ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Банковские кредиты vs долг в рамках социальных сетей: опыт Средней Азии


TERRA ECONOMICUS, , Том 20 (номер 3),
Цитирование: Барсукова С.Ю. (2022). Банковские кредиты vs долг в рамках социальных сетей: опыт Средней Азии. Terra Economicus 20(3), 87–97. DOI: 10.18522/2073-6606-2022-20-3-87-97
Благодарность: Статья написана в рамках проекта «Увеличение расходов, посвященных ритуалам жизненного цикла в обществах Центральной Азии: социальная значимость, экономические последствия (1980–2020)», поддержанного РФФИ в рамках российско-французского партнерства (проект ФДНЧ_а, № 20-59-22001).

В странах Средней Азии огромную роль играют ритуалы, связанные с проведением свадеб, похорон и других знаковых событий. Множество детализированных обрядов накладывает финансовое бремя на домохозяйства, что вызывает тревогу властей, видящих в ритуальной экономике угрозу обнищания граждан. Репутация семей и желание подтвердить социальный статус в глазах родственников, соседей и друзей обрекают домохозяйства на демонстративную расточительность. Ритуальная экономика в странах Средней Азии является ярким примером социального давления на финансовое поведение семей. Траты в ходе выполнения ритуалов являются своеобразной самопрезентацией домохозяйств. Значительная часть жителей среднеазиатского региона не способна нести бремя расходов, связанных с выполнением ритуалов, без привлечения заемных средств. И это при том, что, например, к свадьбам начинают готовиться заранее. Однако собственных сбережений, как правило, не хватает. Выходом являются банковские кредиты или неформальные займы в рамках родственно-дружеских сетей. В статье описывается, как организованы долговые обязательства при формальном договоре с банком или неформальном одалживании у друзей и родственников, каковы мотивы домохозяйств в выборе репертуара финансового поведения. Расширение практики банковского кредитования связано с двумя причинами. Первая – привлекательность банковских кредитов в силу того, что они не носят персонифицированного характера и не предполагают чувства личной благодарности к тем, кто ссужает деньгами. Вторая причина – рост невозвратов при займах у родственников и знакомых, что вызывает сокращение практики использования социальных сетей как источников кредитования. Невозвраты свидетельствуют о сокращении возможностей социального окружения контролировать поведение своих членов. Статья опирается на эмпирические данные, собранные в ходе интервью с жителями стран Средней Азии в 2021–2022 гг.


Ключевые слова: кредит; затраты на ритуалы; долговые обязательства; диаспоры; ритуальная экономика Средней Азии

Список литературы:
  • Абашин С.Н. (1999). Вопреки «здравому смыслу»? (К вопросу о «рациональности/ иррациональности» ритуальных расходов в Средней Азии). Вестник Евразии (1–2), 87– 107. [Abashin, S. (1999). Contrary to “common sense”? (On the question of the “rationality/ irrationality” of ritual expenses in Central Asia). Bulletin of Eurasia (1–2), 87–107 (in Russian)].
  • Абашин С.Н. (2015). Возвращение домой: семейные и миграционные сценарии в Узбекистане. Al Imperio (3), 125–165. [Abashin, S. (2015). Returning home: Family and migration scenarios in Uzbekistan. Al Imperio (3), 125–165 (in Russian)].
  • Азимова Н.Х. (2020). Ритуальная экономика: на примере свадебных обрядов. Наманган, 2018 год. Общество, гендер и семья в Центральной Азии (4), 87–106. [Asimova, N. (2020). Ritual economy: on the example of wedding ceremonies. Namangan, 2018. Society, Gender and Family in Central Asia (4), 87–106 (in Russian)].
  • Барсукова С.Ю. (2001). Вынужденное доверие сетевого мира. Политические исследования (2), 52–60. [Barsukova, S. (2001). Enforceable trust of the networked world. Political Studies (2), 52–60 (in Russian)].
  • Барсукова С.Ю. (2004). Реципрокные взаимодействия. Сущность, функции, специфика. Социологические исследования (9), 20–30. [Barsukova, S. (2004). Reciprocal interactions. Essence, functions, specifics. Sociological Studies (9), 20–30 (in Russian)].
  • Барсукова С.Ю. (2005). Сетевые обмены российских домохозяйств: опыт эмпирического исследования. Социологические исследования (8), 34–45. [Barsukova, S. (2005). Network exchanges of Russian households: empirical research experience. Sociological Studies (8), 34–45 (in Russian)].
  • Бурстин Д. (1993). Сообщества потребления. THESIS (3), 231–254. [Boorstin, D. (1993). Consumption communities. THESIS (3), 231–254 (in Russian)].
  • Вебер М. (2016). Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии. М.: Издательский дом ВШЭ. [Weber, M. (2016). Economy and Society: Essays on Interpretive Sociology. Moscow: HSE Publishing House (in Russian)].
  • Веблен Т. (2021). Теория праздного класса. М.: АСТ. [Veblen, T. (2021). The Theory of the Leisure Class: An Economic Study of Institutions. Moscow: ACT (in Russian)].
  • Лейбенстайн Х. (1993). Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса. В кн.: Гальперин В. (ред.) Теория потребительского поведения и спроса. СПб.: Экономическая школа, c. 304–325. [Leibenstein, H. (1993). The effect of joining the majority, the snob effect and the Veblen effect in the theory of consumer demand. In: Galperin, V. (ed.) Theory of consumer behavior and demand. St. Petersburg: Economic School, pp. 304–325. (in Russian)].
  • Поляков С.П. (1989). Традиционализм в современном среднеазиатском обществе. М.: Всесоюз. о-во «Знание», Центр. дом науч. атеизма, 112 с. [Polyakov, S. (1989). Traditionalism in Modern Central Asian Society. Moscow: Knowledge Publ., 112 p. (in Russian)].
  • Сухарева О.А. (1976). Квартальная община позднефеодального города Бухары (в связи с историей кварталов). М.: Вост. лит., 366 с. [Sukhareva, O. (1976). The Quarterly Community of the Late Feudal City of Bukhara (On the History of Quarters). Moscow: East Literature Publ., 366 p. (in Russian)].
  • Хушкадамова Х.О. (2010). Семейно-брачные отношения в современном таджикистанском обществе. Социология власти (3), 79–88. [Khushkadamova, H. (2010). Family and marriage relations in modern Tajik society. Sociology of Power (3), 79–88 (in Russian)].
  • Хушкадамова Х.О. (2011). Национальные обряды в современном Таджикистане. Социологические исследования (5), 78–81. [Khushkadamova, H. (2011). National rituals in modern Tajikistan. Sociological Studies (5), 78–81 (in Russian)].
  • Юдин Г. (2015). Моральная природа долга и формирование ответственного заемщика. Вопросы экономики (3), 28–72. [Yudin, G. (2015). The moral nature of debt and the making of responsible debtor. Voprosy Ekonomiki (3), 28–72 (in Russian)].
  • Borisova, E. (2021). “Our traditions will kill us!”: Negotiating marriage celebrations in the face of legal regulation of tradition in Tajikistan. Oriente Moderno 100(2), 147–171.
  • Cleuziou, J. and McBrien, J. (2021). Marriage quandaries in Central Asia. Oriente Moderno 100(2), 121–146.
  • Kakhkharov, J. and Ahunov, M. (2022). Do migrant remittances affect household spending? Focus on wedding expenditures. Empirical Economics 63(2), 979–1028.
  • Trevisani, T. (2016). Modern weddings in Uzbekistan: Ritual change from “above” and from “below”. Central Asian Survey 35(1), 61–75.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606