ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Адаптивное поведение и институты в организации учебного процесса

TERRA ECONOMICUS, , Том 14 (номер 4),

Институциональные изменения в сфере высшего образования происходят очень быстрыми темпами. Реформирование осуществляется в чрезвычайно сжатые сроки. Так как университеты становятся крупнее и дороже обходятся государству, административное давление нарастает, увеличивается и количество контрольных процедур и регулирующих механизмов. В то же время, атмосфера в высших учебных заведениях становится более напряженной, увеличивается неопределенность. По этой причине преподавателям и студентам, вовлеченным в образовательный процесс, приходится приспосабливаться к постоянно изменяющимся и усложняющимся правилам. Институциональная экономическая теория и методы качественного анализа послужили в качестве концептуальной основы исследования для выявления и объяснения механизмов адаптации в сфере высшего образования. В статье мы попытались идентифицировать модели адаптивного поведения акторов, вовлеченных в образовательный процесс, проанализировав глубинные интервью, проведенные в университетах Ростовской области. Результаты качественного анализа 50 интервью свидетельствуют о том, что реформы, осуществляющиеся в российском высшем образовании, зачастую воспринимаются как непродуманные и не комплементарные существующим правилам и ценностям, поскольку порядок проведения преобразований и ожидаемые результаты не обсуждаются с научным сообществом. Преподаватели стремятся минимизировать последствия новых порядков через послушание, слепо выполняя распоряжения руководства, и оппортунистическое поведение. Большая часть студентов тем временем склонна принимать изменения. В качестве необходимого условия развития сферы высшего образования предлагается обязательная организация публичных дискуссий с вовлечением в процессы реформирования самих представителей сообществ, образующих систему образования.


Ключевые слова: адаптивное поведение; институциональные изменения; высшее образование; государственные реформы; Россия; качественное исследование

Список литературы:
  • Балацкий Е.В. (2014a). Синдром аритмии реформ в системе высшего образования // Журнал Новой экономической ассоциации, № 4, с. 111–140 (http://www.econorus.org/repec/journl/2014-24-111-140r.pdf).
  • Балацкий Е.В. (2014b). Как из высшего образования в России раздули пузырь // Проблемы управления в социальных системах, т. 11, № 7, с. 56–82.
  • Вольчик В.В., Зотова Т.А., Филоненко Ю.В., Фурса Е.В., Кривошеева-Медянцева Д.Д. (2015). Идентификация направлений институциональных изменений в сфере российского высшего образования // Вопросы регулирования экономики (Journal of Economic Regulation), т. 6, № 2, с. 114–131.
  • Вольчик В.В., Посухова О.Ю. (2016). Прекариат и профессиональная идентичность в контексте институциональных изменений // Terra Economicus, т. 14, № 2. DOI: 10.18522/2073-6606-2016-14-2-159-173.
  • Дорохина О., Левинский Д. (2016). Как поработал Дмитрий Ливанов // Коммерсантъ, 19 августа (http://www.kommersant.ru/doc/3069339?utm_source=kommersant&utm_medium=all&utm_campaign=spec).
  • Ефимов В.М. (2016). Экономическая наука под вопросом: иные методология, история и исследовательские практики: Монография. М.: Курс, НИЦ ИНФРА-М, 352 с.
  • Клямкин И.М., Тимофеев Л. (2000). Теневая Россия: экономико-социологическое исследование. М.: Российский гос. гуманитарный университет, 595 с.
  • Курбатова М.В. (2016). Реформа высшего образования как институциональный проект российской бюрократии: содержание и последствия // Мир России, № 4, с. 59–86.
  • Курбатова М.В., Апарина Н.Ф., Донова И.В., Каган Е.С. (2014). Формализация деятельности преподавателя и эффективность деятельности вузов // Terra Economicus, т. 12, № 4, с. 33–51.
  • Стэндинг Г. (2014). Прекариат: новый опасный класс. М.: Ад Маргинем Пресс.
  • Тамбовцев В.Л. (2015a). Социальная политика: нерешенная задача научного обоснования // Общественные науки и современность, № 6, с. 5–13.
  • Тамбовцев В.Л. (2015b). О научных основаниях реформ в сфере высшего образова-ния // Вестник Омского университета. Серия «Экономика», № 2, с. 66–70.
  • Уильямсон О. (1993). Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // THESIS, вып. 3, с. 39–49.
  • Фурса Е.В., Оганесян А.А., Устинов Д.Ю. (2016). Высшее образование и государственные реформы: качественный анализ / Сборник докладов и выступлений участников Всероссийской научной конференции «Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании» (22–23 июня 2016, Ростов-на-Дону). Ростов-н/Д: Издательство ЮФУ.
  • Bollag B. (1990). In Both East and West, Reunification Will Bring Big Challenges to German Higher Education // Chronicle of Higher Education, vol. 37, no. 5, A1.
  • Bourdieu P. (1988). Homo academicus. Cambridge: Polity Press.
  • Chavance B. (2012). John Commons’s organizational theory of institutions: a discussion // Journal of Institutional Economics, vol. 8, no. 1, pp. 27–47 (doi:10.1017/S1744137411000336).
  • Commons J.R. (1998). Investigational Economics / In: Samuels W.J. (ed.) Research in the History of Economic Thought and Methodology. Archival Supplement 7. Greenwich, Connecticut: JAI Press Inc., pp. 39–326.
  • Commons J.R. (2012). Institutional Economics // Теrrа Economicus, vol. 10, no. 3, pp. 69–76 (http://ecsocman.hse.ru/data/2012/11/20/1251380341/journal10.3.1-7.pdf). (In Russian.)
  • Dagevos H. (2005). Consumers as four-faced creatures. Looking at food consumption from the perspective of contemporary consumers // Appetite, vol. 45, no. 1, pp. 32–39.
  • Dequech D. (2013). Economic Institutions: explanations for conformity and room for deviation // Journal of Institutional Economics, vol. 9, no. 1, pp. 81–108.
  • Dewey J. (1922). Human Nature and Conduct: An Introduction to Social Psychology. New York: Henry Holt.
  • Enders J. (2006). The academic profession / In: Forest J.J F. and Altbach P. (eds.) International handbook of higher education. Dordrecht: Springer, pp. 5–22.
  • Enders J., De Boer H. and Weyer E. (2013). Regulatory autonomy and performance: The reform of higher education re-visited // Higher Education, vol. 65, no. 1, pp. 5–23.
  • Foss N.J. and Weber L. (2016a). Moving opportunism to the back seat: Bounded rationality, costly conflict, and hierarchical forms // Academy of Management Review, vol. 41, no. 1, pp. 61–79.
  • Foss N.J. and Weber L. (2016b). Expand Bounded Rationality, but Don’t Throw Opportunism Out of the Car and Under the Bus: A Reply to Lumineau and Verbeke // Academy of Management Review, vol. 41, no.4, pp. 741–744.
  • Fry M. and Polonsky M.J. (2004). Examining unintended consequences of marketing // Journal of Business Research, vol. 57, pp. 1303–1306.
  • Gigerenzer G. (2003). Why does framing influence judgment? // Journal of General Internal Medicine, vol. 18, pp. 960–961.
  • Gruchy A.G. (1947). Modern Economic Thought. The American Contribution. New York: Prentice-Hall, Inc.
  • Guba E. and Lincoln Y. (1994). Competing paradigms in qualitative research / In: Denzin N.K. and Lincoln Y.S. (eds.) Handbook of Qualitative Research. London: Sage, pp. 105–117.
  • Gumport P.J. (2000). Academic restructuring: Organizational change and institutional imperatives // Higher education, vol. 39, no. 1, pp. 67–91.
  • Hall W.A. (2013). Consumerism and consumer complexity: Implications for university teaching and teaching evaluation // Nurse education today, vol. 33, no. 7, pp. 720–723.
  • Hochstettler T.J. (2004). Aspiring to Steeples of Excellence at German Universities // Chronicle of Higher Education, vol. 50, no. 47, B10.
  • Hodgson G.M. (2000). What is the essence of institutional economics? // Journal of Economic Issues, vol. 34, issue 2.
  • Hodgson G.M. (2013). From Pleasure Machines to Moral Communities: An Evolutionary Economics without Homo economicus. Chicago and London: The Chicago University Press.
  • Kivistö J. (2008). An assessment of agency theory as a framework for the government–university relationship // Journal of Higher Education Policy and Management, vol. 30, no. 4, pp. 339–350.
  • Kruecken G. (2003). Mission Impossible? Institutional Barriers to the Diffusion of the «Third Academic Mission» at German Universities // International Journal of Technology Management. Inderscience Publishers, vol. 25, no. 1–2, pp. 18–33.
  • Kvale S. (1996). Interviews: An Introduction to Qualitative Research Interviewing. Thousand Oaks: Sage.
  • Lumineau F. and Verbeke A. (2016). Let’s Give Opportunism the Proper Back Seat // Academy of Management Review, vol. 41, no. 4, pp. 739–754.
  • Mirowski Ph. (1987). The Philosophical Bases of Institutionalist Economics // Journal of Economic Issues, 21, pp. 1001–1038. Reprinted in: Lavoie D. (ed.) (2005). Economics and Hermeneutics. Taylor and Francis e-Library, pp. 74–110.
  • Muscio A., Quaglione D. and Ramaciotti L. (2016). The effects of university rules on spinoff creation: The case of academia in Italy // Research Policy, vol. 45, no. 7, pp. 1386–1396.
  • Naidoo R. (2008). The competitive state and the mobilised market: higher education policy reform in the United Kingdom (1980–2007) // Critique Internationale, vol. 39, April/June, pp. 47–65.
  • Naidoo R., Shankar A. and Veer E. (2011). The consumerist turn in higher education: Policy aspirations and outcomes // Journal of Marketing Management, vol. 27, no. 11–12, pp. 1142–1162.
  • Parada J.J. (2006). A pragmatic institutional economics approach to economic development and institutions: The case of Colombia. Dissertation … presented in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy. Kansas City, Missouri: University Of Missouri-Kansas City.
  • Rutherford M. (2011). The Institutionalist Movement in American Economics, 1918–1947: Science and Social Control. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Rutherford M. (2012). Field, Undercover, and Participant Observers in US Labor Economics, 1900–1930 / In: Maas H. and Morgan M. (eds.) Histories of Observation in Economics.
  • Supplement to volume 44, History of Political Economy. Durham, NC: Duke University Press, pp. 179–199.
  • Schmid A.A. (2004). Conflict and Cooperation: Institutional and Behavioral Economics. Oxford: Blackwell Publishing.
  • Simon H.A. (1990). Invariants of human behavior // Annual Review of Psychology, vol. 41, pp. 1–19.
  • Simon H.A. (1997). An empirically based microeconomics. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Stanfield J.R. (1999). The Scope, Method, and Significance of Original Institutional Economics // Journal of Economic Issues, vol. XXXIII, no. 2, pp. 231–255.
  • Varghese N.V. (2013). Governance Reforms in Higher Education: A Study of Selected Countries in Africa // IIEP/SEM334/Theme paper, April (http://www.iiep.unesco.org/sites/default/files/governance_reforms_in_he_paper_pf.pdf).
  • Weber L. (2005). Nature and Scope of Public Responsibility for Higher Education and Research / In: Weber L. and Bergan S. (eds.) The Public Responsibility for Higher Education and Research. Strasbourg: Council of Europe, pp. 29–43.
  • Weber L. and Mayer K.J. (2014). Transaction cost economics and the cognitive perspective: Untangling the impact of informational and interpretive uncertainty on governance choice // Academy of Management Review, vol. 39, pp. 344–363.
  • White N.R. (2007). The customer is always right? Student discourse about higher education in Australia // Higher Education, vol. 54, pp. 593–604.
  • Whitford A.B. (2006). Unitary, divisional, and matrix forms as political governance systems // Journal of Management Governance, vol. 10, pp. 435–454.
  • Williamson O.E. (1985). The economic institutions of capitalism. New York: Free Press.
  • Williamson O.E. (2000). The new institutional economics: Taking stock, looking ahead // Journal of Economic Literature, vol. 38, pp. 595–613.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606