ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Экономические аспекты финансовой грамотности в контексте устойчивого управления


TERRA ECONOMICUS, , Том 20 (номер 2),
Цитирование: Beranová M., Severová L. (2022). Economic aspects of financial literacy in the context of sustainable management. Terra Economicus 20(2), 147–159. DOI: 10.18522/2073- 6606-2022-20-2-147-159

Наша статья посвящена финансовой грамотности в контексте обучения молодых людей устойчивому управлению (например, расширение участия молодежи в продвижении Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций) в лице студентов университетов. Основная цель данной работы состояла в том, чтобы оценить отношение молодых людей к управлению средствами и получению знаний, необходимых для использования финансовых механизмов и инструментов. Когда речь идет о формировании устойчивого поведения личности, особое значение в этом процессе приобретает финансовая грамотность. Анкетный опрос был применен в качестве инструмента для сбора первичных данных, которые использованы для подачи эмпирической модели, задействованной в этом исследовании. Выборка из 1437 случайно выбранных респондентов приняла участие в нашем собственном анкетном опросе, подготовленном и проведенном исследовательской группой. Участниками опроса были молодые люди, представленные студентами трех выбранных случайным образом университетов из Чешской Республики. Во-первых, отслеживалась область обзора финансовых ресурсов респондентов. При этом 97,28% опрошенных ответили «да» или «скорее да». В части контроля личных доходов и расходов, т.е. на вопрос о том, составляют ли респонденты собственный бюджет, 81,77% опрошенных ответили «да», и чаще всего это указывает на то, что для данных целей использовались информационные и коммуникационные технологии. В целом наши результаты подтверждают, что уровень финансовой грамотности любого человека влияет на его устойчивые управленческие навыки. Кроме того, становится очевидным, что финансовая грамотность в контекст устойчивого управления играет решающую роль в социальном и экономическом развитии любого общества. Наши результаты могут быть информативными и полезными как для политиков, так и для исследователей, работающих в области продвижения устойчивого поведения и финансовой грамотности путем внедрения эффективного устойчивого образования и повышения эффективные управленческие навыки.


Ключевые слова: поведение; устойчивое управление; финансовая грамотность; финансы; студент; университет

Список литературы:
  • Agbedahin, A. (2019). Sustainable development, education for sustainable development, and the 2030 Agenda for Sustainable Development: Emergence, efficacy, eminence, and future. Sustainable Development 27(4), 669–680. DOI: 10.1002/sd.1931
  • Andriani, D., Nugraha, N. (2018). Spending habits and financial literacy based on gender on employees. IOP Conf. Ser.: Mater. Sci. Eng., 407. DOI: 10.1088/1757-899X/407/1/012089
  • Arceo-Gomez, E., Villagomez, F. (2017). Financial literacy among Mexican high school teenagers. International Review of Economics Education 24, 1–17. DOI: 10.1016/j.iree.2016.10.001
  • Belas, J., Nguyen, A., Smrcka, L., Kolembus, J., Cipovova, E. (2016). Financial literacy of secondary school students. Case study from the Czech Republic and Slovakia. Economics & Sociology 9, 191–206. DOI: 10.14254/2071-789X.2016/9-4/12
  • Bihari, S., Pradhan, S. (2011). CSR and performance: The story of banks in India. Journal of Transnational Management 16(1), 20–35. DOI: 10.1080/15475778.2011.549807
  • Blue, L., Grootenboer, P. (2019). A praxis approach to financial literacy education. Journal of Curriculum Studies 51, 755–770. DOI: 10.1080/00220272.2019.1650115
  • Bottazzi, L., Lusardi, A. (2020). Stereotypes in financial literacy: Evidence from PISA. Journal of Corporate Finance 71, 101831. DOI: 10.1016/j.jcorpfin.2020.101831
  • Bryant, J. (2013). Economic growth and sustainability rooted in financial literacy. In: Madhavan, G., Oakley, B., Green, D., Koon, D., Low, P. (eds.) Practicing Sustainability. Springer New York, pp. 95–99.
  • Cabelkova, I., Smutka, L., Strielkowski, W. (2022). Public support for sustainable development and environmental policy: A case of the Czech Republic. Sustainable Development 30(1), 110–126. DOI: 10.1002/sd.2232
  • Cabelkova, I., Strielkowski, W. (2013). Is the level of taxation a product of culture? A cultural economics approach. Society and Economy 35(4), 513–529. DOI: 10.1556/SocEc.2013.0007
  • Calcagno, R., Monticone, C. (2015). Financial literacy and the demand for financial advice. Journal of Banking & Finance 50, 363–380. DOI: 10.1016/j.jbankfin.2014.03.013
  • Caplinska, A., Ohotina, A. (2019). Analysis of financial literacy tendencies with young people. Entrepreneurship and Sustainability Issues 6, 1736–1749. DOI: 10.9770/jesi.2019.6.4(13)
  • Chebotareva, G., Strielkowski, W., Streimikiene, D. (2020). Risk assessment in renewable energy projects: A case of Russia. Journal of Cleaner Production 269, 122110. DOI: 10.1016/j.jclepro.2020.122110
  • Chmelikova, B. (2015). Financial literacy of students of finance: An empirical study from the Czech Republic. International Journal of Social, Behavioral, Educational, Economic, Business and Industrial Engineering 9, 4233–4236.
  • Cole, S., Paulson, A., Shastry, G. (2014). Smart money? The effect of education on financial outcomes. The Review of Financial Studies 27(7), 2022–2051. DOI: 10.1093/rfs/hhu012
  • da Silva, T., Magro, C., Gorla, M., Nakamura, W. (2017). Financial education level of high school students and its economic reflections. Revista de Administracao 52, 285–303. DOI: 10.1016/j.rausp.2016.12.010
  • Davies, P. (2015). Towards a framework for financial literacy in the context of democracy. Journal of Curriculum Studies 47, 300–316. DOI: 10.1080/00220272.2014.934717
  • Decamps, A., Barbat, G., Carteron, J.-C., Hands, V., Parkes, C. (2017). Sulitest: A collaborative initiative to support and assess sustainability literacy in higher education. The International Journal of Management Education 15(2), 138–152. DOI: 10.1016/j.ijme.2017.02.006
  • Dinwoodie, J. (2010). Ignorance is not bliss: Financial illiteracy, the mortgage market collapse, and the global economic crisis. SSRN Journal. DOI: 10.2139/ssrn.1734531
  • Gerrans, P., Heaney, R. (2016). The impact of undergraduate personal finance education on individual financial literacy, attitudes and intentions. Accounting and Finance 59(1), 177–217. DOI: 10.1111/acfi.12247
  • Goyal, K., Kumar, S. (2020). Financial literacy: A systematic review and bibliometric analysis. International Journal of Consumer Studies 45(1), 80–105. https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1111/ijcs.12605
  • Hendl, J. (2015). Prehled Statistickych Metod: Analyza a Metaanalyza Dat. Praha: Portal.
  • Hindls, R., Hronova, S., Seger, J., Fischer, J. (2007). Statistika pro Ekonomy. Praha: Professional Publishing.
  • Hohnen, P., Potts, J. (2007). International Institute for Sustainable Development Corporate Social Responsibility: An Implementation Guide for Business. Winnipeg, Canada: International Institute for Sustainable Development.
  • Hsu, Y.-L, Chen, H.-L., Huang P.-K., Lin, W-Y. (2021). Does financial literacy mitigate gender differences in investment behavioral bias? Finance Research Letters 41. DOI: 10.1016/j.frl.2020.101789
  • Huston, S. (2010). Measuring financial literacy. Journal of Consumer Affairs 44, 296–316. DOI: 10.1111/j.1745-6606.2010.01170.x
  • Jappelli, T., Padula, M. (2013). Investment in financial literacy and saving decisions. Journal of Banking & Finance 37, 2779–2792. DOI: 10.1016/j.jbankfin.2013.03.019
  • Krechovska, M. (2015). Financial literacy as a path to sustainability. Trendy v Podnikani 5, 3–12.
  • Kumari, S., Harikrishnan, A. (2021). Importance of financial literacy for sustainable future environment: A research among people in rural areas with special reference to Mandi District, Himachal Pradesh. International Journal of Engineering, Science & InformationTechnology 1, 15–19. DOI: 10.52088/ijesty.v1i1.36
  • Leumann, S., Aprea, C. (2015). Kognitive und emotionale Aspekte finanzieller Handlungsfahigkeit. SuchtMagazin 39–41.
  • Lusardi, A., Mitchell, O. (2014). The economic importance of financial literacy: Theory and evidence. Journal of Economic Literature 52(1), 5–44. DOI: 10.1257/jel.52.1.5
  • Lusardi, A., Mitchell, O.S., Curto, V. (2010). Financial Literacy among the Young. Journal of Consumer Affairs 44, 358–380. DOI: 10.1111/j.1745-6606.2010.01173.x
  • Opletalova, A., Kvintova, J. (2014). Vybrane Aspekty Financni Gramotnosti v Podminkach Zakladnich a Strednich Skol. Univerzita Palackeho v Olomouci: Olomouc, Czech Republic.
  • Pavelkova, J., Knaifl, O., Preuss, K. (2012). Funkcni a financni gramotnost. Specialni pedagogika: casopis pro teorii a praxi specialni pedagogiky 22, 108–119.
  • Peng, T-C., Bartholomae, S., Fox, J., Cravener, G. (2007). The impact of personal finance education delivered in high school and college courses. Journal of Family and Economic Issues 28(2), 265–284. DOI: 10.1007/s10834-007-9058-7
  • Philippas, N. D., Avdoulas, C. (2019). Financial literacy and financial well-being among generation-Z university students: Evidence from Greece. The European Journal of Finance 22(1), 360–381. DOI: 10.1080/1351847X.2019.1701512
  • Popescu, C., Popescu, G. (2019). An exploratory study based on a questionnaire concerning green and sustainable finance, corporate social responsibility, and performance: Evidence from the Romanian business environment. Journal of Risk Financial Management 12(4). DOI: 10.3390/jrfm12040162
  • Potrich, A., Vieira, K. (2018). Demystifying financial literacy: a behavioral perspective analysis. Management Research Review 41, 1047–1068. DOI: 10.1108/MRR-08-2017-0263
  • Remund, D. L. (2010). Financial literacy explicated: The case for a clearer definition in an increasingly complex economy. Journal of consumer affairs, 44(2), 276-295.. https://doi.org/10.1111/j.1745-6606.2010.01169.x
  • Sarnovics, A., Mavlutova, I., Peiseniece, L., Berzina, S. (2016). Financial literacy enhancement as a task of financial education for Latvian population. In: Business Challenges in the Changing Economic Landscape 2(2), 365–389.
  • Schmidt, C., Moller, J., Schmidt, K., Gerbershagen, M., Wappler, F., Limmroth, V., Padosch, S., Bauer, M.(2011). Generation Y: Rekrutierung, Entwicklung und Bindung. Anaesthesist 60, 517–524. DOI: 10.1007/s00101-011-1886-z
  • Sevcik, K. (2017). Financni gramotnost v projektovanem kurikulu Australie. sciED 8. DOI: 10.14712/18047106.385
  • Syrovy, P., Tyl, T. (2014). Osobni Finance: Rizeni Financi pro Kazdeho. Grada: Praha, Czech Republic.
  • Yuesti, A., Rustiarini, N., Suryandari, N. (2020). Financial literacy in the COVID-19 pandemic: pressure conditions in Indonesia. Entrepreneurship and Sustainability Issues 8(1), 884–898. DOI: 10.9770/JESI.2020.8.1(59)
  • Zait, A., Bertea, P.E. (2014). Financial literacy – Conceptual definition and proposed approach for a measurement instrument. Journal of Accounting and Management 4, 37–42.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606