ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

ПОЧЕМУ ВЫПУСКНИКИ АСПИРАНТУРЫ НЕ ВЫБИРАЮТ РАБОТУ В УНИВЕРСИТЕТАХ?

TERRA ECONOMICUS, , Том 16 (номер 4),

В России за последние годы резко снижается численность научных работников, аспирантов, уменьшается количество защитившихся по итогам обучения, растет средний возраст исследователей в российской науке. Новый формат аспирантуры, предполагающий необязательность защиты диссертации, отсутствие системных финансовых стимулов способствуют оттоку потенциальных молодых исследователей в коммерческие и государственные организации. Таким образом, тестируется непривлекательность академического рынка труда для выпускников аспирантур. В статье представлен комплексный обзор проблематики воспроизводства человеческого капитала в высшей школе. Эмпирическая база данного исследования основана на анализе мнений 176 экспертов из 20 ведущих университетов Юга России, а также на материалах широкого круга работ, в которых рассматривается поведение молодых ученых – выпускников аспирантур на академическом и неакадемическом рынках труда. Особое внимание уделяется мотивам поступления в аспирантуру, причинам принятия решений молодыми исследователями и преподавателями относительно своего профессионального и личностного развития. Исследование карьерных стратегий аспирантов рассматривается в контексте особенностей развития академической среды в региональных и федеральных университетах, а также факторов, влияющих на качество обучения по программам подготовки специалистов высшей квалификации. В статье развивается гипотеза о том, что академическая карьера формируется при условии воздействия определенных институциональных норм, обеспечивающих удержание и развитие молодых специалистов на внутреннем и внешнем академическом рынке труда. Такими нормами являются новые условия мотивации (гранты для поступающих в аспирантуру, дифференцированный подход к оплате труда, инфраструктура для научных проектов и др.), регулирование барьеров по вхождению в сферу научных исследований и преподавания в высшей школе, развитие институтов усиления взаимодействия с научным руководителем, информационных институтов поиска вакансий для выпускников аспирантуры, институтов профессиональной мобильности для молодых исследователей.


Ключевые слова: воспроизводство человеческого капитала; академический рынок труда; высшее образование; экономика образования; экономика знаний; карьерные стратегии аспирантов; рынок труда выпускников вузов

Список литературы:
  • Бедный, Б. И., Рыбаков, Н. В., Сапунов, М. Б. (2017). Российская аспирантура в образовательном поле: междисциплинарный дискурс // Социологические исследования, (9), 125–134
  • Бекова, С. К., Груздев, И. А., Джафарова, З. И., Малошонок, Н. Г., Терентьев, Е. А. (2017). Портрет современного российского аспиранта. Институт образования. М.: НИУ ВШЭ
  • Виссема, Й. Г. (2016). Университет третьего поколения: Управление университетом в переходный период. М.: Олимп-Бизнес.
  • Войнилов, Ю. Л., Городникова, Н. В., Гохберг, Л. М. и др. (2017). Индикаторы науки: 2017: Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ.
  • Вольчик, В. В., Филоненко, Ю. В., Кривошеева-Медянцева, Д. Д. (2015). Адаптивная рациональность, адаптивное поведение и институты // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), 7(4).
  • Осипов, Г. В., Савинков, В. И. (2014). Динамика аспирантуры и перспективы до 2030 года: Статистический и социологический анализ. М.: ЦСП и М
  • Сизых, А. Д. (2014). Анализ академической среды как места учебы и работы // Вопросы образования, (1), 92–109
  • Финкельштейн, М., Иглесиас, К., Панова, А. А., Юдкевич, М. М. (2014). Перспективы молодых специалистов на академическом рынке труда // Вопросы образования, (2), 20–43.
  • Юдкевич, М. М., Альтбаха, Ф. Дж, Рамбли, Л. (2016). Академический инбридинг и мобильность в высшем образовании: Глобальные перспективы. М.: ИД ВШЭ.
  • Alipova, O. and Lovakov, A. (2018). Academic inbreeding and publication activities of Russian faculty // Tertiary Education and Management, 24(1), 66–82.
  • Becker, G. (1962). Investment in human capital: A theoretical approach // J. Political Econom., 79(5), 9–49.
  • Ben-Porath, Y. (1967). The production of human capital and the life cycle of earnings // J. Political Econom., 75(4), 352–365.
  • Bourner, T., Bowden, R. and Laing, S. (2001). Professional doctorates in England // Studies in Higher Education, 26(1), 65–83.
  • Brailsford, I. (2010). Motives and aspirations for doctoral study: Career, personal, and inter-personal factors in the decision to embark on a history PhD // International Journal of Doctoral Studies, 5(1), 16–27.
  • Churchill, H. and Sanders, T. (2007). Getting your PhD: An insiders’ guide. London: Sage Publications.
  • Dasgupta, P. and David, P. (1994). Toward a new economics of science and technology // Research Policy, 23(5), 487–521.
  • Gill, T. and Hoppe, U. (2009). The business professional doctorate as an informing channel: A survey and analysis // International Journal of Doctoral Studies, 4, 27–57.
  • Gorelova, O. and Lovakov, A. (2016). Academic Inbreeding and Research Productivity of Russian Faculty Members // NRU Higher School of Economics, Series: Education. WP BRP 32/EDU/2016.
  • Golde, C. M. (2005). The role of the department and discipline in doctoral attrition: Lessons from four departments // Journal of Higher Education, 76(6), 669–700.
  • Gouldner, A. W. (1957). Cosmopolitans and Locals: Toward an Analysis of Latent Social Roles-I // Administrative Science Quarterly, 2, 281–303.
  • Gruzdev, I. and Terentev, E. (2016). Life after PhD: What Careers Do PhD Students in Russia Consider? // Higher Education in Russia and Beyond, 3(9), 20–23.
  • Hawlery, P. (2003). Being bright is not enough. Springfield, IL: Charles C. Thomas
  • Horta, H. and Yudkevich, M. M. (2016). The role of academic inbreeding in developing higher education systems: Challenges and possible solutions // Technological Forecasting and Social Change, (113), Part B, 363–372.
  • Lee, H., Miozzo, M. and Laredo, P. (2010). Career patterns and competences of PhDs in science and engineering in the knowledge economy: The case of graduates from a UK research-based university // Research Policy, 39(7), 869–881.
  • Leonard, D., Becker, R. and Coate, K. (2005). To prove myself at the highest level: The benefits of doctoral study // Higher Education Research & Development, 24(2), 135–149.
  • Lewis, C. W., Ginsberg, R., Davies, T. and Smith, K. (2004). The experiences of African American Ph.D. students at a predominantly white Carnegie I – research institution // College Student Journal, 38(2), 231–245.
  • Lovitts, B. E. (2001). Leaving the ivory tower: The causes and consequences of departure from doctoral study. Lanham, MD: Rowman & Littlefield.
  • Lovitts, B. E. and Nelson, C. (2000). The hidden crisis in graduate education: Attrition from Ph. D. programs // Academe, 86(6), 44–50.
  • Nerad, M. (2006). Globalization and its impact on research education: Trends and emerging best practices for the doctorate of the future (pp. 5–12) / In: M. Kiley and G. Mullins (eds.) Quality in postgraduate research: Knowledge creation in testing times. Canberra: ANU
  • Powell, S. and Green, H. (eds.) (2007). The doctorate worldwide. Maidenhead: Open University Press.
  • Soler, M. (2001). How Inbreeding Affects Productivity in Europe // Nature, (411).
  • Stephan, P. (1996). The economics of science // J. Econom. Literature, 34(3), 1199– 1235
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606