ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Состояние человеческого капитала российских профессионалов


TERRA ECONOMICUS, , Том 19 (номер 1),
Цитирование: Каравай, А.В. (2021). Состояние человеческого капитала российских профессионалов // Terra Economicus 19(1): 124–137. DOI: 10.18522/2073-6606-2021-19-1-124-137
Благодарность: Исследование выполнено за счет гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-29-07172).

В статье на данных РМЭЗ НИУ ВШЭ за 2019 год анализируется состояние человеческого капитала российских профессионалов. Показано, что по накопленному ими человеческому капиталу в его классической трактовке (Г. Беккер) они значительно опережают другие группы работников нефизического труда, в том числе руководителей. Их типичные образовательные траектории предполагают бóльшее число лет обучения, чем у других представителей «беловоротничковой» занятости. И в основном их образование включает окончание полной средней школы и вуза, а траектории, предполагающие поступление в вуз после окончания средних специальных учебных заведений, сравнительно редки и обычно означают заочный характер полученного высшего образования. Для получения дополнительного профессионального образования профессионалы в разы чаще используют неформальное интернет-обучение, чем формальные профессиональные курсы. Характерной особенностью профессионалов является очень сильная их дифференциация по качеству общего человеческого капитала. Их полярные подгруппы (те, кто получил очное высшее образование по профилю выполняемой работы, против не имеющих никакого высшего образования) примерно равны по численности. Это означает, что при анализе человеческого капитала представителей данной группы необходимо учитывать также такие дополнительные критерии его качества, как профиль подготовки и очный характер образования. Именно эти характеристики не только сильно влияют на размер получаемых ими на свой человеческий капитал рент, но и позволяют лучше понять поведение профессионалов на рынке труда и их место в социальной структуре российского общества в целом.


Ключевые слова: человеческий капитал; специалисты высшей квалификации; профессионалы; «квалификационная яма»; российский рынок труда

Список литературы:
  • Абрамов, Р.Н. (2016). Социология профессий и занятий: очерки истории и ключевые концепции дисциплинарной области. М.: Вариант. [Abramov, R.N. (2016). Sociology of Professions and Occupations: Essays on History and Key Concepts of the Disciplinary Field. Moscow: Variant. (In Russian.)]
  • Аникин, В.А. (2009). Тенденции изменения социально-профессиональной структуры России в 1994–2006 гг. (по материалам RLMS) // Мир России: Социология, этнология 18(3): 114–131.[Anikin, V.A. (2009). Trends in the socio-professional structure of Russia in 1994–2006 (based on RLMS materials). Mir Rossii [Universe of Russia] 18(3): 114–131. (In Russian.)]
  • Гимпельсон, В. (ред.) (2019). Российский работник: образование, профессия, квалификация. Litres, [Gimpelson, V.E., Kapelyushnikov, R.I. (Eds.) (2011). Russian Employee: Education, Occupation, Qualification. Moscow: HSE Publishing House. (In Russian.)]
  • Гимпельсон, В.Е., Капелюшников, Р.И., Карабчук, Т.С., Рыжикова, З.А., Биляк, Т.А. (2009). Выбор профессии: чему учились и где пригодились? Экономический журнал Высшей школы экономики 13(2): 172–216. [Gimpelson, V.E., Kapeliushnikov, R.I., Karabchuk, T.S., Ryzhikova, Z.A., Bilyak, T.A. (2009). Choice of occupation: Where have we studied and where are we working? HSE Economic Journal (2): 172–216. (In Russian.)]
  • Гришина, Е.Е., Казакова, Ю.М., Ляшок, В.Ю. (2016). Дифференциация заработной платы в России: региональный и профессиональный аспекты // Вопросы статистики (11): 45–52. [Grishina, E., Kazakova, Yu., Lyashok, V. (2016), Differentiation of wages in Russia: Regional and professional aspects. Voprosy Statistiki = Statistics (11): 45–52. (In Russian.)]
  • Каравай, А.В. (2016). Включенность работающих россиян в получение дополнительного профессионального образования // Вопросы образования (4): 123–143. [Karavay, A.V. (2016). Participation of Russian workers in continuing professional education. Educational Studies Moscow (4): 123–143. (In Russian.)]
  • Кастельс, М. (2000). Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Издательский дом ГУ–ВШЭ.
  • Латова, Н.В., Латов, Ю.В. (2020). Опоздавшие к третьей образовательной революции (Компаративистский анализ человеческого капитала российских специалистов-профессионалов) // Journal of Institutional Studies 12(2): 67–85. [Latova, N.V., Latov, Y.V. (2020). Late for the third educational revolution (Сomparative analysis of human capital of Russian professional specialists). Journal of Institutional Studies 12(2): 67–85. (In Russian.) doi: 10.17835/2076-6297.2020.12.2.067-085]
  • Лукьянова, А.Л. (2010). Отдача от образования: что показывает мета-анализ // Экономический журнал Высшей школы экономики 14(3): 326–348. [Lukyanova, A.L. (2010). Returns to education in Russia: Evidence from meta-analysis. The HSE Economic Journal 14(3): 326–348. (In Russian.)]
  • Любимова, Т.С., Шкаратан, О.И., Инясевский, С.А. (2008). Новый средний класс и информациональные работники на российском рынке труда // Общественные науки и современность (1): 5–27. [Lyubimova, T.S., Shkaratan, O.I., Inyassevski, S.A. (2008). New middle class and information workers in the Russian labor market. Social Sciences and Contemporary World (1): 5–27. (In Russian.)]
  • Мансуров, В.А. (ред.) (2013). Профессионалы в эпоху реформ: динамика идеологии, статуса и ценностей. М.: ИС РАН, РОС. [Mansurov, V.A. (Ed.) (2013). Professionals in the Era of Reform: The Dynamics of Ideology, Status and Values. Moscow: Institutie of Sociology RAS Publ., Russian Society of Sociologists Publ. (In Russian.)]
  • Маркс, К. (1960). Капитал, т. 1 / Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч., т. 23. М.: Политиздат. [Marx, K. (1960). Capital, vol. I, book 1. In: Marx, K., Engels, F. Collected Papers, vol. 23. Moscow: Gospolitizdat Publ. (In Russian.)]
  • Радаев, В.В. (2002). Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Экономическая социология 3(4): 20–32. [Radaev, V.V. (2002). Notion of capital, forms of capital and its conversation. Economic Sociology 3(4): 20–32. (In Russian.)]
  • Тихонова, Н.Е. (2014). Социальная структура России: теории и реальность. М.: Новый хронограф. [Tikhonova, N.E. (2014). Russia’s Social Structure: The Theory and the Reality. Moscow: Novyi khronograph Publ. (In Russian.)]
  • Тихонова, Н.Е. (2017). Человеческий капитал профессионалов и руководителей: состояние и динамика // Вестник Института социологии 8(2): 140–165. [Tikhоnova, N. (2017). Human capital of professionals and managers: The condition and dynamic. Vestnik Instituta Sotziologii 8(2): 140–165. (In Russian.)]
  • Тихонова, Н.Е. (2020a). Специалисты в современной России: социально-демографические особенности состава и ключевые проблемы // Социологический журнал 26(3): 141–162. doi: 10.19181/socjour.2020.26.2.7265 [Tikhоnova, N.E. (2020a). Specialists in modern Russia: Socio-demographic composition and key problems. Sotsiologicheskiy Zhurnal = Sociological Journal 26(3): 64–89. (In Russian.) doi: 10.19181/socjour.2020.26.2.7265]
  • Тихонова, Н.Е. (2020b). Российские профессионалы: специфика рабочих мест и человеческого потенциала // Социологические исследования 10(10): 71–83. [Tikhonova, N.E. (2020b). Russian professionals: Specifics of jobs and of human potential. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies] 10(10): 71–83. (In Russian.)]
  • Тихонова, Н.Е., Каравай, А.В. (2017). Человеческий капитал российских рабочих: общее состояние и специфические особенности // Мир России: Социология, этнология 26(3): 6–35. [Tikhonova, N.E., Karavay, A.V. (2017). The human capital of Russian workers: The overall state and its specifics. Mir Rossii [Universe of Russia. Sociology. Ethnology] 26(3): 6–35. (In Russian.)]
  • Atalay, E., Phongthiengtham, P., Sotelo, S., Tannenbaum, D. (2018). New technologies and the labor market. Journal of Monetary Economics 97: 48–67.
  • Barbrook, R. (2006). The Class of the New. London: OpenMute.
  • Becker, G. (1993). Nobel lecture: The economic way of looking at behavior. Journal of Political Economy 101(3): 385–409.
  • Bell, D. (1973). The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting. N.Y.: Basic Books.
  • Bourdieu, P., Passeron, J.C. (1990). Reproduction in Education, Society and Culture. London: Sage.
  • Florida, R. (2002). The Rise of the Creative Class. And How It’s Transforming Work, Leisure and Everyday Life. Basic Books.
  • Fraumeni, B.M. (2015). Choosing a human capital measure: Educational attainment gaps and ranking. NBER Working Paper, No. 21283 (https://www.nber.org/papers/w21283).
  • Galbraith, J.K. (1973). Economics and the Public Purpose. Boston: Houghton Mifflin Company.
  • Giddens, A. (1995). Politics, Sociology and Social Theory: Encounters with Classical and Contemporary Social Thought. Cambridge: Polity.
  • Lee, N., Clarke, S. (2017). Who gains from high-tech growth? High-technology multipliers, employment and wages in Britain. SWPS 2017-14 (https://ssrn.com/abstract=3005432)
  • Liu, G. (2014). Measuring the stock of human capital for international and inter temporal comparisons, pp. 493–544. In: W.J. Dale, J.S. Landefeld, P. Schreyer (eds.) Measuring Economic Sustainability and Progress. University of Chicago Press.
  • Maier, T., Mönnig, A., Zika, G. (2015). Labour demand in Germany by industrial sector, occupational field and qualification until 2025–model calculations using the IAB/INFORGE model. Economic Systems Research 27(1): 19–42.
  • Mincer, J. (1962). On-the-job training: Costs, returns, and some implications. The Journal of Political Economy 70(5): 50–79.
  • Pakulski, J., Waters, M. (1996). The Death of Class. Sage.
  • Schultz, T. (1961). Investment in human capital. The American Economic Review 51(1): 1–17.
  • Sorensen, A.B. (2000). Toward a sounder basis for class analysis. American Journal of Sociology 105(6): 1523–1558.
  • Svensson, L., Evetts, J. (2010). Sociology of Professions. Continental and Anglo-Saxon Traditions. Gothenburg: Daidalos.
  • Wei, Y.-C. (2015). Do employees high in general human capital tend to have higher turnover intention? The moderating role of high-performance HR practices and P-O fit. Personnel Review 44(5): 739–756.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606