ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Политико-экономические факторы распределения межбюджетной помощи в современной России


TERRA ECONOMICUS, , Том 20 (номер 3),
Цитирование: Малкина М.Ю. (2022). Политико-экономические факторы распределения межбюджетной помощи в современной России. Terra Economicus 20(3), 6–21. DOI: 10.18522/2073-6606-2022-20-3-6-21

В федеративных государствах с большими межрегиональными различиями важной проблемой является эффективное перераспределение ресурсов через федеральный бюджет. Межбюджетная помощь в таких государствах выполняет ряд функций: выравнивающую, социальную, стимулирующую, стабилизационную. На распределение федеральных трансфертов между регионами оказывают влияние макроэкономические факторы, а также институциональная среда, политические процессы в стране. Целью настоящего исследования является установление влияния политико-экономических факторов на распределение федеральных трансфертов между субъектами Российской Федерации. Разработана многофакторная модель зависимости уровня федеральной помощи регионам в 2020 г. от логарифма собственных доходов субфедеральных бюджетов на душу населения, уровня социальной нагрузки на работающих, инвестиционной активности, площади на душу населения и индекса политической лояльности регионов. Индекс политической лояльности региона сконструирован на основе официальных данных о результатах голосования и явке избирателей на выборах в Государственную думу 2016 г., президентских выборах 2018 г. и референдуме по поправкам в Конституцию 2020 г. Оценивание модели методом наименьших квадратов подтвердило выполнение федеральными трансфертами в РФ выравнивающей, социальной и стимулирующей (инвестиционную активность) функций. В то же время обнаружена неоднозначная связь уровня федеральной помощи с индексом политической лояльности региона, выражающаяся в явной поддержке наиболее лояльных регионов и дифференцированном отношении к менее лояльным регионам, часть которых могли получать стимулирующие выплаты. Проведенное исследование может быть полезно для управления институциональной и политико-экономической средой российской экономики с целью повышения эффективности межбюджетной помощи в стране.


Ключевые слова: российские регионы; доходы субфедеральных бюджетов; федеральные трансферты; распределение; политические предпочтения; политическая лояльность

Список литературы:
  • Божечкова А.В. и др. (2018). Стабилизационные свойства трансфертов, выделяемых регионам России из федерального бюджета. Журнал Новой экономической ассоциации 4(40), 61–83. [Bozhechkova, A. et al. (2018). Stabilization properties of federal fiscal transfers to Russian regions. Journal of the New Economic Association 4(40), 61–83 (in Russian)]. DOI: 10.31737/2221-2264-2018-40-4-3
  • Дерюгин А.Н. (2016). Выравнивание регионов: сохраняются ли стимулы к развитию? Экономическая политика 11(6), 170–191. [Deryugin, A. (2016). Regional equalization: Are there incentives todevelopment? Economic Policy 11(6), 170–191 (in Russian)]. DOI: 10.18288/1994-5124-2016-6-08
  • Дерюгин А.Н. (2020). Региональные бюджеты в январе–мае 2020 г.: федеральные трансфертыстабилизируют ситуацию. Экономическое развитие России 27(7), 112–115. [Deryugin, A. 2020). Regions’ budgets in January–May 2020: Fiscal transfers stabilize the situation. Economic Development of Russia. 27(7), 112–115 (in Russian)].
  • Зубаревич Н.В. (2015). Стратегия пространственного развития после кризиса: от больших проектов к институциональной модернизации. Журнал Новой экономической ассоциации 2(26), 226–230. [Zubarevich, N. (2015). Spatial strategy after the crisis: From the big projects to institutional modernization. Journal of the New Economic Association 2(26), 226–230 (in Russian)].
  • Зубаревич Н.В. (2021). Возможности децентрализации в год пандемии: что показывает бюджетный анализ? Региональные исследования 1(71), 46–57. [Zubarevich, N. (2021). Possibility of decentralisation during the year of pandemic: What does the analysis of public budgets reveal? Regionalnye issledovaniya 1(71), 46–57 (in Russian)]. DOI: 10.5922/1994-5280-2021-1-4
  • Лавровский Б.Л., Горюшкина Е.А. (2021). Бюджетный федерализм в России: быть или не быть? Вопросы экономики (1), 143–160. [Lavrovskii, B. and Goryushkina, E. (2021). Fiscal federalism in Russia: To be or not to be? Voprosy Ekonomiki (1), 143–160 (in Russian)]. DOI: 10.32609/0042- 8736-2021-1-143-160
  • Малкина М.Ю. (2021). Устойчивость бюджетных доходов субъектов РФ и ее источники. Экономика региона 17(4), 1376–1389. [Malkina, M. (2021). Sustainability of regional budget revenues and its sources. Economy of region 17(4), 1376–1389 (in Russian)]. DOI: 10.17059/ekon.reg.2021-4-23
  • Малкина М.Ю. (2022). Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях пандемии: пространственный разворот. Регион: Экономика и Социология (2), 3–32. [Malkina, M. (2022). Revenue of Russian sub-federal budgets under the pandemic: A spatial reversal. Region: Economics and Sociology (2), 3–32 (in Russian)]. DOI: 10.15372/REG20220201
  • Михайлова А.А. (2017). Межбюджетные трансферты как механизм стимулирования роста экономики регионов. Финансовый журнал 3, 49–56. [Mikhaylova, A. (2017). Interbudgetary transfers as a stimulation mechanism of regional growth. Financial Journal 3, 49–56 (in Russian)].
  • Михайлова А.А., Климанов В.В., Сафина А.И. (2018). Влияние межбюджетных трансфертов на экономический рост и структуру региональной экономики. Вопросы экономики (1), 91–103. [Mikhaylova, A., Klimanov, V. and Safina, A. (2018). The impact of intergovernmental fiscal transfers on economic growth and the structure of the regional economy. Voprosy Ekonomiki (1), 91– 103 (in Russian)]. DOI: 10.32609/0042-8736-2018-1-91-103
  • Одинг Н., Савулькин Л., Юшков А. (2016). Российский бюджетный федерализм через призму реализации правительственных программ Экономическая политика 11(4), 93–114. [Oding, N., Savulkin, L., Yushkov, A. (2016). Fiscal federalism in Russia through the lens of government programs implementation. Economic Policy 11(4), 93–114 (in Russian).] DOI: 10.18288/1994-5124-2016-4-04
  • Стародубцев А.В. (2009). Политическая лояльность или экономическая эффективность? Политические и социально-экономические факторы распределения межбюджетных трансфертов в России. Препринт М-02/09. СПб: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 28 с. [Starodubtsev, A. (2009). Political loyalty or economic efficiency? Political and socio-economic factors in the distribution of interbudgetary transfers in Russia. Working paper M-02/09. St.Petersburg: Publishing House of the European University in St.Petersburg, 28 p. (in Russian)].
  • Тимушев Е.Н. (2018). Доходы, гранты и фискальные стимулы: оценка и причины эффектов децентрализации бюджетной системы РФ. Вопросы экономики (1), 71–90. [Timushev, E. (2018). Revenues, grants, and fiscal incentives-evaluation and the causes of decentralization effects in the budgetary system of Russia. Voprosy Ekonomiki (1), 71–90 (in Russian)]. DOI: 10.32609/0042-8736-2018-1-71-90
  • Юшков А.О. (2016). Бюджетная децентрализация и региональный экономический рост: теория, эмпирика, российский опыт. Вопросы экономики (2), 94–110. [Yushkov, A.O. (2016). Fiscal decentralization and regional economic growth: theory, empirical studies, and Russian experience. Voprosy Ekonomiki (2), 94–110 (in Russian)]. DOI: 10.32609/0042-8736-2016-2-94-110
  • Юшков А.О., Одинг Н.Ю., Савулькин Л.И. (2018). Дотационные регионы России: сценарии увеличения бюджетных доходов. Вопросыэкономики (12), 46–65. [Yushkov, A., Oding, N. and Savulkin, L. (2018). Transfer-dependent regions of Russia: Scenarious for increasing the budget revenues. Voprosy Ekonomiki (12), 46–65 (in Russian)]. DOI: 10.32609/0042-8736-2018-12-46-65
  • Albouy, D. (2012). Evaluating the efficiency and equity of federal fiscal equalization. Journal of Public Economics 96, 824–839. DOI: 10.1016/j.jpubeco
  • Alexeev, M. and Chernyavskiy, A. (2018). A tale of two crises: Federal transfers and regional economies in Russia in 2009 and 2014–2015. Economic Systems 42(2), 175–185. DOI: 10.1016/j.ecosys.2017.07.002
  • Alexeev, M. and Mamedov, A. (2017). Factors determining intra-regional fiscal decentralization in Russia and the US. Russian Journal of Economics 3(4), 425–444. DOI: 10.1016/j.ruje.2017.12.007
  • Bellofatto, A. and Besfamille, M. (2021). Tax decentralization notwithstanding regional disparities. Journal of Urban Economics 123, 103346. DOI: 10.1016/j.jue.2021.103346
  • Blöchliger, H. and Égert, B. (2017). Intergovernmental transfers: Are they pro- or counter-cyclical? Economia pubblica 3, 5–20. DOI: 10.3280/EP2017-003001
  • Bugarin, M. and Marciniuk, F. (2017). Strategic partisan transfers in a fiscal federation: evidence from a new Brazilian database. Journal of Applied Economics 20(2), 211–239. DOI: 10.1016/ S1514-0326(17)30010-7
  • Chen, C. et al. (2021). A Cross-Country Comparison of Fiscal Policy Responses to the COVID-19 Global Pandemic. Journal of Comparative Policy Analysis: Research and Practice 23(2), 262–273, DOI: 10.1080/13876988.2021.1878885
  • Clemens, J. and Veuger, S. (2021). Politics and the distribution of federal funds: Evidence from federal legislation in response to COVID-19. Journal of Public Economics 204, 104554. DOI: 10.1016/j. jpubeco.2021.104554
  • Corvalan, A., Cox, P. and Osorio, R. (2018). Indirect political budget cycles: Evidence from Chilean municipalities. Journal of Development Economics 133, 1–14. DOI: 10.1016/j.jdeveco.2018.01.001
  • Di Bella, G., Dynnikova, O. and Grigoli, F. (2018). Fiscal federalism and regional performance in Russia. Russian Journal of Economics 4(2), 108–132. DOI: 10.3897/j.ruje.4.27741
  • Faria-e-Castro, M. (2021). Fiscal policy during a pandemic. Journal of Economic Dynamics and Control 125, 104088. DOI: 10.1016/j.jedc.2021.104088
  • Feld, L. et al. (2021). Fiscal federalism and income inequality: An empirical analysis for Switzerland. Journal of Economic Behavior & Organization 185, 463–494. DOI: 10.1016/j.jebo.2021.02.028
  • Fisman, R. and Gatti, R. (2002). Decentralization and Corruption: Evidence from U.S. Federal Transfer Programs. Public Choice 113, 25–35. DOI: 10.1023/A:1020311511787
  • Gonschorek, G. (2021). Subnational favoritism in development grant allocations: Empirical evidence from decentralized Indonesia. World Development 139, 105299. DOI: 10.1016/j.worlddev.2020.105299
  • Hailemariam, A. and Dzhumashev, R. (2019). Fiscal equalization and composition of subnational government spending: Implications for regional convergence. Regional Studies 53(4), 587–601. DOI: 10.1080/00343404.2018.1481287
  • Holm-Hadulla, F. (2020). Fiscal equalization and the tax structure. Regional Science and Urban Economics 81, 103519. DOI: 10.1016/j.regsciurbeco.2020.103519
  • Joanis, M. (2018). The politics of checkbook federalism: Can electoral considerations affect federal-provincial transfers? Public Finance Review 46(4), 665–691. DOI: 10.1177/1091142116679728
  • Kang, W. (2018). Presidential pork barrel politics with polarized voters. Political Geography 67, 12– 22. DOI: 10.1016/j.polgeo.2018.09.001
  • Kinda, M., Lengyel, A. and Chahande, K. (2022). Fiscal multipliers during pandemics. IMF Working Papers 149. DOI: 10.5089/9798400215698.001
  • Kotsogiannis, C. and Schwager, R. (2006). Fiscal equalization and Yardstick competition. Paper delivered at the Conference “New Directions in Fiscal Federalism”, September 14–16, 2006, Lexington, Kentucky.
  • Lago, M., Lago-Peñas, S. and Martinez-Vazquez, J. (2022). On the effects of intergovernmental grants: A survey. GEN Working Paper A 2022 – 4. https://infogen.webs.uvigo.es/ (accessed July 30 2022)
  • Lara, B. and Toro, M. (2019). Tactical distribution in local funding: The value of an aligned mayor. European Journal of Political Economy 56, 74–89. DOI: 10.1016/j.ejpoleco.2018.07.006
  • Liu, Y., Martinez-Vazquez, J. and Wu, A. (2017). Fiscal decentralization, equalization, and intra-provincial inequality in China. International Tax and Public Finance 24, 248–281. DOI: 10.1007/ s10797-016-9416-1
  • Petraglia, C., Pierucci, E. and Scalera, D. (2020). Interregional redistribution and risk sharing through public budget. The case of Italy in times of crisis (2000–2016). Structural Change and Economic Dynamics 53, 162–169. DOI: 10.1016/j.strueco.2020.02.005
  • Sharafutdinova, G. and Turovsky, R. (2017). The politics of federal transfers in Putin’s Russia: Regional competition, lobbying, and federal priorities. Post-Soviet Affairs 33(2), 161–175. DOI: 10.1080/1060586X.2016.1163826
  • Song, Y. (2013). Rising Chinese regional income inequality: The role of fiscal decentralization. China Economic Review 27, 294–309. DOI: 10.1016/j.chieco.2013.02.001
  • Xing, J. and Fuest, C. (2018). Central-local government fiscal relations and cyclicality of public spending: evidence from China. International Tax Public Finance 25, 946–980. DOI: 10.1007/ s10797-017-9478-8
  • Yakovlev, A., Marques, I. and Nazrullaeva, E. (2011). From competition to dominance: Political determinants of federal transfers in the Russian Federation. Basic research program. Working papers. Series: economics, WP BRP 12/EC/2011.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606