ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Гражданское общество, социальные сети и культурная активность в цифровой среде


TERRA ECONOMICUS, , Том 20 (номер 2),
Цитирование: Рубинштейн А.Я., Соколова Е.К., Дудкина Е.А. (2022). Гражданское общество, социальные сети и культурная активность в цифровой среде. Terra Economicus 20(2), 111–131. DOI: 10.18522/2073-6606-2022-20-2-111-131

В статье рассмотрены вопросы культурной активности, возникающие в условиях формирования институтов гражданского общества на цифровой платформе социальных сетей. Представлены результаты оригинального исследования театральных страниц в социальных сетях, оценки их влияния на формирование театрального спроса и зрительской аудитории. Рассмотрены характеристики и конкретные свойства социальных сетей, включая феномен сетевого эффекта, в соответствии с которым каждый дополнительный участник сети увеличивает ее полезность для других подписчиков. Проанализированы общие теоретические и прикладные аспекты развития соцсетей. Объектом выполненного исследования является выборка российских театров федерального подчинения, имеющих официальные страницы в социальных сетях: восемь театров оперы и балета, тринадцать драматических и два детских театра. В соответствии с задачами исследования анализировались число подписчиков и дата создания страниц в указанных социальных сетях, а также статистические данные, характеризующие предложение театральных благ. Акцент сделан на моделировании посещаемости и проверке сформулированной впервые гипотезы о непосредственной зависимости спроса на театральные блага от числа подписчиков страниц в социальных сетях. Использование методологии многомерного статистического анализа обеспечило определение композитных факторов – «подписчиков театральных страниц», «разнообразия театральной афиши», «обновления репертуара» и «масштабов театрального предложения», а также «интегрального индекса предложения театров». В статье представлены два варианта ранжирования федеральных театров по композитному фактору подписчиков театральных страниц и по интегральному индексу предложения театров, а также выполнен сопоставительный анализ выделенных групп театров. Вычисленные композитные факторы, характеризующие первое и второе направление деятельности каждого федерального театра, составили основу для построения цифровой модели посещаемости театров, включающей четыре линейных уравнения. Выполненный регрессионный анализ подтвердил справедливость выдвинутой гипотезы и выявил значимое положительное влияние композитного фактора подписчиков в социальных сетях на потребление театральных благ, причем во всех четырех моделях.


Ключевые слова: объем предложения; объем потребления; культурная активность; Интернет; социальные сети; подписчики; театр; репертуар; новые постановки; посещаемость

Список литературы:
  • Алескеров Ф.Т., Бадгаева Д.Н., Писляков В.В. и др. (2016). Значимость основных российских и международных экономических журналов: сетевой анализ. Журнал Новой экономической ассоциации (2), 193–207.[Aleskerov, F., Badgaeva, D., Pislyakov, V. et al. (2016). Significance of the main Russian and international economic journals: Network analysis. Journal of the New Economic Association (2), 193–207 (in Russian).]
  • Багдасарян Н.Г., Силаева В.Л. (2014). Коммерческий потенциал сетевого пространства: социокультурный контекст. Гуманитарный вестник (2), 6. [Bagdasarian, N., Sylaeva, V. (2014). Commercial potential of network space: Socio-cultural context. Humanitarian Herald (2), 6 (in Russian).]
  • Голованова В.С. (2018). Театр в XXI веке: стратегии продвижения в информационную эпоху (на примере Екатеринбургского театра оперы и балета). Лики культуры в эпоху социальных перемен: Материалы Всероссийской с международным участием научной конференции. Екатеринбург. [Golovanova, V.(2018). Theatre in the XXI century: Strategies of promotion in the informational epoch (on the example of Ekaterinburg Opera and Ballet Theatre). Faces of Culture in the Age of Social Change: Proceedings of the All-Russian Scientific Conference with International Participation. Yekaterinburg (in Russian).]
  • Дмитриевский В.Н. (2007). Театр и зрители: отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала ХХ века. СПб.: Дмитрий Буланин. [Dmitrievsky, V. (2007). Theater and Spectators: Domestic Theater in the System of Stage-Public Relations: From Origins to the Beginning of the Twentieth Century. Saint Petersburg: Dmitry Bulanin Publ. (in Russian).]
  • Кастельс М. (2000). Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ. [Castells, M.(2000). The Information Age: Economy, Society and Culture. Мoscow: HSE Publishing House (in Russian).]
  • Касьянов В.В., Нечепуренко В.Н. (2017). Социология интернета. М.: Юрайт. [Kasyanov, V., Nechepurenko, V. (2017). Sociology of the Internet. Moscow: Yurait Publ. (in Russian).]
  • Нуреев Р.М. (2018). Цифровая экономика: на пороге четвертой промышленной революции? Теоретическая экономика (6), 70–73. [Nureyev, R. (2018). Digital economy: on the threshold of the fourth pro-industrial revolution? Teoretichaskaya Ekonomika (6), 70–73 (in Russian).]
  • Рубинштейн А.Я. (2019). Театр, зритель и государство: 12 комментариев экономиста. Экономическая социология 20(5), 158–205. [Rubinstein, A. (2019). Theater, spectator and state: 12 comments of economist. Economic Sociology 20(5), 158–205 (in Russian).]
  • Рубинштейн А.Я. (2021). Государственный патернализм: наукометрический провал. Journal of Institutional Studies 13(3), 20–36. [Rubinstein, A. (2021). State paternalism: From science to scientometrics. Journal of Institutional Studies 13(3), 20–36 (in Russian).] DOI: 10.17835/2076-6297.2021.13.3.020-036
  • Рубинштейн А.Я. (ред.) (2019). Театр и зритель в предлагаемых обстоятельствах. Экспертноаналитический доклад. М.: СТД РФ. [Rubinstein, A. (ed.) (2019). The theater and the audience under the given circumstances. Expert-analytical report. Moscow: The Union of Theatre Workers of the Russian Federation (STD RF) Publ. (in Russian).]
  • Силаева В.Л. (2012). Коммерциализация интернета. Социологические исследования (11), 111–121. [Silaeva, V. (2012). Commercialization of the Internet. Sociological Studies (11), 111–121 (in Russian).
  • Степанов В.А. (2018). Социальные медиа: электронный учебно-методический комплекс для специальностей: 1-23 01 08 «Журналистика (по направлениям)», 1-23 01 09 «Журналистика (международная)». Минск: БГУ. [Stepanov, V. (2018). Social media: Electronic educational-methodical complex for the specialties: 1-23 01 08 “Journalism (by directions)”, 1-23 01 09 “Journalism (international)”. Minsk: Belarusian State University Publ. (in Russian).]
  • Albert, R., Barabasi, Al.-L. (2002). Statistical mechanics of complex networks. Reviews of Modern Physics 74(1), 47–97.
  • Backstrom, L., Kleinberg, J. (2014). Romantic partnerships and the dispersion of social ties: A network analysis of relationship status on Facebook50. Proceedings of the 17th ACM conference on Computer supported cooperative work & social computing, pp. 831–841. DOI: 10.1145/2531602.2531642
  • Barnes, J. (1954). Class and committees in a Norwegian island Parish. Human Relations 7, 39–58.
  • Bogenhold, D. (2013). Social network analysis and the sociology of economics: Filling a blind spot with the idea of social embeddedness. The American Journal of Economics and Sociology 72(2), 293–318.
  • Brin, S., Page, L. (1998). The anatomy of a large-scale hypertextual web search engine. In: Seventh International World-Wide Web Conference (WWW 1998), April 14–18, 1998, Brisbane, Australia.
  • Castells, M. (2000). The Rise of The Network Society: The Information Age: Economy, Society and Culture, Vol. 1. Wiley-Blackwell.
  • Christakis, N., Fowler, J. (2009). Connected: The Surprising Power of Our Social Networks and How They Shape Our Lives. Little, Brown Spark.
  • Christakis, N., Fowler, J. (2010). Social network sensors for early detection of contagious outbreaks. PLOS One. DOI: 10.1371/journal.pone.0012948
  • Davis, D. (2007). Myspace isn't your space: Expanding the fair credit reporting act to ensure accountability and fairness in employer searches of online social networking services. Kansas Journal of Law & Public Policy XVI(2), 237.
  • Fowler, J., Dawes, C., Christakis, N. (2009). Model of genetic variation in human social networks. Proceedings of the National Academy of Sciences 106(6), 1720–1724.
  • Garcia-Herranz, M., Moro, E., Cebrian, M., Christakis, N., Fowler, J. (2014). Using friends as sensors to detect global-scale contagious outbreaks. PLOS One 9(4), 1.
  • Gilbert, E., Karahalios, K. (2009). Predicting tie strength with social media. In: Proceedings of the SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems.
  • Golbeck, J. (2015) Introduction to Social Media Investigation: A Hands-on Approach. Amsterdam – Boston-Heidelberg – London – New York – Oxford – Paris – San Diego – San Francisco – Singapore – Sydney – Tokyo: Elsevier.
  • Golbeck, J., Robles, C., Edmondson, M., Turner, K. (2011). Predicting personality from Twitter51. Third International Conference on Privacy, Security, Risk and Trust, Third International Conference on Social Computing. DOI: 10.1109/PASSAT/SocialCom.2011.33
  • Granovetter, M. (1983). The strength of weak ties: A network theory revisited. Sociological Theory 1, 201–233.
  • Hotelling, H. (1933) Analysis of a complex of statistical variables into principal components. Journal of Educational Psychology (24), 417–441.
  • Kosinsky, М., Stillwell, D., Graepel, T. (2013). Private traits and attributes are predictable from digital records of human behavior. Proceedings of the National Academy of Sciences 110(15).
  • Lazzari, M. (2012). The role of social networking services to shape the double virtual citizenship of young immigrants in Italy. Proceedings of the IADIS International Conference on ICT, Society and Human Beings 2012. Lisbon: IADIS: 11–18.
  • Sanderson, K. (2008). Six degrees of messaging. Nature. 13 March 2008. DOI: 10.1038/news.2008.670
  • Schwab, K. (2016). The Fourth Industrial Revolution. London: Penguin Books.
  • Shirado, H., Christakis, N. (2020). Network engineering using autonomous agents increases cooperation in human groups. iScience 23(9). DOI: 10.1016/j.isci.2020.101438
  • Udry, J., Bearman, P. (1998). New methods for new research on adolescent sexual behavior. In: Jessore, R. (ed.) New Perspectives on Adolescent Risk Behavior. Cambridge University Press, pp. 241–269.
  • Watts, D., Strogatz, S. (1998). Collective dynamics of ‘small-world’ networks. Nature 393, 440–442.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606