ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Экономическая теория в составе научных оснований государственного управления


TERRA ECONOMICUS, , Том 20 (номер 2),
Цитирование: Тамбовцев В.Л., Рождественская И.А. (2022). Экономическая теория в составе научных оснований государственного управления. Terra Economicus 20(2), 6–20. DOI: 10.18522/2073-6606-2022-20-2-6-20

Наука государственного управления широко признается как междисциплинарная, интегрирующая ряд других социальных наук. Отсутствует единство относительно того, какие именно из наук следует включить в состав источников знаний для изучения государственного управления. Наиболее часто в мировой литературе предлагаются политическая, управленческая, юридическая науки, а также социология. Иногда можно встретить упоминание экономической науки, но при этом не упоминаются такие ее составляющие (теории и модели), которые могут внести значимый вклад в улучшение нынешнего состояния изучения наукой государственного управления своего предмета. Для обоснования этого положения в статье детально разбирается получившая широкое распространение концепция нового государственного менеджмента. Показано, что в конструкцию этого направления реформирования системы государственного управления «вшиты» элементы, которые порождают негативные последствия при оказании ряда публичных услуг, таких как здравоохранение и образование. Эти последствия связаны с применением стимулирующих контрактов, в которых не могут быть использованы валидные измерители качества услуг, что подталкивает работников к оппортунистическому поведению в форме работы на показатель. Эти негативные последствия многие называют «непредусмотренными», хотя они являются таковыми только вследствие незнания реформаторами ряда положений модели принципала-агента и теории контрактов, которые были получены уже в начале применения и широкого распространения нового государственного менеджмента. В мировой литературе широко распространена точка зрения, согласно которой модель принципала-агента находится среди научных оснований нового государственного менеджмента, что далеко от действительности. В статье обосновывается целесообразность включения ряда экономических теорий в состав оснований науки государственного управления, что обеспечит более высокий уровень научных оснований этой теории и обучения этой специальности.

Просмотров статьи: 275

Подробнее

Постсоветское пространство 30 лет спустя: самостоятельность vs синергия


TERRA ECONOMICUS, , Том 20 (номер 2),
Цитирование: Гусев А.Б., Юревич М.А., Екимова Н.А., Адвокатова А.С. (2022). Постсоветское пространство 30 лет спустя: самостоятельность vs синергия. Terra Economicus 20(2), 21–39. DOI: 10.18522/2073-6606-2022-20-2-21-39
Благодарность: Авторы выражают глубокую признательность Е.В. Балацкому за комментарии и замечания к статье.
Финансирование: Статья подготовлена в рамках государственного задания Правительства РФ Финансовому университету на 2021 г. по теме «Исследование альтернативных концепций налогового регулирования как фактора обеспечения новой индустриальной революции в России».

В статье рассмотрены результаты и проблемы социально-экономического развития государств постсоветского пространства по итогам 30-летнего разобщенного существования. Были проанализированы такие составляющие, как экономическая, социальная (образование и демография), политическая. Установлено, что 11 из 15 бывших союзных республик, демонстрируя приемлемые темпы роста ВВП, по относительному показателю внешнего долга приблизились к состоянию банкротства. Показано, что во всех государствах снизилась рождаемость в расчете на 1000 населения. Однако депопуляция во всех без исключения бывших республиках европейской части СССР оказалась компенсирована приростом населения в бывших союзных республиках, в которых доминирует население, исповедующее ислам. Проведенный аналитический обзор мировых рейтингов университетов позволил сделать вывод о том, что за прошедшие 30 лет ни один университет, за исключением МГУ имени М.В. Ломоносова, не вошел в пул передовых университетов мира, что свидетельствует о глубокой периферийности национальных систем высшего образования. Рассмотренный военно-политический конфликтный потенциал постсоветского пространства обнаружил весьма неустойчивое равновесие, на поддержание которого отвлекаются значительные ресурсы РФ в условиях утраты стратегической инициативы, отсутствия идеологической основы для собственных проектов перспективного развития постсоветского пространства, череды цветных революций в соседних государствах, увеличивающемся количестве горячих точек, а также внешних угроз. Политический статус государств-соседей РФ позволяет почти половину ее сухопутной границы отнести к потенциальной линии фронта (6000 км). Новизна исследования состоит в том, что на основе теории систем в работе показано, что существование бывших союзных республик в режиме единого государства было для них выгоднее, чем в формате обособленных государств. Обосновано, что данное положение дел связано с утратой синергетического эффекта бывшими участниками СССР после его распада.

Просмотров статьи: 243

Подробнее

Альтернативы стагнации российской экономики: новый геополитэкономический контекст


TERRA ECONOMICUS, , Том 20 (номер 2),
Цитирование: Теняков И.М., Хубиев К.А., Эпштейн Д.Б., Заздравных А.В. (2022). Альтернативы стагнации российской экономики: новый геополитэкономический контекст. Terra Economicus 20(2), 40–58. DOI: 10.18522/2073-6606-2022-20-2-40-58
Благодарность: Авторы выражают признательность проф. А.В. Бузгалину за консультативную помощь в подготовке настоящей статьи, а также за ценные замечания по тексту.

В статье показывается, что новый геополитический контекст 2022 года обусловливает недопустимость продолжения долговременной стагнации российской экономики. Ее преодоление предполагает определение фундаментальных причин этой ситуации. Ими является система объективных социально-экономических отношений, сложившихся в постсоветской России. Исследование этих отношений обусловливает необходимость использования языка и категориального аппарата современной политико-экономической теории. Эта теория позволяет дать системную картину отношений олигархически-бюрократического капитализма полупериферийного типа, которые являются глубинной причиной стагнации экономики постсоветской России. Показаны исторические корни генезиса действующей экономической модели (эффект «неправильно застегнутой первой пуговицы»), а также такие последствия ее господства, как отставание от мировой экономики, структурная неэффективность, низкие социальные результаты. На этой основе представлена критика экономистов, позитивно оценивающих результаты реформ, начатых в 1990-е годы. В качестве альтернативы существующей модели предложена глубокая трансформация существующей государственной политики. Изменения включают переход к активной промышленной политике и селективному планированию, социализацию собственности, снижение социального неравенства, обеспечение не просто роста, а экосоциогуманитарных приоритетов в развитии страны.

Просмотров статьи: 290

Подробнее

Принципы налогообложения для цифровой экономики


TERRA ECONOMICUS, , Том 20 (номер 2),
Цитирование: Вишневский В.П., Гончаренко Л.И., Дементьев В.В., Гурнак А.В. (2022). Принципы налогообложения для цифровой экономики. Terra Economicus 20(2), 59–71. DOI: 10.18522/2073-6606-2022-20-2-59-71
Благодарность: Участие сотрудников Финуниверситета в написании статьи профинансировано бюджетными средствами по государственному заданию Финуниверситета.

Статья посвящена принципам налогообложения в условиях цифровизации экономики. Новая промышленная революция и цифровизация изменяют субъектов налоговых отношений и налоговую базу, а, соответственно, – и представления о том, на каких принципах налоги должны быть построены. В этой связи в принципах налогообложения предложено различать условно-постоянную и переменную части. К условно-постоянной части отнесены классические каноны выгоды (benefit principle) и платёжеспособности (ability-to-pay principle), которые получили широкое признание многих поколений учёных и практиков. Их относительное постоянство определяется тем, что налоговая теория имеет дело с поведением людей и отношениями между людьми, а не со способом производства. К условнопеременной части отнесены принципы, связанные с минимизацией издержек доступа к налоговой базе. В условиях цифровизации это требования: получения защищённой цифровой информации о хозяйственных трансакциях в режиме реального времени; цифровой алгоритмизации и автоматизации налогообложения; исчисления и уплаты налогов по смарт-контрактам согласно императивам государственной экономической политики. Они являются условно-переменными, поскольку под влиянием технологического прогресса трансформируется налоговая база и условия минимизации издержек её использования. Установлено также, что требования к налогам и налоговой политике зависят от жизненного цикла технологий. На ранних его этапах они нуждаются в наибольшей налоговой поддержке. При этом для догоняющих стран такая поддержка имеет большее значение, чем для развитых, поскольку эмерджентные экономики не имеют достаточного опыта продвижения технологических инноваций, соответствующих институтов и высоких доходов, генерируемых зрелыми технологиями предыдущих поколений. Для стимулирования новых технологий целесообразно использовать не только вертикальные (секторальные) меры (как, например, налоговые льготы сектору микроэлектроники), но также меры горизонтальные (общесистемные), а также матричные (смешанные), учитывающие национальные и региональные технологические приоритеты.

Просмотров статьи: 238

Подробнее

Неравенство доходов в современной России на фоне долгосрочной исторической ретроспективы


TERRA ECONOMICUS, , Том 20 (номер 2),
Цитирование: Диденко Д.В. (2022). Неравенство доходов в современной России на фоне долгосрочной исторической ретроспективы. Terra Economicus20(2), 72–85. DOI: 10.18522/2073-6606-2022-20-2-72-85
Благодарность: Статья подготовлена в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075- 15-2022-326).

В данной статье внимание сосредоточено на документировании тенденций в сфере неравенства доходов в России в течение последнего десятилетия экономической стагнации в соотнесении с предыдущими историческими периодами. Используются оценки из широкого круга наборов данных и основанных на них исследований: официальной статистики Росстата, РМЭЗ НИУ ВШЭ, Всемирного банка, WIID (UNU-WIDER), исследовательских команд Дж.К. Гэлбрейта-младшего (UTIP-UNIDO), Я.Л. ван Зандена, Т. Пикетти, а также их критиков. Сконструированные ранее автором длинные временные ряды показателей неравенства в России дополняются данными за последнее десятилетие, с пересмотром отдельных оценок за предыдущие периоды. Основанный на неоклассической теории человеческого капитала анализ проблематики неравенства доходов расширяется за счет привлечения инструментария институциональной экономики и экономической социологии. С учетом недавних работ, связывающих измеряемые показатели с их восприятием, в статье показана широкая картина неравенства как институциональной характеристики социума постсоветской России. В течение последнего десятилетия динамика неравенства доходов в России была слабо выраженной: по большинству свидетельств, резко замедлилось его снижение; согласно другим, оно умеренно возросло. При этом по историческим и межстрановым сопоставлениям уровень неравенства остается сравнительно высоким. Освещаются вопросы соотношения динамики неравенства зарплат, совокупных доходов, уровня бедности: его снижение оказалось более впечатляющим по сравнению с индикаторами неравенства. В целом подтверждается сделанный ранее прогноз о сохранении повышенного уровня неравенства доходов в России. Делается вывод, что обозначившееся в последнее время внедрение элементов прогрессивного налогообложения создает основу для сокращения дифференциации зарплат на 5-6 п.п. по индексу Джини в течение 10–15 лет.

Просмотров статьи: 235

Подробнее

Вызовы экологической политике в России (на примере сжигания попутного нефтяного газа)


TERRA ECONOMICUS, , Том 20 (номер 2),
Цитирование: Crowley-Vigneau A., Baykov A., Kalyuzhnova Y. (2022). Challenges to environmental policies in Russia: The case of APG flaring. Terra Economicus 20(2), 86–98. DOI: 10.18522/2073-6606-2022-20-2-86-98

Растущая обеспокоенность последствиями изменения климата породила множество обязательств, особенно среди участников Парижского соглашения, по сокращению выбросов парниковых газов. Мы исследуем реализацию природоохранного законодательства через призму теории государственной политики на примере законодательства о борьбе со сжиганием попутного нефтяного газа в России (постановления № 7 и № 1148 от 2009 и 2012 гг.). Увеличение объемов сжигания на факелах газа с 2010 по 2020 год свидетельствует о том, что законодательство не было соблюдено. Мы провели качественное исследование, основанное на 22 экспертных интервью. Триангуляция результатов проведена с использованием вторичных источников. Предложена новая интерпретация причин «провалов политики», которая даёт новое представление о структурных и организационных факторах, ставящих под угрозу выполнение природоохранного законодательства. Сформулированы политические рекомендации по преодолению рассогласованности в правоприменении. Выводы исследования подчеркивают необходимость баланса между формами вовлечённости и внешним принуждением к соблюдению правовых, а также риски, связанные с отсутствием вовлечённости участников сообществ, и конкретные проблемы, связанные с управлением окружающей средой. В то время как в имеющейся литературе при объяснении несоблюдения правовых норм делается явный акцент на недостаточной вовлечённости представителей соответствующих сообществ, в данной статье утверждается, что более весомое влияние на результаты конкретной политики могут оказывать другие факторы, такие как внутренняя структура, организация деятельности нефтяных компаний, непоследовательность правоприменения и структурные проблемы, связанные со структурой рынка.

Просмотров статьи: 156

Подробнее

Социальное инвестирование: проблемы и стратегии развития


TERRA ECONOMICUS, , Том 20 (номер 2),
Цитирование: Бородкина О.И., Старшинова А.В., Архипова Е.Б. (2022). Социальное инвестирование: проблемы и стратегии развития. Terra Economicus 20(2), 99–110. DOI: 10.18522/2073-6606-2022-20-2-99-110
Благодарность: Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 19–18–00246 «Вызовы трансформации социального государства в России: институциональные изменения, социальное инвестирование, цифровизация социальных услуг», реализуемого в СПбГУ.

В статье представлены результаты социологического исследования, посвященного изучению экспертного мнения о новом направлении государственной политики социального инвестирования. Проведен экспертный опрос представителей российских регионов (n = 160), участвующих в производстве социальных услуг: специалистов и руководителей государственных социальных учреждений, некоммерческих организаций, а также социальных предпринимателей и представителей региональных министерств. Новый подход в социальной политике как результат происходящей трансформации социального государства, характеризуя движение от социального потребления (обеспечения) к социальному инвестированию, инициирован федеральным центром и реализуется в регионах местными органами управления путем вовлечения в производство общественных благ некоммерческих и коммерческих исполнителей. Анализ мнений экспертного сообщества позволил выявить основные факторы, которые могут способствовать развитию некоммерческого сектора социальных услуг и социально-предпринимательской деятельности. Государство и местные органы управления рассматриваются экспертами в качестве основного инвестора, а финансовые инвестиции в форме бюджетных субсидий и грантов являются наиболее ожидаемыми формами для решения региональных социальных вопросов. Среди наиболее востребованных направлений социального инвестирования в целях развития новых поставщиков социальных услуг выделены инфраструктурные и кадровые инвестиции. По мнению участников опроса, приоритетными сферами социально-предпринимательской деятельности и инвестирования являются сферы, способствующие возвращению «проблемных» социальных групп на рынок труда, инвестиции в будущее – детей, молодежь, а также вклад в будущее взрослых и старшего поколения – здоровье, активное долголетие. Социальное инвестирование рассматривается участниками опроса как стратегия социального развития регионов, основанная на достижении социальных целей в сочетании с экономическими результатами. Отсутствие интереса к новому виду предпринимательства среди жителей регионов, включая частных инвесторов, и слабая заинтересованность местных органов управления рассматриваются профессиональным сообществом как риски политики социального инвестирования и предпринимательства в сфере социального обслуживания.

Просмотров статьи: 201

Подробнее

Гражданское общество, социальные сети и культурная активность в цифровой среде


TERRA ECONOMICUS, , Том 20 (номер 2),
Цитирование: Рубинштейн А.Я., Соколова Е.К., Дудкина Е.А. (2022). Гражданское общество, социальные сети и культурная активность в цифровой среде. Terra Economicus 20(2), 111–131. DOI: 10.18522/2073-6606-2022-20-2-111-131

В статье рассмотрены вопросы культурной активности, возникающие в условиях формирования институтов гражданского общества на цифровой платформе социальных сетей. Представлены результаты оригинального исследования театральных страниц в социальных сетях, оценки их влияния на формирование театрального спроса и зрительской аудитории. Рассмотрены характеристики и конкретные свойства социальных сетей, включая феномен сетевого эффекта, в соответствии с которым каждый дополнительный участник сети увеличивает ее полезность для других подписчиков. Проанализированы общие теоретические и прикладные аспекты развития соцсетей. Объектом выполненного исследования является выборка российских театров федерального подчинения, имеющих официальные страницы в социальных сетях: восемь театров оперы и балета, тринадцать драматических и два детских театра. В соответствии с задачами исследования анализировались число подписчиков и дата создания страниц в указанных социальных сетях, а также статистические данные, характеризующие предложение театральных благ. Акцент сделан на моделировании посещаемости и проверке сформулированной впервые гипотезы о непосредственной зависимости спроса на театральные блага от числа подписчиков страниц в социальных сетях. Использование методологии многомерного статистического анализа обеспечило определение композитных факторов – «подписчиков театральных страниц», «разнообразия театральной афиши», «обновления репертуара» и «масштабов театрального предложения», а также «интегрального индекса предложения театров». В статье представлены два варианта ранжирования федеральных театров по композитному фактору подписчиков театральных страниц и по интегральному индексу предложения театров, а также выполнен сопоставительный анализ выделенных групп театров. Вычисленные композитные факторы, характеризующие первое и второе направление деятельности каждого федерального театра, составили основу для построения цифровой модели посещаемости театров, включающей четыре линейных уравнения. Выполненный регрессионный анализ подтвердил справедливость выдвинутой гипотезы и выявил значимое положительное влияние композитного фактора подписчиков в социальных сетях на потребление театральных благ, причем во всех четырех моделях.

Просмотров статьи: 201

Подробнее

Адаптация к «навязанным» институциональным изменениям (на примерах имплементации западных институтов в постсоветской России)


TERRA ECONOMICUS, , Том 20 (номер 2),
Цитирование: Капогузов Е.А., Латов Ю.В. (2022). Адаптация к «навязанным» институциональным изменениям (на примерах имплементации западных институтов в постсоветской России). Terra Economicus 20(2), 132–146. DOI: 10.18522/2073-6606-2022-20-2-132-146
Благодарность: Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при правительстве Российской Федерации по теме «Участие России в экспорте и импорте институтов».

Рассматривается восприятие россиянами импортируемых «западных» институтов с точки зрения оценки их дисфункций под влиянием специфики национальной институциональной среды. Эмпирической базой анализа являются материалы организованных Институтом социологии ФНИСЦ РАН в 2010–2020-х гг. общероссийских опросов и проведенной на базе ЮФУ фокус-группы. Четыре теоретических базовых конструкта – непринятие, принятие, адаптация (через послушание) и симуляция (ограниченная рациональность) – использовались для анализа последствий внедрения «навязанных» институтов (в ряде случаев – в контексте проблемы «работы на показатель»). Проблемы имплементации западных институтов рассмотрены на уровне российского общества в целом и более конкретно на уровне сферы образования. В центре анализа находится восприятие происходящих изменений адресатами импортируемых институтов. На основе анализа разработаны рекомендации по выработке методов адаптирования и трансформирования исследуемых импортируемых институтов в современной России.

Просмотров статьи: 215

Подробнее

Экономические аспекты финансовой грамотности в контексте устойчивого управления


TERRA ECONOMICUS, , Том 20 (номер 2),
Цитирование: Beranová M., Severová L. (2022). Economic aspects of financial literacy in the context of sustainable management. Terra Economicus 20(2), 147–159. DOI: 10.18522/2073- 6606-2022-20-2-147-159

Наша статья посвящена финансовой грамотности в контексте обучения молодых людей устойчивому управлению (например, расширение участия молодежи в продвижении Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций) в лице студентов университетов. Основная цель данной работы состояла в том, чтобы оценить отношение молодых людей к управлению средствами и получению знаний, необходимых для использования финансовых механизмов и инструментов. Когда речь идет о формировании устойчивого поведения личности, особое значение в этом процессе приобретает финансовая грамотность. Анкетный опрос был применен в качестве инструмента для сбора первичных данных, которые использованы для подачи эмпирической модели, задействованной в этом исследовании. Выборка из 1437 случайно выбранных респондентов приняла участие в нашем собственном анкетном опросе, подготовленном и проведенном исследовательской группой. Участниками опроса были молодые люди, представленные студентами трех выбранных случайным образом университетов из Чешской Республики. Во-первых, отслеживалась область обзора финансовых ресурсов респондентов. При этом 97,28% опрошенных ответили «да» или «скорее да». В части контроля личных доходов и расходов, т.е. на вопрос о том, составляют ли респонденты собственный бюджет, 81,77% опрошенных ответили «да», и чаще всего это указывает на то, что для данных целей использовались информационные и коммуникационные технологии. В целом наши результаты подтверждают, что уровень финансовой грамотности любого человека влияет на его устойчивые управленческие навыки. Кроме того, становится очевидным, что финансовая грамотность в контекст устойчивого управления играет решающую роль в социальном и экономическом развитии любого общества. Наши результаты могут быть информативными и полезными как для политиков, так и для исследователей, работающих в области продвижения устойчивого поведения и финансовой грамотности путем внедрения эффективного устойчивого образования и повышения эффективные управленческие навыки.

Просмотров статьи: 262

Подробнее