ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Модель предпринимательского университета в контексте регионального развития: опыт Московского политеха


TERRA ECONOMICUS, , Том 21 (номер 1),
Цитирование: Николаев В.К., Скворцов А.А. (2023). Модель предпринимательского университета в контексте регионального развития: опыт Московского политеха. Terra Economicus 21(1), 108–121. DOI: 10.18522/2073-6606-2023-21-1-108-121

В статье анализируется формирование предпринимательских университетов как одного из элементов инновационной модели развития – модели «тройной спирали». Особое внимание уделяется России, в которой процесс становления предпринимательских университетов находится на начальной стадии. Показаны особенности этого процесса, обусловленные специфическими социальноэкономическими и правовыми факторами. В статье представлен анализ основных признаков, условий и тенденций развития современного университета, имеющего предпринимательскую стратегию, а также дана оценка реализации этой стратегии Московским политехническим университетом. Предпринимательская модель развития реализуется вузом на основе инновационного развития территории через внедрение практико-ориентированных образовательных модулей, стимулирование научной и инновационной деятельности, имеющей коммерческий потенциал, соответствующей передовым трендам и требованиям индустриальных партнеров. Методологическую основу исследования составили качественные методы: включенное наблюдение и бенчмаркинг деятельности университетов, позволившие обобщить передовые практики в области образования, апробировать на их основе авторскую модель развития предпринимательского университета. Для анализа использовались данные мониторинга деятельности организаций высшего образования, данные статистики, представленной на официальном сайте Росстата, а также данные отчетных материалов рейтинговых агентств, ведущих российских и зарубежных университетов. Полученные результаты исследования могут быть полезны исследователям и практикам, занимающимся трансформацией российской системы высшего образования.


Ключевые слова: предпринимательский университет; проектное междисциплинарное обучение; коммерциализация технологий; индустриальные партнеры; научно-инновационные разработки; предпринимательский бренд вуза; продвижение научного бренда

Список литературы:
  • Быков А.А., Шутилин В.Ю. (2018). Формирование модели предпринимательского университета на базе БГЭУ. Вышэйшая школа (6), 15–20. [Bykov, A., Shutilin, V. (2018). Formation of the model of entrepreneurial university on the basis of Belarus State Economic University. Vyshejshaja shkola (6), 15–20 (in Russian)].
  • Вагнер А.Р., Воронин А.В. (2022). Как будут развиваться отношения университетов и стейкхолдеров? Университетское управление: практика и анализ 26(3), 4–9. [Vagner, A., Voronin, A.(2022). How will relations between universities and stakeholders develop? University Management: Practice and Analysis 26(3), 4–9 (in Russian)].
  • Вильямс Д. (2012). На пути к предпринимательскому университету: опыт Великобритании. Университетское управление: практика и анализ 6(82), 51–58. [Williams, D. (2012). On the way to the entrepreneurial university: Experience of Great Britain. University Management: Practice and Analysis 6(82), 51–58 (in Russian)].
  • Виссема Й.Г. (2016). Университет третьего поколения. Управление университетом в переходный период. М.: Олимп-Бизнес, 432 с. [Wissema, J. (2016). Towards the Third Generation University: Managing the University in Transition. Moscow: Olymp-Business Publ. (in Russian)].
  • Волкодавова Е.В., Горячева Т.В., Жабин А.П., Хансевяров Р.И. (2019). Компетентностный подход как основа развития предпринимательских вузов в национальной инновационной системе. Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право 19(2), 134–141. [Volkodavova, E., Goryacheva, Т., Zhabin, A., Khansevyarov, R. (2019). Competence approach as the basis for entrepreneurial universities development in the national innovation system. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series Economics. Management. Law 19(2), 134–141 (in Russian)]. DOI: 10.18500/1994-2540-2019-19-2-134-141
  • Головко И.В., Зиневич О.В., Рузанкина Е.А. (2018). Третья миссия университета и модель многопользовательского управления для регионального развития. Comparative politics 9(1), 5–17.[Golovko, I., Zinevich, O., Ruzankina, E. (2018). The third mission of the University and the model of multi-user management for regional development. Comparative politics 9(1), 5–17 (in Russian)].
  • Грудзинский А.О. (2003). Университет как предпринимательская организация Социологические исследования (4), 113. [Grudzinskiy, A. (2003). University as an entrepreneurial organization. Sociological Studies (4), 113 (in Russian)].
  • Иноземцева А.А. (2021). Влияние университетов на повышение уровня инновационного потенциала региона. Экономика. Информатика 48(4), 641–649. [Inozemtseva, A. (2021). Influence of Universities on Raising the Level of an Innovative Region. Economics. Information technologies 48(4), 641–649 (in Russian)]. DOI: 10.52575/2687-0932-2021-48-4-641-649
  • ИцковицГ. (2010). Тройнаяспираль. Университеты – предприятия – государство. Инновации в действии. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 237 c. [Etzkowitz, G. (2010). Triple Helix. Universities – Enterprises – State. Innovations in Action. Tomsk: Publishing House of Tomsk State University of Management Systems and Radioelectronics, 237 p. (in Russian)].
  • Калинина И.А., Карасев П.А., Кулапов М.Н., Скоробогатых И.И. (2017). РЭУ им. Г.В. Плеханова как конкурентоспособный университет будущего. Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова 6(96), 5–14. [Kalinina, I., Karasev, P., Kulapov, M., Skorobogatykh, I. (2017). Plekhanov Russian University of Economics as a competitive university of a future. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics 6(96), 5–14 (in Russian)]. DOI: 10.21686/2413-2829-2017-6-5-14
  • Карпов А.О. (2017). Современный университет как драйвер экономического роста: модели и миссии. Вопросы экономики (3), 58–76. [Karpov, A. (2017). Modern university as an economic growth driver: Models & missions. Voprosy Ekonomiki (3), 58–76 (in Russian)]. DOI: 10.32609/0042-8736-2017-3-58-76
  • Кларк Б.Р. (2019). Создание предпринимательских университетов. Организационные направления трансформации. М.: Изд. дом ВШЭ, 310 с. [Clark, B. (2019). Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. Moscow: HSE Publishing House, 310 p. (in Russian)].
  • Кобзева Л.В. (2011). Предпринимательский университет: как университету встроиться в экономику в новом десятилетии. В кн.: Ежегодник «Россия: тенденции и перспективы развития». М.: ИНИОН РАН, с. 641–643. [Kobzeva, L. (2011). Entrepreneurial university: How can university integrate into the economy in the new decade. Yearbook «Russia: trends and prospects of development». Moscow: INION, pp. 641–643 (in Russian)].
  • Кобзева Л.В., Пономаренко В.В. (2011). На пути к предпринимательскому университету: что находится в центре изменений? Инновации (4), 85–92. [Kobzeva, L., Ponomarenko, V. (2011). On the way to entrepreneurial university: What is at the center of the change? Innovation (4), 85–92 (in Russian)].
  • Константинов Г.Н., Филонович С.Р. (2007). Что такое предпринимательский университет. Вопросы образования (1), 49–62. [Konstantinov, G., Filonovich, S. (2007). What is an entrepreneurial university. Educational Studies Moscow (1), 49–62 (in Russian)].
  • Коява Л.В. Новгородов П.А., Смирнов С.А. (2018). Предпринимательский университет. Концепт. Современная конкуренция 12(4-5), 93–105. [Koyava, L., Novgorodov, P., Smirnov, S. (2018). Entrepreneurial university. Concept. Journal of Modern Competition 12(4-5), 93–105 (in Russian)].
  • Кузнецова Ю.А., Шмакова М.В. (2022). Потенциал малых инновационных предприятий вузов России в развитии инновационной экономики. Университетское управление: практика и анализ 26(3), 48–66. [Kuznetsova, Yu., Shmakova, M. (2022). The potential of Russian Universities’ small innovative enterprises in an innovative economy. University Management: Practice and Analysis 26(3), 48–66 (in Russian)]. DOI: 10.15826/umpa.2022.03.021
  • Курбацкий В.Н. (2019). Цифровой след в образовательном пространстве как основа трансформации современного университета. Высшая школа (5), 40–45. [Kurbatskiy, V. (2019). Digital footprint in the educational space as a basis for transformation of a modern university. Vysheishaya shkola (5), 40–45 (in Russian)].
  • Ларионова В.А., Карасик А.А. (2019). Цифровая трансформация университетов: заметки о глобальной конференции по технологиям в образовании EdCrunch Ural. Университетское управление: практика и анализ 23(3), 130–135. [Larionova, V., Karasik, A. (2019). Digital transformation of universities: Notes on the Global Conference on Technologies in Education EdCrunch Ural. University Management: Practice and Analysis 23(3), 130–135 (in Russian)].
  • Лукашенко М.А., Громова Н.В., Ожгихина А.А. (2021). Цифровой имидж преподавателя предпринимательского университета. Высшее образование в России 30(7), 91–104. [Lukashenko, M., Gromova, N., Ozhgikhina, A. (2021). Digital media image of business university professor. Higher Education in Russia 30(7), 91–104 (in Russian)]. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-91-104
  • Мкртычян Г.А., Исаева О.М. (2017). Становление предпринимательского университета: столкновение ценностей и сопротивление изменениям. Университетское управление: практика и анализ 21(2), 76–85. [Mkrtychyan, G., Isaeva, O. (2017). The emergence of the entrepreneurial university: The clash of values and resistance to change. University management: Practice and analysis 21(2), 76–85 (in Russian)]. DOI: 10.15826/umpa.2017.02.022
  • Носонов А.М. (2020). Факторы формирования предпринимательских университетов в России. Современные проблемы науки и образования (4), 30. [Nosonov, A. (2020). Factors of formation of entrepreneurial universities in Russia. Modern problems of science and education (4), 30 (in Russian)]. DOI: 10.17513/spno.29978
  • Овчинникова Н.Э., Лазаренко Д.Г. (2021). Анализ концептуальных теоретических подходов к проблеме организации трансфера технологий в зарубежных университетах. Университетское управление: практика и анализ 25(1), 62–82. [Ovchinnikova, N., Lazarenko, D. (2021). The analysis of conceptual theoretical approaches to the problem of technology transfer in foreign universities. University Management: Practice and Analysis 25(1), 62–82 (in Russian)]. DOI: 10.15826/umpa.2021.01.005
  • Петрова О.В., Грудзинский А.О. (2012). Организационная культура как фактор развития инновационного университета. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского 4(1), 12–18. [Petrova, O., Grudzinskiy, A. (2012). Organizational culture as a development factor for an innovative university. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod 4(1), 12–18 (in Russian)].
  • Петросянц Д.В., Зубенко В.В., Селезнёв П.С., Аржанова И.В. (2020). Повышение конкурентоспособности университетов СКФО в синхронизации с задачами развития регионов. Высшее образование в России 29(5), 22–33. [Petrosyants, D., Zubenko, V., Seleznev, P., Arzhanova, I.(2020). Improving the competitiveness of the leading universities of the North Caucasus Federal District in sync with the objectives of regional development. Higher Education in Russia 29(5), 22–33 (in Russian)]. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-5-22-33
  • Степаненко А.А., Фещенко А.В. (2017). «Цифровой след» студента: поиск, анализ, интерпретация. Открытое и дистанционное образование 4(68), 58–62. [Stepanenko, A., Feshchenko, A.(2017). Student’s digital footprint: Search, analysis, interpretation. Open and Distance Education 4(68), 58–62 (in Russian)]. DOI: 10.17223/16095944/68/9
  • Фрумин И.Д., Лешуков О.В. (2017). Университеты как драйверы социально-экономического развития регионов. В кн.: Федеральный справочник. Образование в России, Т. 12, Модернизация учебных заведений. Взаимодействие с бизнесом в регионах Российской Федерации. М.: Центр стратегических программ, с. 192–199. [Frumin, I., Leshukov O. (2017). Universities as drivers of social and economic development of regions. In: Education in Russia: Federal Guidebook, Vol. 12, Higher Education Institutions Modernization. Interaction with Business in the Regions of the Russian Federation. Moscow: Centre for Strategic Programmes Publ., pp. 192–199 (in Russian)].
  • Bronstein, J., Reihlen, M. (2014). Entrepreneurial university archetypes: A meta-synthesis of case study literature. Industry and Higher Education 28(4), 245–262. DOI: 10.5367%2Fihe.2014.0210
  • Curtis, T., Abratt, R., Minor, W. (2009). Corporate brand management in higher education. The case of ERAU. Journal of Product & Brand Management18(6), 404–413. DOI: 10.1108/10610420910989721
  • Gibb, A., Hannon, P. (2006). Towards the entrepreneurial university. International Journal of Entrepreneurship Education (4), 73–110.
  • Kirby, D.A. (2006). Creating entrepreneurial universities in the UK: applying entrepreneurship theory and practice. Journal of Technology Transfer 31, 599–603. DOI: 10.1007/s10961-006-9061-4
  • Rutter, R., Roper, S., Lettice, F. (2016). Social media interaction, the university brand and recruitment performance. Journal of Business Research 69(8), 3096–3104. DOI: 10.1016/J. JBUSRES.2016.01.025
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606