит мировой опыт // Управление наукой: теория и практика 2(1): 15–39. [Tambovtsev V. (2020). Effectiveness of Russian science policy measures: What world experience says. Upravlenie Naukoj: Teoriya i Praktika 2(1): 15–39. (In Russian).]
- Ajayan S., Balasubramanian S. (2020). “New managerialism” in higher education: The case of United Arab Emirates. International Journal of Comparative Education and Development 22(2): 147–168. https://doi.org/10.1108/IJCED-11-2019-0054
- Ansell B. (2008). University challenges: explaining institutional change in higher education. World Politics 60(2): 189–230.
- Busemeyer M., Trampusch C. (2011). Comparative political science and the study of education. British Journal of Political Science 41(2): 413–443.
- Clark B. (1998). Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. Issues in Higher Education. Paris: International Association of Universities.
- DiMaggio P., Powell W. (1983). The iron cage revisited: Institutional isomorphism and collective rationality in organizational fields. American Sociological Review. https://doi. org/10.2307/2095101
- Etzkowitz H., Leydesdorff L. (2000). The dynamics of innovation: From national systems and «Mode 2» to a triple helix of university-industry-government relations. Research Policy 29: 109–123.
- Etzkowitz H., Webster A. (1998). Capitalizing knowledge: New intersections of industry and academia. SUNY Series, Frontiers in Education.
- Flek M., Ugnich E. (2020). The professional and educational ecosystem as a driver of development collaboration between engineering education and production. MATEC Web of Conferences. IX Czarnowski Readings. https://doi.org/10.1051/matecconf/202031102003
- Gerring J. (2007). Case Study Research. New York: Cambridge University Press.
- Gift T., Wibbels E. (2014). Reading, writing, and the regrettable status of education research in comparative politics. Annual Review of Political Science 17: 291–312.
- Gunasekara C. (2006). Reframing the role of universities in the development of regional innovation systems. Journal of Technology Transfer 31(1): 101–113. https://doi.org/10.1007/s10961-005-5016-4
- Hackett E.J. (1990). Science as a Vocation in the 1990s: The Changing Organizational Culture of Academic Science. The Journal of Higher Education. https://doi.org/10.2307/1982130.
- Kaplan L., Farooque M., Sarewitz D., Tomblin D. (2021). Designing Participatory Technology Assessments: A Reflexive Method for Advancing the Public Role in Science Policy Decision-making. Technological Forecasting and Social Change 171. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2021.120974
- Menon A. (2017). Towards building an education ecosystem of consequence. International Data Corporation.
- Moore J. (1993). Predators and prey: a new ecology of competition. Harvard Business Review 71: 76–86.
- Nowotny H., Scott P., Gibbons M. (2001). Re-Thinking Science: Knowledge in an Age of Uncertainty. Cambridge, UK: Polity.
- Schulze-Cleven T., Olson J. (2017). Worlds of higher education transformed: Toward varieties of academic capitalism. Higher Education 73(1): 813–831.
- Slaughter S., Leslie L. (1997). Academic Capitalism: Politics, Policies and the Entrepreneurial University. Johns Hopkins University Press.
- Slaughter S., Rhoades G. (2012). Academic capitalism and the new economy: Markets, state, and higher education. The Journal of Biblical Integration in Business 15(1): 110–113.
- Wang Z., Zhang Q. (2019). Higher-education ecosystem construction and innovative talents cultivating. Open Journal of Social Sciences 7: 146–153. https://doi.org/10.4236/jss.2019.73011
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606