ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Неравенство инвестиций в человеческий капитал российских детей


TERRA ECONOMICUS, , Том 20 (номер 3),
Цитирование: Мареева С.В., Слободенюк Е.Д. (2022). Неравенство инвестиций в человеческий капитал российских детей. Terra Economicus 20(3), 98–115. DOI: 10.18522/2073-6606-2022-20- 3-98-115
Благодарность: Статья подготовлена в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта 075-15-2022- 325).

В статье на данных РМЭЗ НИУ ВШЭ проведен эмпирический анализ конфигурации неравенства в инвестициях в человеческий капитал детей в современном российском обществе и оценка произошедших в ней изменений под влиянием коронакризиса. Показано, что положение домохозяйства в социально-экономических иерархиях по уровню образования, профессиональному статусу, уровню дохода и субъективному самоощущению дифференцирует практики инвестиций в образование детей. Нарастание доли домохозяйств, инвестирующих в человеческий капитал детей, происходит отдельно по мере перемещения от менее к более благополучным позициям в каждой из этих иерархий. В период 2013–2018 гг. число семей, осуществлявших расходы на образование детей, возрастало, однако новый кризис, вызванный пандемией, повлек откат ситуации, нивелировав эти результаты во всех группах, кроме наиболее благополучных. С точки зрения охвата младшего поколения россиян дополнительными (для школьников – вне школы, для дошкольников – вне семьи) занятиями оказывается, что дети достаточно активно вовлечены в разные виды творческого развития, менее активно – в спортивные занятия, в наименьшей степени – в занятия, направленные на получение углубленных знаний. Коронакризис сократил вовлеченность и в спортивные, и в творческие занятия детей как из благополучных, так и из менее благополучных домохозяйств. Вовлеченность в получение дополнительных знаний оказалась наиболее устойчивой к этому внешнему шоку. Дети, получающие дополнительные знания, локализуются в домохозяйствах с высоким социальным статусом по различным осям, но даже в них составляют меньшинство. Многостороннее развитие ребенка, т.е. включенность во все три типа дополнительных занятий, практически не встречается, в то время как полная исключенность из каких-либо форм внешкольных / внесемейных развивающих активностей распространена достаточно широко.


Ключевые слова: человеческий капитал; инвестиции в человеческий капитал; человеческий капитал детей; неравенство; последствия пандемии

Список литературы:
  • Коленникова Н.Д. (2019). Статусная консистентность занятого населения в современной России. Социологические исследования (11), 52–62. [Kolennikova, N. (2019). Status consistency of the employed population in modern Russia. Sociological Studies (11), 52–62 (in Russian)].
  • Кузьминов Я.И., Овчарова Л.Н., Якобсон Л.И. (2016). Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития. Краткая версия доклада к XVII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 19–22 апреля 2016 г. М.: НИУ ВШЭ, 76 с. [Kuzminov, Y., Ovcharova, L. and Jakobson, L. (2016). Human capital as a factor of socio-economic development. Brief version of the report for the XVII Yasin (April) International Academic Conference on Economic and Social Development, April 19–22, 2016. Moscow: HSE Publishing House, 76 p. (in Russian)].
  • Кузьминов Я.И., Фрумин И.Д. (ред.) (2018). Двенадцать решений для нового образования. Доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. М.: НИУ ВШЭ. [Kuzminov, Y. and Froumin, I. (2018). Twelve solutions for new education. Report of the Center for Strategic Research and the Higher School of Economics. Moscow: HSE Publishing House (in Russian)].
  • Мареева С.В. (2012). Практики инвестирования среднего класса в свой человеческий капитал. Terra Economicus 10(1), 165–173. [Mareeva, S. (2012). Middle class’ investing practices in one’s own human capital. Terra Economicus 10(1), 165–173 (in Russian)].
  • Павлов А.В., Гошин М.Е., Косарецкий С.Г., Иванов И.Ю., Ершова В.С. (2021). Современная аналитика образования. Вып. 50: Дополнительное и неформальное образование школьников в условиях пандемии COVID-19. М.: НИУ ВШЭ. [Pavlov, A., Goshin, M., Kosaretsky, S., Ivanov, I. and Ershova, V. (2021). Modern analytics of education. Issue 50: Complementary and non-formal education for schoolchildren in the context of the COVID-19 pandemic. Moscow: HSE Publishing House (in Russian)].
  • Пишняк А.И., Горяйнова А.Р., Назарбаева Е.А., Халина Н.В. (2020). Инвестиции среднего класса в человеческий капитал: потребление платных услуг в области образования и медицины. Вопросы экономики (11), 69–85. [Pishnyak, A., Goriainova, A., Nazarbaeva, E. and Khalina, N. (2020). Middle class’ investment in human capital: Consumption of paid services in education and medicine. Voprosy Ekonomiki (11), 69–85 (in Russian)].
  • Российское общество в условиях пандемии: год спустя (опыт социологической диагностики). Информационно-аналитический бюллетень (ИНАБ) (2021). (2), 109 с. [Russian Society in the Context of the Pandemic: A Year Later (the Experience of Sociological Diagnostics). Information and Analytical Bulletin (INAB) (2021) (in Russian)]. DOI: 10.19181/INAB.2021.2
  • Саблина С.Г. (2000). Кристаллизация статуса средних слоев в современной России. Социологический журнал (1/2), 107–118. [Sablina, L. (2000). Status crystallization of the middle social strata in modern Russia. Sociological Journal (1/2), 107–118 (in Russian)].
  • Тихонова Н.Е. (2008). Состояние здоровья среднего класса в России. Мир России: Социология, этнология 17(4), 90–110. [Tikhonova, N. (2008). State of health of the Russian middle class. Universe of Russia: Sociology, Ethnology 17(4), 90–110 (in Russian)].
  • ТихоноваН.Е. (ред.) (2018). Модель доходной стратификации российского общества: динамика, факторы, межстрановые сравнения. М.: Нестор-История. [Tikhonova, N. (ed.) (2018). Income Stratification Model of the Russian Society: Dynamics, Factors, Cross-country Comparisons. Moscow: Nestor-Istoriya (in Russian)].
  • Altintas, E. (2016). The widening education gap in developmental child care activities in the United States, 1965–2013. Journal of Marriage and Family 78(1), 26–42.
  • Becker, G. (1993). Human capital: A theoretical and empirical analysis, with special reference to education. Chicago and London: University of Chicago Press.
  • Bianchi, S., Cohen, P., Raley, S. and Nomaguchi, K. (2004). Inequality in parental investment in childrearing: Expenditures, time, and health. In: Neckerman, K. (ed.) Social inequality. New York: Russell Sage Foundation, pp. 189–219.
  • Campbell, M., Haveman, R., Sandefur, G. and Wolfe, B. (2004). What does increased economic inequality imply about the future level and dispersion of human capital? The Russell Sage FoundationUniversity of Wisconsin-Madison.
  • Heckman, J. (2000). Policies to foster human capital. Research in Economics 54, 3–56.
  • Heckman, J. (2006). Skill formation and the economics of investing in disadvantaged children. Science 312(5782), 1900–1902.
  • Kornrich, S. (2016). Inequalities in parental spending on young children: 1972 to 2010. AERA Open 2(2), 2332858416644180.
  • Kornrich, S. and Furstenberg, F. (2013). Investing in children: Changes in parental spending on children, 1972–2007. Demography 50(1), 1–23.
  • Lareau, A. (2003). Unequal Childhoods: Class, Race, and Family Life. Berkeley: University of California Press.
  • Park, H., Buchmann, C., Choi, J. and Merry, J. (2016). Learning beyond the school walls: Trends and implications. Annual Review of Sociology 42, 231–252.
  • Schneider, D., Hastings, O. and LaBriola, J. (2018). Income inequality and class divides in parental investments. American Sociological Review 83(3), 475–507.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606