ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА КИТАЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: КЛЮЧЕВЫЕ ВЫЗОВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

TERRA ECONOMICUS, , Том 16 (номер 3),

Бюджетная система КНР, на первый взгляд, может показаться парадоксальной комбинацией элементов, находящихся в противоречии друг с другом. Однако то, что в течение многих лет властям Китая удается эффективно использовать бюджетную политику в целях стимулирования экономического роста, сохранения макроэкономической стабильности и сглаживания межрегиональных различий, требует пристального и непредвзятого взгляда на текущее состояние и направления развития бюджетных отношений в этой стране. Соотношение доходов и расходов центрального и субнациональных бюджетов в консолидированном бюджете КНР, а также их динамика относительно ВВП позволяют говорить о высокой степени децентрализации бюджетной системы, которая, впрочем, отражает скорее децентрализацию бюджетно-распорядительных функций, нежели децентрализацию бюджетных полномочий и/или децентрализацию бюджетной политики. Несмотря на это фундаментальное отличие от, в частности, российской ситуации, китайская бюджетная система сталкивается в настоящее время с рядом проблем, знакомых и отечественной бюджетной системе. В их числе – проблема оптимизации методик расчета межбюджетных трансфертов, проблема несбалансированности бюджетов, нарастание государственного долга и квазигосударственной задолженности, особенно на нижних уровнях бюджетной системы. Эти и другие вызовы диктуют направления текущих и перспективных преобразований в бюджетной системе и бюджетной политике Китая.


Ключевые слова: Китай; бюджетная система; налогово-бюджетная политика; межбюджетные отношения

Список литературы:
  • Бахитова, Р. (2013). Модель одноканальной бюджетной системы в Китайской Народной Республике // Проблемы востоковедения, 4, 8–12.
  • Иванов, С. (2012). Распределение фискальных и административных ресурсов между центральной и местными властями КНР в период реформ // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение», 2(9), ч. 1, 41–48.
  • Кадочников, Д. (2016). Бюджетная децентрализация и межбюджетные отношения: опыт китайских реформ и его актуальность для России // Terra Economicus, 14(2), 109–126.
  • Кадочников, Д. (2017). Российская Федерация и Китайская Народная Республика: общее и особенное в межбюджетных отношениях центральных и региональных властей // Terra Economicus, 15(2), 76–92.
  • Мамаева, Н. (2007). Партия и власть: Компартия Китая и проблема реформы политической системы. М.: Русская панорама.
  • Новоселова, Л. (2016). Новейшие преобразования налогово-бюджетной системы КНР в интересах социально-экономического развития страны // Российский экономический журнал, 1, 66–89.
  • Прохорова, Н. (2015). Федерализм без федерации: проблемы налогового федерализма в Китае // Азия и Африка сегодня, 6, 28–33.
  • Соколов, Б., Лю, Ю. (2014). Налоговые реформы: опыт Китая ‒ выводы для России // Финансы и кредит, 20, 32–46.
  • Ярцева, Н. (2015). Налоговые аспекты экономической реформы в КНР // Российский внешнеэкономический вестник, 7, 91–97.
  • Bai, C., Hsieh, C. and Song, Z. (2016). The Long Shadow of China’s Fiscal Expansion // Brookings Papers on Economic Activity, 129–165.
  • Fan, Y. (2017). The Politics of Mandates in Financing Local Government Operations in China: An Administrative or Fiscal Dilemma? // China Review, 17(3), 31–57.
  • Jiang, T. and Zhao, Z. (2012). Government transfer payments and regional development / In: Garnaut R., Song L. (Eds.). China: New engine of world growth. Canberra: ANU Press.
  • Jin, H., Qian, Y. and Weingast, B. (2005). Regional decentralization and fiscal incentives: Federalism, Chinese style // Journal of public economics, 89(9‒10), 1719–1742.
  • Li, H. and Zhou, L. (2005). Political Turnover and Economic Performance: The Incentive Role of Personnel Control in China // Journal of Public Economics, 89(9‒10), 1743–1762.
  • Loo, B. and Chow, S. (2006). China’s 1994 Tax-Sharing Reforms: One System, Differential Impact // Asian Survey, 46(2), 215–237.
  • McGregor, R. (2010). The Party: The Secret World of China’s Communist Rulers. London: Allen Lane.
  • Montinola, G., Qian, Y. and Weingast, B. (1995). Federalism, Chinese style: the political basis for economic success in China // World Politics, 48(1), 50–81.
  • Naughton, В. (2017). Is China Socialist? // The Journal of Economic Perspectives, 31(1), 3–24.
  • Ong, L. (2012). Fiscal federalism and soft budget constraints: the case of China // International Political Science Review / Revue internationale de science politique, 33(4), 455–474.
  • Persson, P. and Zhuravskaya, E. (2016). The Limits of Career Concerns in Federalism: Evidence from China // Journal of the European Economic Association, 14(2), 338–374.
  • Shen, C., Jin, J. and Zou, H. (2012). Fiscal decentralization in China: history, impact, challenges and next steps // Annals of economics and finance, 13(1), 1–51.
  • Vendryes, T. and Guill, E. (2011). Chinese local authority debt: The makings of a crisis? // China Perspectives, (3), 84–85.
  • Wong, C. (2013). Reforming China’s Public Finances for Long-term Growth, pp. 199–219 / In: Garnaut R., Fang C., Song L. (Eds.). China: A New Model for Growth and Development. Canberra: ANU Press.
  • Zhang, X. (2006). Fiscal decentralization and political centralization in China: implications for growth and inequality // Journal of comparative economics, 34(4), 713–726.
  • Zhu, L. and Cai, Y. (2016). Institutions and Provision of Public Goods in Rural China: An Empirical Study Based on Villages in Guangdong Province // China Review, 16(2), 55–83. 
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606