ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Креативная сфера: проблемы рыночной трансформации

TERRA ECONOMICUS, , Том 14 (номер 4),

Развитие экономики характеризуется не только возникновением новых отраслей, но и усложнением механизма их вхождения в сферу общественного производства. Поскольку в современной экономике преобладают рыночные формы, то и креативная сфера может приобрести статус необходимого элемента современной экономики в той мере, в какой она оформилась как особый, креативный, рынок. Основная проблема состоит в том, что рыночная форма обычно не соответствует природе и результату творческой деятельности. Настоящая статья посвящена рассмотрению комплекса теоретических и практических проблем, связанных с рыночной трансформацией традиционных форм организации креативной деятельности. Автор показывает, что рыночное преобразование креативной сферы предполагает становление трех базовых элементов возникающего рынка креативных товаров и услуг – устойчивого спроса, стабильного предложения и свободного ценообразования на товарную продукцию креативного труда. Автор приходит к выводу о том, что развитие креативной экономики приобретает исключительное значение для российских регионов (особенно – для Северного Кавказа, геополитическое положение которого объективно вынуждает сопоставлять экономический уровень развития данного региона с уровнями экономического развития государств южно-кавказского региона, а также близлежащих регионов Российской Федерации). Целенаправленное развитие отраслей креативной экономики на Северном Кавказе рассматривается автором как реальный шанс ощутимо минимизировать дотационную составляющую в механизме функционирования и финансирования северокавказской экономики, а также улучшить положение с занятостью трудоспособного населения в сложившейся в данном регионе относительной трудоизбыточной ситуации.


Ключевые слова: креативная экономика; творческие профессии; региональное пространство креативных сфер; особенности становления креативной экономики на Северном Кавказе

Список литературы:
  • Бархатов В.И., Журавлева Г.П. (2011). Неоэкономика в современной экономической теории. Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 510 с.
  • Быкова В. (2011). Шарлотта Меландер: Креативность в России: результаты глобального исследования // Русский журнал, 19 октября (http://www.russ.ru/pole/Kreativnost-v-Rossii-rezul-taty-global-nogo-issledovaniya).
  • Горн А.П. (2006). Формирование и развитие рынка интеллектуально-креативных (творческих) услуг в России. Монография. М.
  • Горн А.П. (2009). Развитие рынка интеллектуально-креативных услуг (теория и методология) // Дисс. … докт. экон. наук. Самара: Самарский государственный экономический университет.
  • Грузинов В.П., Сорокина Л.А., Степанов А.А. (2010). Креативная экономика: проблемы и тенденции развития. М.
  • Думная Н.Н. (2009). Новая рыночная экономика. М.: МАКС Пресс, 232 с.
  • Иноземцев В.Л. (1998). За пределами экономического общества. М.: Academia, Наука, 640 с.
  • Кодачигов Р.В. (2012). Ключевые драйверы развития мирового рынка креативных товаров и услуг // Управленец, № 7–8.
  • Козловский С. (2012). Развитие креативных услуг на рынке программных продуктов // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция, № 4.
  • Российско-Германская Внешнеторговая палата (2011). «В России нет места для экспериментов». Почему креативная экономика в России развивается так медленно? Интервью с Еленой Зеленцовой, директором Агентства Творческие индустрии». Моника Холлахер, ВТП Россия (http://russland.ahk.de/ru/publikationen/impuls/inhaltimpuls-2011/kreativwirtschaft/).
  • Степанов А.А., Савина М.В. и др. (2014). Человеческие ресурсы в креативной экономике. М., 239 с.
  • Флорида Р. (2005). Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: КЛАССИКА XXI.
  • Якунин В.И., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э. и др. (2012). Постиндустриализм. Опыт критического анализа. М.: Научный эксперт, 288 с.
  • Bakhshi H., Freeman A. and Higgs P. (2013). A Dynamic Mapping of the UK’s Creative Industries (https://www.nesta.org.uk/sites/default/files/a_dynamic_mapping_of_the_creative_industries.pdf).
  • Bakhshi H., Frey C. and Osborne M. (2015). Creativity Vs. Robots: The creative economy and the future of employment (www.nesta.org.uk/publications/creativity-vs-robots).
  • Botkin J. and Matthews J. (1992). Winning Combinations: The Coming Wave of Entrepreneurial Partnerships between Large and Small Companies. New York. John Wiley & Sons.
  • Carr J. (2009). Creative Industries, Creative Workers and the Creative economy: A review of selected recent literature (http://www.gov.scot/resource/doc/289922/0088836.pdf).
  • Carr J. (2009). Creative industries, Creative workers and the Creative economy: a review of selected recent literature. Scottish Government Social Research (http://www.gov.scot/resource/doc/289922/0088836.pdf).
  • Cohen W.M. and Levinthal D.A. (1990), Absorptive Capacity: A New Perspective on Learning and Innovation // ASQ, 35.
  • Cooke P. and D. Schwarts (eds.) (2007): Creative Regions. Technology, Culture and Knowledge Entrepreneurship. New York: Routledge.
  • DCMC (2008). Creative industries in Berlin, Development and Potential. Berlin.
  • De Propris L. (2012). How are creative industries weathering the crisis? // Cambridge Jnl Regions, Econ and Society, vol. 6, issue 1, pp. 23–35.
  • Department for Culture, Media & Sport and Ed Vaizey MP (2016). Press release. Creative industries worth almost £10 million an hour to economy, January 26 (https://www.gov.uk/government/news/creative-industries-worth-almost-10-million-an-hour-to-economy).
  • Farmakis E. (2014). Fostering the Creative Economy // Stanford Social Innovation Review, November 24 (https://ssir.org/articles/entry/fostering_the_creative_economy#$).
  • Frosio G.F. and Derclaye E. (2014). Open Access Publishing: A Literature Review // CREATe Working Paper 2014/1, Stanford Law School, CIS, January 1, DOI: 10.5281/zenodo.8381.
  • Fujiwara D., Dolan P. and Lawton R. (2015). Creative Occupations and Subjective Wellbeing // Nesta Working Paper 14/09 (http://www.nesta.org. uk/publications/creativeoccupations-and-subjective-wellbeing).
  • Hesmondhalgh D. (2007). The Cultural Industries. SAGE.
  • Hill P. (1999). Tangibles, intangibles and services: a new taxonomy for the classification of output // Canadian Journal of Economics, vol. 32, no. 2 (www.jstor.org/stable/136430 – accessed in March 28, 2011).
  • Howkins J. (2013). The Creative Economy: How People Make Money from Ideas. Penguin Books, 280 p.
  • Lee N. and Rodríguez-Pose A. (2014). Creativity, cities and innovation. Environment and Planning A, 46 (5), pp. 1139–1159.
  • Luckman S. (2015). Craft and the Creative Economy (http://blogs.lse.ac.uk/usappblog/2016/10/09/book-review-craft-and-the-creative-economy-by-susan-luckman/).
  • Potts J. (2011). Creative Industries and Economic Evolution. Edward Elgar Publishing.
  • Potts J. and Cunningham S. (2008). Four Models of the Creative Industries // International Journal of Cultural Policy (http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.491.189&rep=rep1&type=pdf).
  • Santiago J. (2015). What is creativity worth to the world economy? // World Economic Forum (https://www.weforum.org/agenda/2015/12/creative-industries-worth-world-economy/).
  • Stanley D. (2004). Summary of the proceedings of the IFACCA/ISSEC Research Workshop, “Looking for New Connections”. Montreal, pp. 5–10, 17 (www.uregina.ca/hri/Conferences/ISSEC%20Workshop%20Report%20FINAL%20Nov%2029%202004.pdf).
  • Statistics Canada (2015). The creative chain (http://www.statcan.gc.ca/pub/87-542-x/2011001/section/s5-eng.htm – access date September 09 2016).
  • The Policy Research Group (ed.) (2013). The Creative Economy: Key Concepts and Literature Review Highlights (https://cch.novascotia.ca/sites/default/files/inline/documents/creative-economy-synthesis_201305.pdf/).
  • Thomasian J. (2008). Art and the culture: Using Arts and Culture to Stimulate State Economic Development. Washington: NGA Center for Best Practices, 43 p.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606