ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Высшее образование в регионах ресурсного типа: между задачами ведомственного и регионального развития


TERRA ECONOMICUS, , Том 19 (номер 1),
Цитирование: Курбатова, М.В., Донова, И.В., Кранзеева, Е.А. (2021). Высшее образование в регионах ресурсного типа: между задачами ведомственного и регионального развития // Terra Economicus 19(1): 109–123. DOI: 10.18522/2073-6606-2021-19-1-109-123
Благодарность: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 19- 010-00244 «Институциональная организация рынка труда в регионах ресурсного типа».

Одним из важнейших направлений современных исследований в настоящее время становится характеристика последствий оптимизации расходов в условиях массовизации высшего образования. При этом объективный процесс дифференциации целей и задач вузов трансформируется под воздействием образовательной политики, например, в результате реализации определенного варианта «инициатив превосходства», обеспечивающих концентрацию ограниченных ресурсов в узкой группе привилегированных вузов. Важнейшим направлением реформирования российской системы высшего образования в начале 2000-х годов стала дифференциация вузов, их распределение по уровням, имеющим разный статус и объемы государственного финансирования. В данной статье выделены две составляющие данной дифференциации, по-разному актуализированные в современных исследованиях. Первая – распределение вузов по уровням, их стратификация. Вторая – локализация региональных систем высшего образования, которая является следствием территориальной локализации спроса на образовательные услуги. Ресурсная стратификация вузов в данных условиях становится важнейшим фактором усиления социально-экономической неравномерности развития территорий. Целью данной работы является определение места систем высшего образования регионов ресурсного типа в российской системе высшего образования. Проведен сравнительный анализ развития региональных систем высшего образования РФ. Исследование показало, что региональные системы высшего образования в регионах ресурсного типа (за редким исключением) оказались в относительно худшем положении, как по базированию статусных вузов, так и по динамике численности студентов. Ресурсная стратификация вузов идет в направлении развертывания процессов сегментации, формирования высоких барьеров между региональными системами высшего образования, выталкивающих из регионов наиболее способных абитуриентов и запускающих отрицательный отбор населения по уровню запасов человеческого капитала.


Ключевые слова: система высшего образования; дифференциация вузов; ресурсная стратификация вузов; региональные вузы; регионы ресурсного типа

Список литературы:
  • Абанкина, И.В., Алескеров, Ф.Т., Белоусова, В.Ю., Гохберг, Л.М., Зиньковский, К.В., Кисельгоф, С.Г., Швыдун, С.В. (2013) Типология и анализ научно-образовательной результативности российских вузов // Форсайт 7(3): 48–63. [Abankina, I., Aleskerov, F., Belousova, V., Gokhberg, L., Zinkovsky, K., Kiselgof, S., Shvydun, S. (2013). A typology and analysis of Russian universities’ performance in education and research. Foresight-Russia 7(3): 48–63. (In Russian.)]
  • Аврус, А.И. (2001). История российских университетов: Очерки. М.: Московский общественный научный фонд. [Avrus, A.I. (2001). History of the Russian Universities: Essays. Moscow: Moskovsky obshchestvenny nauchny fond Publ. (In Russian.)]
  • Балацкий, Е.В. (2015). Новые тренды в развитии университетского сектора // Мир России (4): 72–98. [Balatsky, E. (2015). New trends in the development of the university sector. Mir Rossii 24(4): 72–98. (In Russian.)]
  • Вашурина, Е.В., Евдокимова, Я.Ш., Овчинников, М.Н. (2014). О некоторых подходах к разработке типологии российских вузов // Университетское управление: практика и анализ (4–5): 21–27. [Vashurina, E.V., Evdokimova, Ja.Sh., Ovchinnikov, M.N. (2014). Some approaches to the development of a typology of Russian universities. University Management: Practice and Analysis (4-5): 21–27. (In Russian.)]
  • Вольчик, В.В. (2013). Реформирование российской системы высшего образования: роль мифов и институтов // Terra Economicus 11(2): 94–103. [Volchik, V. (2013). Reformation of the Russian higher education system: The role of myths and institutions. Terra economicus 11(2): 94–103. (In Russian.)]
  • Вольчик, В.В., Фурса, Е.В., Оганесян, А.А., Кривошеева-Медянцева, Д.Д. (2016). Адаптивное поведение и институты в организации учебного процесса // Terra Economicus 14(4): 119–141. [Volchik, V.V., Fursa, E.V., Oganesyan, A.A., Krivosheeva-Medyantseva, D.D. (2016). Adaptive behavior and institutions: Examining the organization of higher education in Russia. Terra Economicus 14(4): 119–141. (In Russian.) doi: 10.18522/2073-6606-2016-14-4-119-141]
  • Габдрахманов, Н.К. (2019). Концентрация студентов в системе высшего образования на карте Российской Федерации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика 27(1): 7–17. [Gabdrahmanov, N.K. (2019). Concentration of students in higher education on the map of the Russian Federation. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Ekonomika – RUDN Journal of Economics 27(1): 7–17. (In Russian.)]
  • Дуглас, Д.О. (2011). Новый мировой порядок в высшем образовании: как и почему правительства создают структурированные рынки возможностей // Вопросы образования / Educational Studies Moscow (1): 73–98. [Douglass, J. (2011). Higher education’s new global order: How and why governments are creating structured opportunity markets. Educational Studies Moscow (1): 73–98. (In Russian.)]
  • Кашницкий, И.С., Мкртчян, Н.В., Лешуков, О.В. (2016). Межрегиональная миграция молодежи в России: комплексный анализ демографической статистики // Вопросы образования / Educational Studies Moscow (3): 169–203. [Kashnitsky, I., Mkrtchyan, N., Leshukov, O. (2016). Interregional migration of youths in Russia: A comprehensive analysis of demographic statistics. Educational Studies Moscow (3): 169–203. (In Russian.)]
  • Князев, Е.А., Дрантусова, Н.В. (2013). Институциональный ландшафт высшего образования в России: ключевые векторы развития // Вестник международных организаций (1): 264–273. [Knyazev, E.A., Drantusova, N.V. (2013). Institutional landscape of the higher education in Russia: Vectors of development. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii – International Organizations Research Journal 8(1): 264–273. (In Russian.)]
  • Кранзеева, Е.А. (2017). Новые модели университетов: вклад в региональное развитие // Университетское управление: практика и анализ (5): 64–73. [Kranzeeva, E.A. (2017). New university models: Contribution to regional development. University Management: Practice and Analysis 21(5): 64–73. (In Russian.)]
  • Кузьминов, Я.И., Семенов, Д.С., Фрумин, И.Д. (2013). Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану» // Вопросы образования / Educational Studies Moscow (4): 8–69.
  • [Kuzminov, Y., Semyonov, D., Froumin, I. (2013). University network structure: From the Soviet to the Russian “Master Plan”]. Educational Studies Moscow (4): 8–69. (In Russian.)]
  • Курбатова, М.В. (2016). Реформа высшего образования как институциональный проект российской бюрократии: содержание и последствия // Мир России (4): 59–86. [Kurbatova, M. (2016). Higher education reform as an institutional project of the Russian bureaucracy: The content and the outcomes. Mir Rossii 25(4): 59–86. (In Russian.)]
  • Курбатова, М.В., Донова, И.В. (2019a). Эффективный контракт преподавателя вуза как институциональный проект, с. 276–291 / В кн.: / А.П. Заостровцев (ред.) Институциональная экономическая теория: история, проблемы и перспективы. СПб.: Леонтьевский центр. [Kurbatova, M.V., Donova, I.V. (2019a). Effective contract of university lecturer as an institutional project, pp. 276–291. A. Zaostrovtsev (ed.) Institutional Economic Theory: History, Problems and Prospects. St. Petersburg: International Centre for Social and Economic Research “Leontief Centre”. (In Russian.)]
  • Курбатова, М.В., Донова, И.В. (2019b). Эффективный контракт в высшем образовании: результаты реализации проекта // Journal of Institutional Studies 11(2): 122–145. doi: 10.17835/2076-6297.2019.11.2.122-145 [Kurbatova, M.V., Donova, I.V. (2019b). Effective contract in higher education: Some results of project implementation. Journal of Institutional Studies 11(2): 122–145. doi: 10.17835/2076-6297.2019.11.2.122-145 (In Russian.)]
  • Курбатова, М.В., Левин, С.Н., Каган, Е.С., Кислицын, Д.В. (2019). Регионы ресурсного типа в России: определение и классификация // Terra Economicus 17(3): 89–106. doi: 10.23683/2073-6606-2019-17-3-89-106 [Kurbatova, M.V., Levin, S.N., Kagan, E.S., Kislitsyn, D.V. (2019). Resource-type regions in Russia: Definition and classification. Terra Economicus 17(3): 89–106. doi: 10.23683/2073-6606-2019-17-3-89-106 (In Russian.)]
  • Лешуков, О.В., Фрумин, И.Д. (2017). Флагманские университеты: от советского опыта к поиску новой модели // Университетское управление: практика и анализ (4): 22–29. [Leshukov, O.V., Frumin, I.D. (2017). Flagship universities: From the Soviet experience to the search for a new model. University Management: Practice and Analysis 21(4): 22–28. (In Russian.)]
  • Лисюткин, М.А. (2017). О возможных причинах ухудшения ресурсной базы вузов // Вопросы образования / Educational Studies Moscow (2): 74–94. [Lisyutkin, M. (2017). On possible reasons for university resource base decline. Educational Studies Moscow (2): 74–94. (In Russian.)]
  • Лисюткин, М.А., Фрумин, И.Д. (2014). Как деградируют университеты? К постановке проблемы // Университетское управление: практика и анализ (4–5): 12–20. [Lisyutkin, M.A., Froumin, I.D. (2014). How universities degrade? Towards the problem statement] University Management: Practice and Analysis (4-5): 12–20. (In Russian.)]
  • Майоров, А.Н. (2012). Проблемы и риски концентрации властных полномочий в системе управления образованием // Вопросы образования / Educational Studies Moscow (3): 274–287.[Mayorov, A. (2012). Challenges and risks of centralization of powers in education management. Educational Studies Moscow (3): 274–287. (In Russian.)]
  • Таловская, Б.М., Лисюткин, М.А. (2018). О ресурсной стратификации российских вузов // Университетское управление: практика и анализ (6): 24–35. [Talovskaya, B.M., Lisyutkin, M.A. (2018). On the resource stratification of Russian universities. University Management: Practice and Analysis (6): 24–35. (In Russian.)]
  • Тамбовцев, В.Л., Рождественская, И.А. (2014). Реформа высшего образования в России: международный опыт и экономическая теория // Вопросы экономики (5): 97–108. [Tambovtsev, V.L., Rozhdestvenskaya, I.A. (2014). Reform of higher education in Russia: International experience and economic theory. Voprosy ekonomiki (5): 97–108. (In Russian.)]
  • Унгер, М., Полт, В. (2017). «Треугольник знаний» между сферами науки, образования и инноваций: концептуальная дискуссия // Форсайт (2): 10–26. [Unger, M., Polt, W. (2017) The knowledge triangle between research, education and innovation – A conceptual discussion]. Foresight-Russia (2): 10–26 (In Russian.)]
  • Фадеева, И.М., Федосеева, М.В. (2015). Самочувствие преподавателя в обществе, профессии, вузе // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены (6): 153–163. [Fadeeva, I.M., Fedoseeva, M.V. (2015). Subjective well-being of university teacher in society, in profession and in university. Monitoring obshhestvennogo mnenija: Jekonomicheskie i social’nye peremeny [The Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal (6): 153–163. (In Russian.)]
  • Abel, J.R., Deitz, R. (2011). Do colleges and universities increase their region’s human capital? Journal of Economic Geography 12(3): 667–691.
  • Barbato, G., Turri, M. (2019). What do positioning paths of universities tell about the diversity of higher education systems? An exploratory study. Studies in Higher Education 45(2): 1–14.
  • Bluestone, B. (1993). UMASS/Boston: An economic impact analysis. Boston: John W. McCormack Institute of Public Affairs, The University of Massachusetts.
  • Cervantes, M. (2017). Higher education institutions in the knowledge triangle. Foresight and STI Governance 11(2): 27–42.
  • Ciriaci, D. (2014). Does university quality influence the interregional mobility of students and graduates? The case of Italy. Regional Studies 48(10): 1592–1608.
  • Faggian, A. (2006). Human capital flows and regional knowledge assets: a simultaneous equation approach Oxford Economic Papers 58(3): 475–500.
  • Faggian, A., McCann, Ph. (2009). Universities, agglomerations and graduate human capital mobility. Tijdschrift voor Economische en Sociale Geografie 100(2): 210–223.
  • Hagood, L.P. (2019). The financial benefits and burdens of performance funding in higher education. Educational Evaluation and Policy Analysis 41(2): 189–213.
  • Harris, M.S. (2020). An empirical typology of the institutional diversity of U.S. colleges and universities. Innovative Higher Education 45(3): 183–199.
  • Slaughter, S., Cantwell, B. (2012). Transatlantic moves to the market: The United States and the European Union. Higher Education 63(5): 583–606.
  • Slaughter, S., Taylor, B.J. (Eds.) (2016). Higher education, stratification, and workforce development: Competitive advantage in Europe, the US, and Canada. Springer International Publishing. doi: 10.1007/978-3-319-21512-9
  • Volchik, V., Zhuk, A., Oganesyan, A., Abrhám, J. (2019). Analysis of the institutional building and sustainable development of higher education in transition economies. Entrepreneurship and Sustainability Issues 7(2): 1413–1423. https://doi.org/10.9770/jesi.2019.7.2(43)
  • Wang, D. (2019). Performance-based resource allocation for higher education institutions in China. Socio-Economic Planning Sciences 65: 66–75.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606