ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2018–2019 годы

TERRA ECONOMICUS, , Том 18 (номер 1),
Цитирование: Полтерович, В. М. (2020). Реформа государственной системы проектной деятельности, 2018–2019 годы // Terra Economicus, 18(1), 6–27. DOI: 10.18522/2073-6606-2020-18-1-6-27
Статья является развитием одноименного доклада, тезисы которого опубликованы в сборнике: В. Г. Гребенников, И. Н. Щепина (ред.) (2019). Системное моделирование социально-экономических процессов. Труды 42-ой Международной научной школы-семинара, г. Ростов-на-Дону, 1–6 октября 2019 г. Воронеж: Истоки, 2019.
Благодарность: Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 20-010-00569-А).

Анализируется реформа государственной системы проектной деятельности (ГСПД), проведенная в России в 2018–2019 гг., на основе ее сопоставления с системой институтов догоняющего развития (ИДР). Целесообразность внедрения ИДР в современных условиях подтверждается опытом Малайзии и Татарстана. Опираясь на систему ИДР, Малайзия сумела обеспечить быстрый экономический рост, уменьшить неравенство и добиться серьезных успехов в диверсификации производства. Благодаря системе индикативного планирования и консолидации элит Татарстан стал одним из самых успешных регионов России. Построенная к настоящему времени система ГСПД, подобно ИДР, выносит задачу формирования и отбора широкомасштабных проектов за рамки министерств и создает институциональную основу для индикативного планирования. Очередная задача состоит в том, чтобы точнее определить порядок взаимодействия проектных офисов, экспертных советов разных уровней, частных компаний и разработать методику составления плана-прогноза показателей развития. В эту деятельность должны быть вовлечены представители гражданского общества и профсоюзов. Функции ГСПД должны быть расширены, необходимо пополнить перечень национальных проектов. Крупномасштабные проекты должны быть нацелены на заимствование более передовых технологий, создание новых цепочек добавленной стоимости и диверсификацию российской экономики. Перед государством стоит задача стимулировать межрегиональный и межфирменный обмен технологиями. Следует существенно переработать проект «Наука» и разработать проект, посвященный совершенствованию национальной инновационной системы. Ее составной частью должна стать система отраслевых институтов как посредников между академической наукой и исследовательскими подразделениями крупных фирм. В конечном итоге необходимо создать федеральное агентство развития с широкими полномочиями, сформировать систему скользящего индикативного планирования и обеспечить согласование всех видов экономической политики с задачами реализации намечаемых планов.


Ключевые слова: агентство развития; индикативное планирование; экономический рост; проектный офис; центр компетенций

Список литературы:
  • Бутрин, Д. (2019). Пятилетку-за десять лет // Коммерсант, (131), 26 июля.
  • Иванов, В. В. (2015). Концептуальные основы национальной стратегической инициативы // Инновации, (1), 8–13.
  • Ильин, В. А., Мазилов, Е. А. и др. (2019). Национальные проекты 2019–2024 гг.: анализ и ключевые риски их реализации. Научно-технологическая сфера и предпринимательство. Вологда: ФГБУН ВолНЦ РАН, 75 с.
  • Ильин, В. А., Ускова, Т. В. и др. (2019). Национальные проекты 2019–2024 гг.: анализ и ключевые риски их реализации. Экономический блок. Вологда: ФГБУН ВолНЦ РАН, 93 с.
  • Костин, А. (ред.) (2018). Как развивать переработку полимеров в России. М.: Rupec.
  • Механик, А. (2019). Ждем от государства ясной стратегии // Эксперт, (49), 38–42.
  • Министерство финансов Российской Федерации (2019). Бюджетный прогноз Российской Федерации на период до 2036 года. М., 49 с. (https://www.minfin.ru/common/ upload/library/2019/04/main/Budzhetnyy_prognoz_2036.pdf).
  • Огородников, Е. (2019). Логика инвестирования // Эксперт, (38), 15–22 сентября, 28–31.
  • Полтерович, В. М. (ред.) (2010). Стратегия модернизации российской экономики. СПб.: Алетейя, 424 с.
  • Полтерович, В. М. (2014). Реформа РАН: экспертный анализ. Статья 1. Реформа РАН: проект Минобрнауки // Общественные науки и современность, (1), 5–28.
  • Полтерович, В. М. (2015). О формировании системы национального планирования в России // ЖНЭА, (2), 237–242.
  • Полтерович, В. М. (2016). Институты догоняющего развития (к проекту новой модели экономического развития России) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, (5), 34–56. 
  • Полтерович, В. М. (2018). Федеральное агентство развития: оно необходимо для разработки и реализации успешных стратегий // Проблемы теории и практики управления, (3), 35–41.
  • Полтерович, В. М., Панчук, Д. А. (2019). Диверсификация российской экономики за счет углубления переработки углеводородов: проблема индикативного планирования // Энергетическая политика, (1), 54-63.
  • Сергеев, С. А., Салагаев, А. Л. (2013). Региональная элита Республики Татарстан: структура и эволюция // Полития, (2), 74–85.
  • Хакимов, Р. С. (2014). Татарстан: идеология регионального развития. Казань: КЦФПП, 220 с. (http://www.kazanfed.ru/dokladi/fedmono_2015.pdf).
  • Шабунова, А. А., Ильин, В. А. и др. (2019). Национальные проекты 2019–2024 гг.: анализ и ключевые риски их реализации. Социальная сфера. Вологда: ФГБУН ВолНЦ РАН, 68 с.
  • Яковлев, А., Фрейнкман, Л., Макаров, С., Погодаев, С. (2018). Элитный консенсус и экономическое развитие региона: опыт Республики Татарстан // Экономическая политика, 13 (1), 180–217.
  • Brown, D., Jeevakumar, G., Loo C., Taliercio, R. (2017). Primer on Malaysia’s Experience with National Development Planning. World Bank Group (http://documents.worldbank. org/curated/en/840341527676890030/pdf/WP-BackgroundNoteTheMalaysianExperiencewithNationalDevelopmentPlanningUpdatedOct-PUBLIC.pdf).
  • Lee, C., Chew-Ging, L. (2017). The Evolution of Development Planning in Malaysia // Journal of Southeast Asian Economies, 34 (3), 436–61.
  • Naseem, N. A. M., Hamizah, M. S. (2013). Exchange rate misalignment and economic growth: some recent evidence from Malaysia // Pertanika Journal of Social Sciences and Humanities, 21 (S), 47–66. OECD (2019).
  • OECD Economic Surveys: Malaysia 2019. OECD Publishing, Paris (https:// read.oecd-ilibrary.org/economics/oecd-economic-surveys-malaysia-2019_eaaa4190- en#page3).
  • Ravallion, M. (2019). Ethnic Inequality and Poverty in Malaysia Since 1969. NBER Working paper series. Working paper 25640 (http://pseweb.eu/ydepot/seance/513189_Ethnic%20inequality%20and%20poverty%20in%20Malaysia%20since%201969%20w25640.pdf).
  • Rodrik, D. (2007). One economics, many recipes: globalization, institutions, and economic growth. Princeton: Princeton University Press, 263 p.
  • Stiglitz, J. (2007). The Malaysian miracle // The Guardian, September 13 (https://www. theguardian.com/commentisfree/2007/sep/13/themalaysianmiracle).
  • Tham, S. Y. (2015). Diversification and Industrial Policies in Malaysia, pp. 320–345 / In: Felipe, J. (Ed.) Development and Modern Industrial Policy in Practice: Issues and Country Experiences. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing.
  • Yusof, Z. (2013). Economic Diversification: The Case of Malaysia. Revenue Watch Institute (https://resourcegovernance.org/sites/default/files/RWI_Econ_Diversification_Malaysia.pdf).
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606