ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИЛИ НЕАКАДЕМИЧЕСКАЯ КАРЬЕРА: КАКОЙ ВЫБОР ДЕЛАЮТ АСПИРАНТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ?

TERRA ECONOMICUS, , Том 17 (номер 4),

Цитирование:
Михалкина, Е. В., Скачкова, Л. С., Герасимова, О. Я. (2019). Академическая или неакадемическая карьера: какой выбор делают аспиранты федеральных университетов? // Terra Economicus, 17(4), 148–173. DOI: 10.23683/2073-66062019-17-4-148-173

Устойчиво низкие показатели защит аспирантами диссертаций в советах, снижение показателей результативности программ подготовки кадров высшей квалификации (рост числа отчислений), новый формат аспирантуры, предполагающий необязательность защиты диссертации, обусловили исследовательский интерес авторов к изучению выбора аспирантами карьерных стратегий, факторов, определивших и повлиявших на их формирование. Теоретической базой исследования выступают подходы российских и зарубежных ученых к проблеме воспроизводства человеческого капитала высшей школы. Эмпирическая база данного исследования основана на анализе мнений 1429 аспирантов из пяти федеральных университетов (Казанский (Приволжский) федеральный университет, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Северо-Кавказский федеральный университет, Сибирский федеральный университет, Южный федеральный университет). На основе социологического исследования был составлен портрет российского аспиранта, который включает ценностно-мотивационные основания карьерных траекторий, занятость, важность защиты диссертации, планы после окончания обучения, мотивы и стимулы, значимые в работе, перечень факторов удержания в сфере производства и передачи знаний. В данной статье с помощью кластерного анализа массива данных (мнений опрошенных аспирантов по признаку «мотивация при поступлении в аспирантуру») методом k-средних были получены и сравнены четыре кластера, в результате чего сформулированы следующие карьерные стратегии на академическом и неакадемическом рынке труда: стратегия «исследователя / исследователя-фрилансера», стратегия «преподавателя-инбрида», стратегия «неопределившихся», стратегия «карьериста-инбрида», каждая из которых имеет особенности. Однако существуют и общие черты, свойственные аспирантам, какой бы стратегии они ни придерживались: приоритетность мотива «первичной мотивации» – возможность проведения научных исследований, основные жизненные цели, мотивы в работе, а также важность финансовой составляющей.


Исследование проведено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, грант 18-010-00591 «Выбор карьерных стратегий аспирантами».

Ключевые слова: воспроизводство человеческого капитала; академический рынок труда; высшее образование; экономика образования; экономика знаний; карьерные стратегии аспирантов; рынок труда выпускников вузов

Список литературы:
  • Акерлоф, Дж. А., Крэнтон, Р. И. (2010). Идентичность и экономика организаций // Российский журнал менеджмента, 8(2), 107–130.
  • Бедный, Б. И., Миронос, А. А., Рыбаков, Н. В. (2018). Профессионально ориентированные аспирантские программы: взаимодействие университетов и индустрии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, (1), 37–42.
  • Бекова, С. К., Груздев, И. А., Джафарова, З. И., Малошонок, Н. Г., Терентьев, Е. А. (2017). Портрет современного российского аспиранта. М.: НИУ ВШЭ.
  • Белокрылова, О. С., Германова, О. Е., Вольчик, В. В., Михалкина, Е. В. (2004). Эволюция институциональной структуры системы образования как следствие зависимости от предшествующего пути развития // Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2(4), 60–73.
  • Герасимова, О. Я. (2017). Роль системы высшего образования в формировании человеческого капитала молодежи // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС, (3), 227–234.
  • Лызь, Н. А., Лабынцева, И. С. (2019). Специфика обучения в аспирантуре: роль мотивации аспирантов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования, (1), 68–72.
  • Михалкина, Е. В., Скачкова, Л. С. (2014). Обзор российских методик прогнозирования спроса и предложения труда и компетенций // Terra Economicus, 12(4), 59–67.
  • Михалкина, Е. В., Скачкова, Л. С. (2018). Почему выпускники аспирантуры не выбирают работу в университетах? // Terra Economicus, 16(4), 116–129. DOI: 10.23683/2073-6606-2018-16-4-116-129.
  • Терентьев, Е. А., Бекова, С. К., Малошонок, Н. Г. (2018). Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское
  • управление: практика и анализ, 22(5), 54–66.
  • Юдкевич, М. М., Альтбах, Ф. Дж., Рамбли, Л. (2016). Академический инбридинг и мобильность в высшем образовании: Глобальные перспективы. М.: Изд. дом Высшей школы экономики.
  • Akerlof, G. A., Kranton, R. E. (2010). Identity Economics. How our identities shape our work, and well-being. Princeton University Press.
  • Athey, S., Katz, L., Krueger, A., Levitt, S., Poterba, J. (2007). What Does Performance in Graduate School Predict? Graduate Economics Education and Student Outcomes // American Economic Review, 97(2), 512–518.
  • Baytiyeh, H., Naja, M. (2011a). Attitudes toward pursuing doctoral studies in engineering. Paper presented at the American Society for Engineering Education, Vancouver, BC, Canada.
  • Baytiyeh, H., Naja, M. (2011b). Factors influencing the decision to enroll in an Engineering PhD Program. Paper presented at the Frontiers in Education, Rapid City, SD.
  • Becker, G. S. (1964). Human Capital. New York: Columbia University Press for the National Bureau of Economic Research.
  • Brailsford, I. (2010). Motives and aspirations for doctoral study: Career, personal, and interpersonal factors in the decision to embark on a history PhD // International Journal of Doctoral Studies, 5, 15–27.
  • Churchill, H., Sanders, T. (2007). Getting your PhD: A practical insiderʼs guide. Thousand Oaks, CA: Sage Publications.
  • Donnelly, A. E. (2011). Factors influencing career choices of underrepresented STEM PhD graduates. Paper presented at the American Society for Engineering Education, Vancouver, BC, Canada.
  • Dust, T. J. (2006). Motivational influences to pursue graduate studies in secondary music education // Alberta Journal of Educational Research, 52(2), 158–166.
  • Edwards, D., Bexley, E., Richardson, S. (2011). Regenerating the academic workforce: The careers, intentions and motivations of higher degree research students in Australia:
  • findings of the National Research Student Survey (NRSS). Melbourne: Australian Council for Educational Research (ACER).
  • Ferguson, T. (2009). The «write» skills and more: A thesis writing group for doctoral students // Journal of Geography in Higher Education, 33(2), 285–297. (https://doi.org/10.1080/03098260902734968).
  • Fish, L. A., Fish, L. A. (2010). Career expectations and perceptions of part-time MBA students // College Student Journal, 44(3), 706–719.
  • Gardner, S. K. (2010). Contrasting the socialization experiences of doctoral students in high-and low-completing departments: A qualitative analysis of disciplinary contexts at one institution // The Journal of Higher Education, 81(1), 61–81.
  • Gill, T. G., Hoppe, U. (2009). The business professional doctorate as an informing channel: A survey and analysis // International Journal of Doctoral Studies, 4, 28–57.
  • Grove, W., Wu, S. (2007). The Search for Economics Talent: Doctoral Completion and Research Productivity // American Economic Review, 97(2), 506–511.
  • Hancock, D. R. (2007). Effects of performance assessment on the achievement and motivation of graduate students // Active Learning in Higher Education, 8(3), 219–231. (https://doi.org/10.1177/1469787407081888).
  • Harman, G. (2002). Producing PhD graduates in Australia for the knowledge economy // Higher Education Research and Development, 21(2), 179–190.
  • Hilmer, C., Hilmer, M. (2007). Women Helping Women, Men Helping Women? Same-Gender Mentoring, Initial Job Placements, and Early Career Publishing Success for Economics PhDs // American Economic Review, 97(2), 422–426.
  • Krueger, A., Wu, S. (2000). Forecasting Job Placements of Economics Graduate Students // Journal of Economic Education, 31(1), 81–94.
  • Lange, F., Topel, R. (2006). The Social Value of Education and Human Capital, Ch. 8, pp. 459–509 / In: E. Hanushek and F. Welch (eds.) Handbook of the Economics of Education, vol. 1. Amsterdam, The Netherlands: Elsevier. (https://doi.org/10.1016/S15740692(06)01008-7).
  • Leonard, D., Becker, R., Coate, K. (2005). To prove myself at the highest level: The benefits of doctoral study // Higher Education Research & Development, 24(2), 135–149.
  • Lovitts, B. E. (2001). Leaving the ivory tower: The causes and consequences of departure from doctoral study. Lanham, MD: Rowman & Littlefield Publishers.
  • Martin, Y., Maclachlan, M., Karmel, T. (2001). Postgraduate completion rates. Canberra: Department of Education, Training and Youth Affairs.
  • McAlpine, L., Norton, J. (2006). Reframing our approach to doctoral programs: An integrative framework for action and research // Higher Education Research & Development, 25(1), 3–17.
  • Onwuegbuzie, A. J., Rosli, R., Ingram, J. M., Frels, R. K. (2014). A critical dialectical pluralistic examination of the lived experience of select women doctoral students // Qualitative Report, 19(3), 1–35.
  • Peters, D. L., Daly, S. R. (2013). Returning to graduate school: Expectations of success, values of the degree, and managing the costs // Journal of Engineering Education, 102(2), 244–268.
  • Salmon, P. (1992). Achieving a PhD: Ten studentsʼ experience. Sterling, VA: Stylus Publishing, Inc.
  • Schultz, T. W. (1961). Investment in human capital // American Economic Review, 51(1), 1–17.
  • Simon, T. (2010). The road less traveled: Exploring factors that influence African Americans to pursue and complete doctoral degrees in Engineering and Applied Science disciplines.
  • Paper presented at the American Society for Engineering Education, Louisville, KY.
  • Stubb, J., Pyhalto, K., Lonka, K. (2012). The experienced meaning of working with a PhD thesis // Scandinavian Journal of Educational Research, 56, 439–456.
  • Tanaka, M., Watanabea, Y. (2012). Academic and family conditions associated with intrinsic academic motivation in Japanese medical students: A pilot study // Health Education Journal, 71, 358–364.
  • Wamala, R., Oonyu, J., Ocaya, B. (2011). Completion time dynamics of doctoral studies at Makerere University: A hazard model evaluation // Journal of International Education Research, 7(3), 49–58.
  • Wellington, J., Sikes, P. (2007). “A doctorate in a tight compartment”: Why do students choose a professional doctorate and what impact does it have on their personal and professional lives? // Studies in Higher Education, 31, 723–734.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606