ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Становление системы правительственных закупок России на рыночных принципах

TERRA ECONOMICUS, , Том 14 (номер 4),

В статье на основе анализа микроданных представлены количественные характеристики распространенности и объемов скрытых доходов домохозяйств. Отражены современные мировые и российские тенденции в области изучения теневых доходов населения. Эконометрическая оценка распространенности скрытых доходов осуществлена на панельных данных «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» (периоды с 2006 по 2014 гг.) на основе модели логистической регрессии, в которой зависимой является двоичная переменная, равная единице в случае, если текущие денежные расходы и сбережения домохозяйств превышают их располагаемые ресурсы в течение двух смежных периодов, и равная нулю в другом случае, что позволяет идентифицировать домохозяйства, постоянно занижающие свои доходы. В ходе анализа выявлено, что значительная доля домашних хозяйств регулярно недооценивает свои доходы, что ведет к определенным искажениям при интерпретации показателей благосостояния, таких как неравенство, уровень бедности. Выявлена взаимосвязь между присутствием скрытых доходов и социально-демографическими характеристиками домохозяйств, их позицией на шкале доходов и типом расселения. Подтверждено, что оценка потребления домохозяйств – более надежный индикатор благосостояния, нежели текущие денежные доходы. Несмотря на то, что официальная статистика публикует упомянутые индикаторы с поправками на теневые доходы, выяснение механизмов распространения скрытых доходов среди домашних хозяйств различных типов, выявление их структуры, роли в формировании благосостояния, элиминировании бедности, сглаживании потребления в период экономических кризисов на альтернативных информационных источниках, по иным методикам позволяет расширять научное знание в этой важнейшей сфере жизнедеятельности общества, создает основу для выработки адекватной социальной политики.


Ключевые слова: государственные закупки; государственный заказ; государственное регулирование; экономическая политика; эффективность контрактной системы

Список литературы:
  • Афанасьев М.В. (2004). Логистика государственных закупок инвестиционных то-варов. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 274 с.
  • Белокрылова О.С. (ред.) (2011). Экономика бюджетных заказов. Ростов н/Д: Изд-во «Содействие – XXI век», 224 с.
  • Вольчик В.В., Нечаев А.Д. (2015). Трансакционный анализ сферы государственных закупок: монография. Ростов н/Д: Изд-во «Содействие – ХХI век», 144 с.
  • Головщинский К.И., Шамрин А.Т. (2011). Основные направления создания и развития комплексной федеральной контрактной системы в Российской Федерации: препринт WP8/2011/02. М.: Изд. дом ВШЭ, 60 с.
  • Дорошенко Т.Г., Дюнина О.П., Кокарева А.А. и др. (2011). Управление государственными и муниципальными заказами. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 381 с.
  • Иванова В.О. (2013). Государственные закупки как инструмент принуждения к инновациям промышленного сектора экономики // Российское предпринимательство, № 15 (273), с. 77–84.
  • Каранатова Л.Г. (2010). Формирование эффективного механизма управления государственными заказами: вопросы теории и практики: монография. СПб.: Изд-во СЗАГС, 216 с.
  • Кравец А.В. (2016). Инновационная экономика России: проблемы и перспективы экономического роста // Креативная экономика, т. 10, № 1, с. 21–34.
  • Кузнецов К.В. (2003). Настольная книга поставщика и закупщика: торги, конкурсы, тендеры. М.: Альпина Паблишер, 339 с.
  • Кузнецова И.В. (2010). Общие принципы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Модуль 1. М.: Ин-т управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ, 176 с.
  • Кузьменко Б. (1991). Ни планов, ни заданий, ни госзаказов! // Экономика и жизнь, № 2, с. 9.
  • Мельников В.В. (2008). Институциональная трансформация механизма государственных закупок в постсоветской России: монография. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 220 с.
  • Нестерович Н.В., Смирнов В.И. (2000). Конкурсные торги на закупку продукции для государственных нужд. М.: ИНФРА-М, 360 с.
  • Нестерович Н.В., Смирнов В.И. (ред.) (2001). Организация и проведение конкурсов на закупку продукции для федеральных государственных нужд. М.: ГУ-ВШЭ, 332 с.
  • Ноздрачев А.Ф. (1994). Государство как заказчик продукции // Государство и право, № 7, с. 35–45.
  • Смирнов В.И. (2006). Комментарий к Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. М.: ГУ ИМЭИ, 182 с.
  • Смирнов В.И., Нестерович Н.В., Гончаров Е.Ю. и др. (2000). Становление рыночной системы государственных закупок в России. Казань: НПО БизнесИнфоСервис, 320с.
  • Смотрицкая И.И. (2009). Экономика государственных закупок. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 232 с.
  • Фетисов Г.Г. (2006). Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональный аспекты. М.: Экономика, 512 с.
  • Ханин Г.И. (2012). Экономическая история России в новейшее время, т. 3. Российская экономика в 1992–1998 гг.: монография. Ростов н/Д: Изд-во «Содействие–XXI век», 398 с.
  • Храмкин А.А. (2011). Противодействие коррупции в госзакупках. М.: ИД «Юриспруденция», 152 с.
  • Шмаков А.В. (2014). Воздействие фактора доверия на процесс принятия экономических решений // Terra Economicus, т. 12, № 3, с. 29–47.
  • Ясин Е.Г. (2003). Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ. М.: ИД ГУ–ВШЭ, 437 с.
  • Auriol E., Straub S. and Flochel T. (2016). Public procurement and Rent-Seeking: The Case of Paraguay // World Development, vol. 77, pp. 395-407.
  • Ayhan B. and Ustuner Y. (2015). Governance in public procurement: the reform of Turkey’s public procurement system // International Review of Administrative Sciences, vol. 81, no. 3, pp. 640–662.
  • Barrett P. (2016). New development: Procurement and policy outcomes – a bridge too far // Public Money & Management, vol. 36, no. 2, pp. 145–148.
  • Borges L.M., Walter F. and Santos L.C. (2016). Process Analysis and Redesign in the Public Sector: Identification of Improvements in a Procurement Process // Holos, vol. 32, no. 1, pp. 231–252.
  • Czech E.K., Niczyporuk J. and Panasiuk A. (2016). Impact of the legal regulations from the new package of directives coordinating the procedures of public procurement granting on the forests protection in Poland // Sylwan, vol. 160, no. 4, pp. 328–335.
  • Decarolis F. and Giorgiantonio C. (2015). Local public procurement regulations: The case of Italy // International Review of Law and Economics, vol. 43, pp. 209–226.
  • Detelj K., Jagric T. and Markovic-Hribernik T. (2016). Exploration of the Effectiveness of public procurement for Innovation: Panel Analysis of EU Countries’ Data // Lex localis – Journal of Local Self-Government, vol. 14, no. 1, pp. 93–114.
  • Edler J. and Yeow J. (2016). Connecting demand and supply: The role of intermediation in public procurement of innovation // Research Policy, vol. 45, no. 2, pp. 414-426.
  • Flynn A. and Davis P. (2016). The policy-practice divide and SME-friendly public procurement // Environment and Planning C: Government and Policy, vol. 34, no. 3, pp. 559–578.
  • Georghiou L., Edler J., Uyarra E. and Yeow J. (2014). Policy instruments for public procurement of innovation: Choice, design and assessment // Technological Forecasting and Social Change, vol. 86, pp. 1–12.
  • Grandia J. (2016). Finding the missing link: examining the mediating role of sustainable public procurement behaviour // Journal of Cleaner Production, vol. 124, pp. 183–190.
  • Knutsson H. and Thomasson A. (2014). Innovation in the public procurement process // Public Management Review, vol. 16, no. 2, pp. 242–255.
  • Loader K. (2016). Is local authority procurement supporting SMEs? An analysis of practice in English local authorities // Local Government Studies, vol. 42, no. 3, pp. 464–484.
  • Loader K. and Norton S. (2015). SME access to public procurement: An analysis of the experiences of SMEs supplying the publicly funded UK heritage sector // Journal of Purchasing & Supply Management, vol. 21, no. 4, pp. 241–250.
  • Markovic-Hribernik T. and Detelj K. (2016). Simulation of Public Procurement impact on Innovativeness of EU Coutries // International Journal of Simulation Modelling, vol. 16, no. 2, pp. 249–261.
  • McKevitt D. and Davis P. (2016). Value for money: a broken pinata? // Public Money & Management, vol. 36, no. 4, pp. 257–264.
  • Mironov M. and Zhuravskaya E. (2016). Corruption in procurement and the Political Cycle in Tunneling: Evidence from Financial Transactions Data // American Economic Journal: Economic Policy, vol. 8, no. 2, pp. 287–321.
  • Mizoguchi T. and Quyen N.V. (2014). Corruption in Public Procurement Market // Pacific Economic Review, vol. 19, no. 5, pp. 577–591.
  • North D. (1990). Institutions, Institutional Change and Economic Performance. USA: Cambridge University Press, 152 p.
  • Placek M., Schmidt M., Ochrana F. and Pucek M. (2016). Impact of Selected Factors Regarding the Efficiency of public procurement (the Case of the Czech Republic) with an Emphasis on Decentralization // Ekonomický časopis, vol. 64, no. 1, pp. 22–36.
  • Reijonen H., Tammi T. and Saastamoinen J. (2016). SMEs and public sector procurement: Does entrepreneurial orientation make a difference? // International Small Business Journal, vol. 34, no. 4, pp. 468–486.
  • Ross T.W. and Yan J. (2015). Comparing Public-Private Partnerships and Traditional public procurement: Efficiency vs. Flexibility // Journal of Comparative Policy Analysis, vol. 17, no. 5, pp. 448–466.
  • Sorte W.F. (2016). Nurturing domestic firms through public procurement: A comparison between Brazil and Japan // Public Policy and Administration, vol. 31, no. 1, pp. 29–50.
  • Testa F., Annunziata E., Iraldo F. and Frey M. (2016). Drawbacks and opportunities of green public procurement: an effective tool for sustainable production // Journal of Cleaner Production, vol. 112, no. 3, pp. 1893–1900.
  • Tucker P. (2014). $180 Million for an F-35 – What We Could Buy Instead // The Fiscal Times, November 14.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606