ЮФУ

ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
terraeconomicus@mail.ru 
te@sfedu.ru

БЮДЖЕТНАЯ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ОПЫТ КИТАЙСКИХ РЕФОРМ И ЕГО АКТУАЛЬНОСТЬ ДЛЯ РОССИИ

TERRA ECONOMICUS, , Том 14 (номер 2),

На протяжении нескольких десятков лет на фоне социально-экономических реформ в Китае активно эволюционирует налогово-бюджетная система, включая такой ее элемент, как межбюджетные отношения. Страна вполне уверенно двигается от жестко централизованной системы к системе с элементами бюджетного федерализма. Статья описывает путь, пройденный КНР от строго централизованной бюджетной системы, в которой нельзя было говорить о сколь-либо значительной бюджетной самостоятельности субнациональных властей, до экспериментов с бюджетной автономией регионов, а также с организацией межбюджетных отношений, а затем до принятия основ нынешнего налогово-бюджетного законодательства. Рассмотрены основные характеристики сложившейся в последние два десятилетия системы межбюджетных отношений, проблемы и тенденции развития, а также возможные уроки для России. Во взаимоотношениях центральных и региональных властей сейчас наблюдается дифференцированный подход к трем группам регионов (города центрального подчинения, национальные автономии и прочие регионы), представляющий интерес с точки зрения совершенствования российской системы межбюджетных отношений. Современная ситуация с субнациональными финансами КНР является итогом череды экспериментов и при всей своей неоднозначности свидетельствует об определенных достижениях в том, что касается обеспечения стимулов для субнациональных властей к расширению собственной доходной базы, а также в том, что касается политики межбюджетных трансфертов.


Ключевые слова: Китай; налогово-бюджетная система; субнациональные финансы; межбюджетные отношения; межбюджетные трансферты

Список литературы:
  • Асадуллина А., Асылгужин И., Трухов А. (2015). Конкурентный бюджетный федерализм и его роль в экономическом развитии страны // Финансы и кредит, № 13, с. 44–53.
  • Бахитова Р. (2013). Модель одноканальной бюджетной системы в Китайской Народной Республике // Проблемы Востоковедения, № 4, с. 8–12.
  • Жуджунь Д., Ковалев М., Новик В. (2008). Феномен экономического развития Китая. Минск: Издательский центр БГУ.
  • Зайцева Ю. (2010). Межрегиональная дифференциация в странах БРИК: возможности оценки // Мировая экономика и международные отношения, 5, с. 44–51.
  • Иванов С. (2012). Распределение фискальных и административных ресурсов между центральной и местными властями КНР в период реформ // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение, № 2(9), ч. 1, с. 41–48.
  • Изотов Д. (2007). Оценка опыта КНР по выравниванию региональной дифференциации мерами трансфертной политики // Пространственная экономика, № 4, с. 147–159.
  • Прохорова Н. (2015). Проблемы субнационального налогообложения в России и в Китае: сравнительный анализ // Управленец, № 3 (55), с. 62–67.
  • Рыжова Н. (2008). Развитие окраинных регионов КНР: роль «Приграничного пояса открытости» // Пространственная Экономика, № 4, с. 36–59.
  • Соколов Б., Лю Ю. (2014). Налоговые реформы: опыт Китая – выводы для России // Финансы и кредит, № 20, с. 32–46.
  • Юшков А. (2016). Бюджетная децентрализация и региональный экономический рост: теория, эмпирика, российский опыт // Вопросы экономики, № 2, с. 94–110.
  • Blanchard O. and Shleifer A. (2001). Federalism With and Without Political Centralization: China versus Russia // IMF staff papers, vol. 48, pp. 171–179.
  • Cai H. and Treisman D. (2006). Did government decentralization cause China’s economic miracle? // World politics, vol. 58, no. 4, pp. 505–535.
  • Chan J. (1996). Budget accounting in China: continuity and change // Research in governmental nonprofit accounting, vol. 9, pp. 147–174.
  • Chen С. and Wu Н. (2008). Fiscal structures and regional economic growth: evidence from China’s fiscal contract system // The journal of developing areas, vol. 41, no. 2, pp. 119–135.
  • Jiang T. and Zhao Z. (2012). Government transfer payments and regional development / In: Garnaut R. and Song L. (eds.). China: New engine of world growth. Canberra: ANU Press.
  • Jin H., Qian Y. and Weingast B. (2005). Regional decentralization and fiscal incentives: Federalism, Chinese style // Journal of public economics, vol. 89, pp. 1719–1742.
  • Loo B. and Chow S. (2006). China’s 1994 tax-sharing reforms: one system, differential impact // Asian survey, vol. 46, no. 2, pp. 215–237.
  • Montinola G., Qian Y. and Weingast B. (1995). Federalism, Chinese style: the political basis for economic success in China // World Politics, vol. 48, pp. 50–81.
  • Ong L. (2006). The political economy of township government debt, township enterprises and rural financial institutions in China // The China quarterly, no. 186, pp. 377–400.
  • Shen C., Jin J. and Zou H. (2012). Fiscal decentralization in China: history, impact, challenges and next steps // Annals of economics and finance, vol. 13, no. 1, pp. 1–51.
  • Wong C. (2013). Reforming China’s public finances for long-term growth / In: Garnaut R., Fang C. and Song L. (eds.) China: a new model for growth and development. Canberra: ANU Press.
  • Xu С. (2011). The fundamental institutions of China’s reforms and development // Journal of economic literature, vol. 49, no. 4, pp. 1076–1151.
  • Zhang X. (2006). Fiscal decentralization and political centralization in China: implications for growth and inequality //Journal of comparative economics, vol. 34, no. 4, pp. 713–726.
  • Zhang Y. (2010). How will China′s central–local governmental relationships evolve? Analytical framework and its implications / In: Garnaut R., Golley J. and Song L.(eds.) China: The Next Twenty Years of Reform and Development. Canberra: ANU Press.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606