ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА РОССИЙСКИХ РАБОЧИХ И РАБОЧИХ ДРУГИХ СТРАН

TERRA ECONOMICUS, , Том 15 (номер 3),

В центре внимания автора статьи – вопрос о том, каково качество человеческого капитала рабочих в современной России в сравнении с аналогичными характеристиками рабочих восьми зарубежных стран. Компаративистский анализ основан на данных исследования Международной программы социальных исследований ISSP «Трудовая деятельность» 2015 г. (выборка из 1475 занятых на производстве рабочих, т.е. не менее 150 человек в каждой стране). Кроме базы данных за 2015 г. использовались данные по аналогичным исследованиям ISSP за 2005 и 1997. Идентификация профессионального статуса проводилась на основе классификатора ISCO-08. Итоговый показатель человеческого капитала демонстрирует значительное отставание человеческого капитала российских рабочих от аналогичных групп трудящихся в развитых зарубежных странах. Хотя российские рабочие имеют хороший общий и специфический человеческий капитал, однако их большим «минусом», нивелирующим позитивные характеристики, является низкий уровень обновления знаний. В России учеба все еще воспринимается как стадия взросления, а не как нормальный образ жизни работников. Динамика за период 2005–2015 гг. хотя и демонстрирует позитивные изменения в человеческом капитале российских рабочих, однако зарубежные страны тоже не стояли на одном месте, поэтому разрыв между человеческим капиталом российских рабочих и аналогичными группами трудящихся в зарубежных странах сохранился. Сопоставление динамики человеческого капитала рабочих Норвегии и Венесуэлы вскрыло два разных подхода к «ресурсному проклятию», которое актуально и для России. Один – это норвежский путь с ориентацией на будущее и с пониманием необходимости вкладываться в программы стимуляции развития человеческого капитала. Второй – венесуэльский путь с социальными программами, обеспечивающими в первую очередь текущее потребление и не формирующими у населения потребности в развитии своих трудовых ресурсов.


Ключевые слова:

Список литературы:
  • Беккер, Г. (2003). Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ.
  • Бондаренко, Н. В. (2017). Становление в России непрерывного образования: анализ на основе результатов общероссийских опросов взрослого населения страны. Информационный бюллетень. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
  • Бондаренко, Н. В., Гохберг, Л. М., Забатурина, И. Ю. и др. (2017). Индикаторы образования: 2017: стат. сб. М.: НИУ ВШЭ.
  • Добронравин, Н. А., Маргания, О. Л. (ред.) (2010). Нефть, газ, модернизация общества. СПб.: Экономическая школа.
  • Игнатова, Т. В., Васильев, П. П. (2013). Повышение значимости теории человеческого капитала для управления модернизацией российской экономики // Journal of Economic Regulation, т. 4, № 2, с. 49–55.
  • Зотин, А. (2016). Страна на трех кокаинах. Почему ресурсы не спасли Венесуэлу от краха // Коммерсант.ru (https://www.kommersant.ru/doc/3013162).
  • Каравай, А. В. (2016). Человеческий капитал российских рабочих: состояние и факторы // Вестник Института социологии, № 2(17), с. 91–112.
  • Константиновский, Д. Л. (2010). Рабочая молодежь в российском обществе: ориентации, образование и человеческий капитал, с. 91–115 // В кн.: М. К., Горшков (ред.) Социальные факторы консолидации Российского общества: социологическое измерение. М.: Новый хронограф.
  • Кремнева, Н., Лукьянова, Е. (2015). Рабочая профессия: успех или неудача? Восприятие социального положения рабочего в семейном контексте // Интеракция. Интервью. Интерпретация, № 10, с. 26–38.
  • Мовчан, А. (2017). Норвегия: нефть, вода и всеобщее благоденствие // Московский Центр Карнеги (http://carnegie.ru/2017/03/27/ru-pub-68404).
  • Прасол, А. Ф. (2007). О специфике труда и отдыха в Японии (культурологический аспект) // Известия Восточного института, № 14, с. 256–269.
  • Тихонова, Н. Е., Каравай, А. В. (2017). Человеческий капитал российских рабочих: общее состояние и специфические особенности // Мир России, № 3, с. 6–35.
  • Ткаченко, Е. В. (2010). О возможности, необходимости и неизбежности интеграции начального и среднего профессионального образования России // Педагогический журнал Башкортостана, № 4(29), с. 12–26.
  • Чередниченко, Г. А. (2014). Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М.: ЦСПиМ.
  • Эренберг, Р. Дж., Смит, Р. С. (1996). Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М.: Изд-во МГУ.
  • Codebook. ZA Study 3090. Work Orientation II. (2001). Zentralarchiv fuer Empirische Sozialforschung. Koeln (https://dbk.gesis.org/dbksearch/download.asp?db=E&id=15666).
  • Employees by sex and occupation (undated) // International Labour Organization (http://www.ilo.org/ilostat).
  • Hidalgo, D., Oosterbeek, H. and Webbink, D. (2014). The impact of training vouchers on low-skilled workers // Labour Economics, 31, 117–128.
  • International Social Survey Programme (undated) // International Social Survey Programme (http://www.issp.org).
  • ISCO-08 Structure, index correspondence with ISCO-88 (undated) // International Labour Organization (http://www.ilo.org/public/english/bureau/stat/isco/isco08).
  • Kim, H.-J., Hawley, J. D., Cho, D., Hyu, Y. and Kim, J.-H. (2016). The influence of learning activity on low-skilled workers’ skill improvement in the South Korean manufacturing industry // Human resource development international, 19(3), 209–228.
  • Lisbon European Council 23 and 24 march 2000. Presidency conclusions. (2000) // European Parliament (http://www.europarl.europa.eu/summits/lis1_en.htm).
  • Leuven, E. (2005). The economics of private sector training: a survey of the literature // Journal of Economic Surveys, 19(1), 91–111.
  • Loose, G. (1988). Vocational education in transition: a seven-country study of curricula for lifelong vocational learning // The UNESCO Institute for Lifelong Learning (http:// www.uil.unesco.org/lifelong-learning/vocational-education-transition-seven-countrystudy-curricula-lifelong-vocational).
  • Mankiw, N. G., Romer, D. and Weil, D. N. (1992). A Contribution to the Empirics of Economic Growth // The Quarterly Journal of Economics, 107(2), 407–437.
  • Rainbird, H. (2000). Skilling the Unskilled: Access to work-based learning and the lifelong learning agenda // Journal of Education and Work, 13(2), 183–197. Russia’s Persistent Weaknesses of Human Capital. (2014) // The Economist (http:// www.businessinsider.com/russias-persistent-weaknesses-of-human-capital-2014-1).
  • Schultz, T. W. (1972). Human Capital: Policy Issues and Research Opportunities. Human Resources // National Bureau of Economic Research (http://www.nber.org/chapters/ c4126.pdf).
  • The standard occupational classification (SOC) (undated) // Office for National Statistics (https://www.ons.gov.uk/methodology/classificationsandstandards).
  • Wolter, S. C. and Weber, B. A. (1999). Skilling the unskilled – a question of incentives? // International Journal of Manpower, 20(3/4), 254–269.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606