Инвестиции в общественном секторе экономики и дефицит определенности на пути освоения Россией современных экономических механизмов
С.В. НАУМОВ
кандидат экономических наук, экономист, акционерное общество «Техперевооружение», г. Москва, Россия
кандидат экономических наук, экономист, акционерное общество «Техперевооружение», г. Москва, Россия
TERRA ECONOMICUS, 2015, Том 13 (номер 3),
За последние 15 лет в стране существенно увеличился объем инвестиций в общественном секторе экономики, обеспечив создание беспрецедентного количества уникальных инфраструктурных объектов. В то же время российская экономика, если рассматривать ее общественный и частный секторы как части единого целого, не успевала реагировать на эти инициативы соответствующими изменениями, которые, например, могли бы подтверждаться более высокими показателями ее конкурентоспособности. В статье рассмотрены факторы, влияющие на объем, структуру и динамику инвестиций в общественном секторе экономики, а также условия эффективной мобилизации и применения инвестиционных ресурсов в общественном секторе экономики. Применительно к экономике в РФ рассмотрены причины низкой инвестиционной привлекательности общественного сектора. Опыт развития мировой экономики показывает, что, кроме квалифицированных кадров со стороны всех участников инвестиционного процесса, минимально необходимыми условиями эффективной мобилизации и применения инвестиционных ресурсов в общественном секторе экономики являются: наличие у государства, общества и потенциальных инвесторов доступа к полной и достоверной информации о составе, производительных характеристиках и качестве экономической и социальной инфраструктуры в стране; наличие правовой определенности в законодательстве, регулирующем инвестиционную и иную экономическую деятельность, а также доверие инвесторов к правовой системе государства, гарантирующей соблюдение государством собственных правил; наличие развитого гражданского общества; наличие в стране достаточного количества конкурентоспособных поставщиков и подрядчиков, специализирующихся на производстве товаров (работ, услуг) производственного назначения; наличие у государства собственных структур, обладающих успешным опытом по стандартизации процессов управления сложными проектами. В настоящее время экономика в РФ находится в состоянии глубокой институциональной разбалансированности и, как следствие, отдельные ее субъекты, практика экономического расчета которых могла бы успешно воспроизводиться в границах всей экономической системы, не имеют реальной поддержки ни со стороны государства, ни со стороны общества. На примере института государственно-частного партнерства показано, каким именно образом дефицит определенности на пути освоения Россией современных экономических механизмов сдерживает эффективность инвестиций в общественном секторе экономики.
Ключевые слова: качество экономической и социальной инфраструктуры; конкурентоспособность экономики; условия эффективной мобилизации инвестиционных ресурсов в общественном секторе экономики
Список литературы:
- Варнавский В. (2002). Партнерство государства и частного сектора: теория и практика // Мировая экономика и международные отношения, № 7.
- Государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика». Распоряжение Правительства РФ от 21.12.2013 № 2492-р.
- Дерябина М. (2008). Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики, № 8.
- Емельянов Ю.С. (2011). Нормативное регулирование инновационной деятельности на федеральном и региональном уровнях // Вопросы экономики и права, № 8.
- Заключение Комитета по вопросам собственности Государственной Думы РФ от 18 апреля 2013 года № 3.9-36/1 по проекту Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации».
- Захаров А.Н. (2011). Роль механизмов государственно-частного партнерства в решении экономических и социальных проблем России // Мировое и национальное хозяйство, № 1(16).
- Захаров А.Н., Овакимян М.С. (2012). Использование зарубежного опыта государственно-частного партнерства в решении экономических задач России (на примере Франции) // Российский внешнеэкономический вестник, № 6.
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.
- Корчагина А.С. (2010). Развитие форм государственно-частного партнерства в России // Известия Саратовского университета, Серия Экономика. Управление. Право, вып. 1.
- Медведев Д.А. (2010). Обновляем страну, меняемся сами. Послание Президента РФ к Федеральному Собранию // Российская газета, № 271, 1 декабря.
- Перегудов С., Семененко И. (2009). Бизнес и государство в социальной сфере: конфронтация или партнерство? // Мировая экономика и международные отношения, № 7.
- Практика применения концессионных соглашений для развития региональной инфраструктуры в РФ (2014). М.: Центр развития государственно-частного партнерства.
- Халимовский Ю.А. (2011). Государственно – частное партнерство в субъектах РФ: Блуждание в темноте // Налоги(газета), № 14.
- Яббарова Э. (2008). Некоторые особенности применения механизмов государственно-частного партнерства в России // Международная экономика, № 12.
- Ястребов О.А., Пинкевич И.К. (2010). Создание условий для развития института государственно-частного партнерства в РФ // Проблемы современной экономики, № 3.
- Forrer J., Kee J., Newcomer K. andBoyer E.(2010). Public-Private Partnerships and the Public Accountability Question // Public administration review, pp. 475–484.
- Grimsey D. andLewis M.K. (2004). Public–Private Partnerships: The Worldwide Revolution in Infrastructure Provision and Project Finance. Cheltenham, UK: Edward Elgar.
- OECD (2007). Principles for Private Sector Participation in Infrastructure. Paris.
- OECD (2008). Public-Private Partnerships: In Pursuit of Risk Sharing and Value for Money. Paris: Organization for Economic Co-operation and Development.
- Strategic Infrastructure: Steps to Prepare and Accelerate Public-Private Partnerships (2013). Geneva: World Economic Forum.
- Strategic Infrastructure: Steps to Prioritize and Deliver Infrastructure Effectively and Efficiently (2012). Geneva: World Economic Forum.
- The Global Competitiveness Report 2013–2014 (2013). Geneva: World Economic Forum, Geneva.
- The World Bank (2012). Public-private Partnerships Reference Guide. Washington DC.
- Wettenhall R.(2003). The Rhetoric and Reality of Public–Private Partnerships // Public Organization Review, 3 (1), pp. 77–107.
- Yescombe E.R.(2007). Public–Private Partnerships: Principles of Policy and Finance. Burlington, MA: Butterworth-Heinemann/Elsevier.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606