ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ: ЭЛЕКТРОННАЯ VS. ТРАДИЦИОННАЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЬ
Светлана Владимировна ОРЕХОВА
доктор экономических наук, доцент, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Россия
доктор экономических наук, доцент, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Россия
TERRA ECONOMICUS,
2018, Том
16
(номер 4),
При принятии решения о формате ведения бизнеса наиважнейшими причинами выбора являются доступ к ресурсам (и в том числе технологиям) и отклик на сигналы рынка. Если компания уже существует, ее возможности для изменений определяются пулом разнообразных факторов стимулирующего и ограничительного характера. Статья посвящена оценке закономерностей, обусловливающих трансформацию бизнес-моделей традиционных промышленных предприятий. Методологической основой исследования послужила концепция бизнес-моделей, а также проблемно ориентированный подход, учитывающий специфику деятельности промышленных предприятий. На основе систематизации структурных элементов выделены четыре типа бизнес-моделей: традиционная, технологическая, сервисная и электронная (цифровая). Определены две возможные стратегии изменения традиционного промышленного предприятия: переход к технологической и сервисной бизнес-моделям. Показано, что традиционным промышленным предприятиям необходимо переходить от целевых установок максимизации эффекта от масштаба и оптимизации материальных ресурсов к получению сетевых эффектов и разработке технологических систем. Приведен кейс, описывающий переход от традиционной бизнес-модели к технологической и сервисной на примере концерна Siemens AG. Механизмы изменения бизнес-модели традиционных промышленных предприятий предложено рассматривать через призму феномена возрастающей отдачи. Выявлено, что разные типы бизнес-модели характеризуются разными способами достижения возрастающей отдачи. Также доказано, что главной особенностью скорости перехода является единство технологических стандартов, что может быть достигнуто за счет использования платформенной формы организации бизнеса и создания цифрового дубликата на предприятии. Результаты исследования могут служить основой для изучения издержек и выгод трансформации промышленного предприятия традиционной бизнесмодели, а также разработки новых механизмов промышленной политики.
Ключевые слова:
бизнес-модель; промышленные предприятия; электронный бизнес; цифровизация; технологический стандарт; возрастающая отдача
Список литературы:
- Вольчик, В. В., Кривошеева-Медянцева, Д. Д. (2015). Институты, технологии и возрастающая отдача // Journal of institutional studies (Журнал институциональных исследований), 7(1), 45–58.
- Дятлов, С. А. (2014). Сетевые эффекты и возрастающая отдача в информационноинновационной экономике // Известия Cанкт-Петербургского экономического университета, (2), 7–11.
- Кирдина, С. Г., Шаталова, Т. Ю. (2014). Возрастающая отдача в современной экономической литературе: контент-анализ российских и зарубежных источников / В сб.: Феномен возрастающей отдачи в экономике и политике: Сборник научных трудов. СПб.: Алетейя
- Климанов, Д. Е., Третьяк, О. А. (2014) Бизнес-модели: основные направления исследований и поиски содержательного фундамента концепции // Российский журнал менеджмента, 12(3), 107–130.
- Паркер, Дж., Ван Альстин, М., Чаудари, С. (2017). Революция платформ. Как сетевые рынки меняют экономику – и как заставить их работать на вас. М.: Манн, Иванов и Фербер
- Райнерт, Э. (2011). Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными. М.: ГУ–ВШЭ.
- Романова, О. А. (2017). Инновационная компонента новой индустриализации // Известия Уральского государственного экономического университета, (5), 81–92.
- Соколов, Г. М. (2014). Феномен возрастающей отдачи и история его исследования в трудах Э. Райнерта / В сб.: Феномен возрастающей отдачи в экономике и политике: Сборник научных трудов. СПб.: Алетейя.
- Трачук, А. В., Линдер, Н. В., Убейко, Н. В. (2017). Формирование динамических бизнес-моделей компаниями электронной коммерции // Управленец, (4), 61–74.
- Уильямсон, О. И. (1996). Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая контрактация». СПб.: Лениздат
- Шаститко, А. Е., Шпакова, А. А. (2018). Электронный документооборот в контрактных отношениях // Управленец, 9(5), 2–10.
- Широкова, Г. В. (2011). Управление предпринимательской фирмой. СПб.: Высшая школа менеджмента.
- Adnan-Ariffin, S. and Coussins, O. (2010). EDI Cost Savings Report (https://www. gs1uk.org/~/media/documents/white%20papers/edi%20cost%20savings%20report%20 %20gs1cranfield.pdf)
- Alshibly, H., Chiong, R. and Bao, Y. (2016). Investigating the critical success factors for implementing electronic document management systems in governments: evidence from Jordan // Information Systems Management, 33(4), 287–301.
- Amit, R. and Zott, C. (2001). Value creation in e-business // Strategic Management Journal, (22), 493–520.
- Arthur, W. B. (1996). Increasing Returns and the New World of Business // Harvard Business Review, July–Aug.
- Baden-Fuller, C., Giudici, A., Haefliger, S. and Morgan, M. S. (2015). Ideal types, values, profits and technologies. London: London School of Economics.
- Bellman, R., Clark, C. and Malcome, D. (1957). On the Construction of a Multi-Stage, MultiPerson Business Game // Operations Research, 5(4), 469–503.
- Cavalcante, S., Kesting, P. and Ulhøi, J. (2011). Business model dynamics and innovation: Reestablishing the missing linkages // Management Decision, 49(8), 1327–1342
- Chesbrough, H. and Rosenbloom, R. S. (2002). The role of the business model in capturing value from innovation: Evidence from Xerox Corporation’s technology spin-off companies // Industrial and corporate change, 11(3), 529–555.
- Davis, G. and Marquis, C. (2005). Prospect for organization theory in the early twentyfirst century: institutional fields and mechanisms // Organizational Science, 16(4), 332–343.
- Dosi, G. (2000). Innovation. Organization and economic dynamics: Selected essays. Cheltenham, UK/Northampton, MA: Edward Elgar Publishing.
- Doz, Y. L. and Kosonen, M. (2010). Embedding strategic Agenda for accelerating Business Model Renewal // Long Range Planning, 43(2–3), 370–382.
- Hajiheydari, N. and Zarei, B. (2012). Developing and manipulating business models applying system dynamics approach // Journal of Modeling in Management, 8(2), 155–170.
- Jardini, B., Elkyal, M. and Amri, M. (2015). The complexity of Electronic Data Interchange (EDI) compliance for automotive supply chain. Industrial Engineering and Engineering Management (IEEM), 2015 IEEE International Conference. IEEE, рр. 361–365.
- Hedman, J. and Kalling, T. (2003). The business model concept: Theoretical underpinnings and empirical illustrations // European Journal of Information Systems, 12, 49–59.
- Hurwicz, L. (1972). On informationally decentralized systems (pp. 297–336) / In: Decision and organization. Amsterdam: North-Holland Press.
- Guo, H., Zhao, J. and Tang, J. (2013). The role of top managers’ human and social capital in business model innovation // Chinese Management Studies, 7(3), 447–469.
- Jones, G. M. (1960). Educators, electrons, and business models: A problem in synthesis // Accounting Review, 35, 619–626.
- Konczal, E. F. (1975). Models are for Managers, not Mathematicians // Journal of Systems Management, 26(1), 12–15.
- Lange, F. (1947). Insurance Research // The Journal of Marketing, 12(1), 66–71.
- Magretta, J. (2002). Why business models matter // Harvard Business Review, 80(5), 86–92
- Morris, M., Schindehutte, M. and Allen, J. (2008). The entrepreneur’s business model: Toward a unified perspective // Journal of Business Research, 58(6), 726–735.
- Nenonen, S. and Storbacka, K. (2010) Business model design: conceptualizing network value cocreation // International Journal of Quality and Service Sciences, 2(1), 43–59.
- O’Сallaghan, R., Kaufmann, P. J. and Konsynski, B. R. (1991). Adoption correlates and share effects of electronic data interchange systems in marketing channels // Working paper WP-213. Barcelona: IESE Business School – University of Navarra.
- Osterwalder, A., Pigneur, Y. and Tucci, C. L. (2005). Clarifying business models: Origins, present and future of the concept // Communications of the Association for Information Science, 16, 1–25.
- Peric, M., Durkin, J. and Vitezic, V. (2017). The constructs of a business model redefined: A half-century journey // SAGE Open, 7(3), 1–13.
- Quinzii, M. (1993). Increasing Returns and Efficiency. New York & Oxford: Oxford University Press
- Sainio, L.-M., Saarenketo, S., Nummela, N. and Eriksson, T. (2011). Value creation of an internationalizing entrepreneurial firm: The business model perspective // Journal of Small Business and Enterprise Development, 18(3), 556–570
- Sampson, T. (2016). Dynamic selection: an idea flows theory of entry, trade, and growth // The Quarterly Journal of Economics, 131(1), 315–380.
- Shafer, S., Smith, H. and Linder, J. (2005). The power of business models // Business Horizons, 48(3), 199–207
- Sumit, K. (1998). Majumdar Increasing returns and strategy in a network industry // Année, (85), 49–68 (https://www.persee.fr/doc/rei_0154-3229_1998_num_85_1_1724).
- Teece, D. J. (2010). Business models, business strategy and innovation // Long Range Planning, 43(2), 172–194
- Timmers, P. (1998). Business models for electronic markets // Electronic Markets, 8(2), 3–8.
- Wirtz, B., Pistoia, A., Ullrich, S. and Göttel, V. (2016). Business models: Origin, development and future research perspectives // Long Range Planning, 49(1), 36–54.
- Zott, C. and Amit, R. (2008). Exploring the fit between business strategy and business model: Implications for firm performance // Strategic Management Journal, 29(1), 1–26.
Издатель:
Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606