ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Доказательство существования «невидимой руки», или Почему удовлетворительная покупка становится оптимальной


TERRA ECONOMICUS, , Том 18 (номер 2),
Цитирование: Малахов, С. (2020). Доказательство существования «невидимой руки», или Почему удовлетворительная покупка становится оптимальной // Terra Economicus, 18(2), 70–94. DOI: 10.18522/2073-6606-2020-18-2-70-94

Данная статья развивает систематический анализ механизмов самоорганизации несовершенного рынка в условиях разброса цен средствами модели «работа – поиск – досуг». Модель доказывает, что неравенство предельных величин поиска, создаваемое удовлетворительным решением, выливается в угловое решение, когда потребитель покидает рынок без покупки. Если потребитель старается преодолеть разочарование поиском, он выходит «из угла», и первое предложение, которое соответствует его уровню притязаний, будет как удовлетворительным, так и оптимальным; оно уравнивает предельные величины поиска и максимизирует полезность досуга и потребления. Совпадение удовлетворительного и оптимального решения создает возможность для более глубокого анализа самоорганизации несовершенного рынка. Если потребитель правильно оценивает свою покупательную способность и свою реальную заработную плату перед тем, как он начал зарабатывать деньги и искать необходимый товар, единичная эластичность затрат на покупку относительно объема потребления автоматически делает покупку любого количества товара оптимальной для заданного временного горизонта. Однако правило единичной эластичности ничего не говорит о распределении затрат труда и поиска; оно просто констатирует факт, что это распределение оптимально и что предельные затраты поиска уравниваются с его предельной выгодой. Факт удачной покупки доказывает, что сумма затрат покупателя на поиск и оплату товара является единично эластичной относительно его количества. Это означает, что единичная эластичность затрат на покупку относительно объема потребления сопровождается некоторым внутренним ценовым механизмом, который обеспечивает выгоду продавца в момент автоматического оптимального распределения затрат покупателя между работой и поиском, что подтверждает гипотезу существования «невидимой руки».


Ключевые слова: невидимая рука; удовлетворительное решение; оптимальный потребительский выбор; дисперсия цен

Список литературы:
  • Беккер, Г. (1994). Выбор партнера на брачных рынках // THESIS, (6), 12–36.
  • Малахов, С. (2013). Эффект Веблена, предельная полезность денег и денежная иллюзия // Журнал институциональных исследований, 5 (3), 58–80.
  • Малахов, С. (2018). Самоорганизация несовершенных рынков в условиях разброса цен: невидимая рука против праздного потребления // Журнал институциональных исследований, 10 (2), 6–25. DOI: 10.17835/2076-6297.2018.10.2.006-025
  • Малахов, С. (2019). Дополняемость или взаимозаменяемость потребления и досуга в условиях равновесного разброса цен: от «теоремы лимонов» к теореме Коуза //
  • Журнал институциональных исследований, 11 (1), 55–80. DOI: 10.17835/20766297.2019.11.1.055-080
  • Малахов, С. (2020). Усердие потребителей как естественное средство преодоления побочных эффектов: от теоремы Коуза к «невидимой руке» // Журнал институциональных исследований, 12 (1), 39–65. DOI: 10.17835/2076-6297.2020.12.1.038-065 Толстой, Л. (2019). Анна Каренина. М.: Эксмо, 800 с.
  • Эрроу, К. (1993). Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов // THESIS, (2), 53–68.
  • Baxley, J. V., Moorhouse, J. C. (1984). Lagrange Multiplier Problems in Economics // American Mathematical Monthly, 91 (7), 404–412.
  • Blackʼs Law Dictionary (2009). West Publishing, 1943 p.
  • Fellner, G., Guth, W., Martin, E. (2006). Satisficing or Optimizing? An Experimental Study. Max-Planck-Institut für Ökonomik. Papers on Strategic Interaction, 11.
  • Friedman, M., Savage, L. J. (1948). The Utility Analysis of Choices Involving Risk // The Journal of Political Economy, 56 (4), 279–304.
  • Gribbin, J. (2000). Q is for Quantum: An Encyclopedia of Particle Physics. First Touchstone Edition, 453 p.
  • Jerome, K. J. (1889). Three men in a boat (to say nothing of the dog). Bristol: J.W. Arrowsmith. London: Simpkin, Marshall, Hamilton, Kent & Co., Limited.
  • Kapteyn, A., Wansbeek, T., Buyze, J. (1979). Maximizing or Satisficing // The Review of Economics and Statistics, 61 (4), 549–563.
  • Lewer, J., Gerlich, N., Gretz, R. (2009). Maximizing and Satisficing Consumer Behavior: Model and Test // Southwestern Economic Review (Texas Christian University), 36 (1). http://ssrn.com/abstract=1740002
  • Malakhov, S. (2011). Towards a New Synthesis of Neoclassical Paradigm and Search – Satisficing Concept. IAREP/SABE Annual Conference, Exeter, UK.
  • Malakhov, S. (2014). Satisficing Decision Procedure and Optimal Consumption-Leisure Choice // International Journal of Social Science Research, 2 (2), 138–151. http:// dx.doi.org/10.5296/ijssr.v2i2.6158
  • Malakhov, S. (2016). Law of one price and optimal consumption-leisure choice under price dispersion // Expert Journal of Economics, 4 (1), 1–8.
  • Malakhov, S. (2020). Law of Nature or Invisible Hand: when the satisficing purchase becomes optimal. WP, Berkeley University Press. https://works.bepress.com/sergey_ malakhov/22/
  • Schwartz, B., Ward, A., Monterosso, J., Lyubomirsky, S., White, K., Lehman, D. (2002). Maximizing Versus Satisficing: Happiness is a Matter of Choice // Journal of Personality and Social Psychology, 83 (5), 1178–1197.
  • Simon, H. (1972). Theories of Bounded Rationality, pp. 161–176 / In: C.B. Mcguire, R. Radner (eds.) Decision and Organization. Nort-Holland Publishing Company.
  • Simon, H. (1978). Rationality as Process and as Product of Thought // American Economic Review, 68 (2), 1–16.
  • Simon, H. A. (1976). From substantive to procedural rationality / In: T.J. Kastelein, S.K. Kuipers, W.A. Nijenhuis, G.R. Wagenaar (eds.) 25 Years of Economic Theory. Boston, MA: Springer.
  • Slote, M. (1989). Beyond Optimizing: a study of rational choice. Harvard University Press.
  • Smith, A. (1976). An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. Oxford: Oxford University Press.
  • Stigler, G. (1961). The Economics of Information // Journal of Political Economy, 69 (3), 213–225.
  • Thaler, R. (1980). Toward a Positive Theory of Consumer Choice // Journal of Economic Behavior and Organization, 1, 39–60.
  • Thaler, R. (1987). The Psychology of Choice and the Assumptions of Economics, pp. 99–130 / In: A.E. Roth (ed.) Laboratory experimentation in economics: six points of view. Cambridge University Press.
  • Veblen, T. (1899). The Theory of the Leisure Class: An Economic Study of Institutions. New York.
  • Viner, J. (1925). The Utility Concept in Value Theory and Its Critics // Journal of Political Economy, 33, 638–659.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606