ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Трудоцентризм как образ жизни: пределы трудовых возможностей человека

TERRA ECONOMICUS, , Том 13 (номер 3),

Отношение к труду эволюционировало в ходе истории: труд пережил периоды презрительного отношения, поклонения, восхищения и отчуждения. К чему пришло трудящееся человечество на рубеже ХХ–XXI столетий? С одной стороны, «кризис труда в его классическом понимании», с другой – трудоцентризм и его следствие – трудоголизм. Работа изо дня в день, без пределов и остановок, работа любимая, но изматывающая, в погоне за карьерой, обогащением, успехом – все это делает сложившуюся ситуацию в области труда не менее, если не более опасной, как в физическом, так и в психологическом отношении. Трудоголизм сегодня оценивается не только как негативное последствие перемен в сфере трудовых отношений, но и заболевание. Труд перестает быть тяжелым, но остается достаточно напряженным, ведет к переутомлению в условиях сверхурочной работы. Несмотря на предсказания о том, что развитие технологий приведет к увеличению свободного времени, общество становится все более трудоцентричным. Человечество страдает от недостатка свободного времени и в то же время не умеет распорядиться им. Противоречивость современной ситуации в сфере трудовых отношений проявляется в социальном иждивенчестве, усугубившемся в результате политики благосостояния и патернализма. В условиях постиндустриальной перестройки трудовой деятельности социальное иждивенчество сменяется опасностью бездействия, которую исследователи противопоставляют трудоцентризму и трудоголизму. Что определяет современное отношение к труду? Почему формируется амбивалентное восприятие труда, один из полюсов которого – праздность и уклонение от труда, другой – трудоголизм и хроническое переутомление?


Ключевые слова: труд; общество; образ жизни; переутомление; зависимость

Список литературы:
  • Белл Д. (1999). Грядущее постиндустриальное общество. М.: Аcademia.
  • Вебер М. (1990). Наука как призвание и профессия / В кн.: Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс.
  • Горц А. (2007). Знание, стоимость и капитал. К критике экономики знаний // Логос, № 4.
  • Горц А. (2010). Нематериальное. Знание, стоимость и капитал. М.: Изд. дом ВШЭ: Экономика.
  • Евсеева Е. (2010). Трудоголики рискуют жизнью // Труд, № 120, 6 июля (http://www.trud.ru/article/06-07-010/245797_trudogoliki_riskujut_zhiznju.html).
  • Иноземцев В.Л. (1998). За пределами экономического общества. М.: Akademia-Наука.
  • Кинг А., Шнайдер Б. (1991). Первая глобальная революция. М.: Прогресс-Пангея.
  • Коноров Ф. (2009). Трудоголизм // Федор Коноров, 18 декабря (http://fedorkonorov.ru/2009/12/18/trudogolizm/).
  • Корсани А. (2008). Тотальное проникновение. Капитализм, биотехнонаука и неолиберализм // Политический журнал, № 2 (http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=67&tek=7919&issue=213).
  • Маяцкий М. (2009). Курорт Европа: эссе. М.: АдМаргинем Пресс.
  • Польре Б. (2008). Когнитивный капитализм на марше // Политический журнал, № 2 (http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=67&tek=7917&issue=213).
  • Райх Р. (1999). Труд наций. Готовясь к капитализму XXI века / В кн.: Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М.: Academia.
  • Сидорина Т.Ю. (2015). Homofaber как символ эпохи труда // Вопросы философии, № 3.
  • Сидорина Т.Ю. (2007). Человек и его работа: из прошлого в информационную эпоху // Общественные науки и современность, № 3.
  • Тоффлер Э. (2004). Третья волна. М.: АСТ.
  • Тоффлер Э. (2009). Метаморфозы власти. М.: АСТ.
  • Фукуяма Ф. (2010). Конец истории или Последний человек. М.: АСТ.
  • Юнгер Ф. (2002). Совершенство техники. Машина и собственность. СПб.: Владимир Даль.
  • Bunting M. (2004). Willing slaves: how the overwork culture is ruling our lives. L.: Harper Collins.
  • Castells M.(1996–1997). The Information Ages: Economy, Society, & Culture. L.: Blackwell Publishers.
  • Galbraith J.K. (1996). The Good Society: The Human Agenda. Boston; N.Y.: Houghton Mifflin Company.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606