ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Суеверие как экономический институт: эволюционный подход


TERRA ECONOMICUS, , Том 19 (номер 2),
Цитирование: Maltsev, V.V., Dementyev, V.V. (2021). Superstition as an economic institution: An evolutionary approach. Terra Economicus 19(2): 28–38. DOI: 10.18522/2073-6606-2021-19-2-28-38

В статье исследуется гипотеза об эволюции суеверий. Используя труды Питера Лисона о суеве-риях как производительных социально-экономических институтах и исторический пример народаОранг Суку Лаут (ОСЛ) с Индонезийского архипелага Риау, мы демонстрируем, что суеверия спо-собны адаптироваться под изменяющиеся экономические условия. Враждебные отношения междуОСЛ и малайцами с Риау привели к проблеме коллективного действия: индивидуальное взаимодей-ствие между группами было выгодным, но несло с собой существенные коллективные издержки ввиде возможного подчинения ОСЛ малайцам. Для предотравщения взаимодействия между группамиОСЛ прибегли к религиозной системе илму, согласно которой человек может быть смертельно от-равлен в процессе торговли. В результате, взаимодействие между группами было минимизированои ОСЛ смогли сохранить свою свободу. Данная ситуация изменилась с прибытием китайских посред-ников на архипелаг, благодаря которым ОСЛ приняли институт денег и стали более прогрессив-ными в глазах малайцев. Это событие уменьшило вероятность конфликта и снизило издержки отторговли. Благодаря этому, ОСЛ модифицировали систему илму, в рамках которой торговля сталабезопасной при условии использования в ней денег. В результате, система суеверий ОСЛ смогла до-стигнуть нового равновесия и значительно улучшить их экономическое благосостояние. Если нашагипотеза верна, то спонтанное развитие суеверий может укрепить материальное положение опре-деленных обществ, несмотря на объективно ложный характер этого института.


Ключевые слова: анархия; суеверия; эволюция; Оранг Суку Лаут; илму; Индонезия; малайцы; макси- мизация богатства; теория игр

Список литературы:
  • Ananta A., Arifin E., Bakhtiar K. (2008). Chinese Indonesians in Indonesia and the province of Riau Archipelago: A demographic analysis. In: Suryadinata L. (ed.) Ethnic Chinese in Contemporary Indonesia. Institute of Southeast Asian Studies.
  • Andaya L.Y. (2010). Leaves of the Same Tree: Trade and Ethnicity in the Straits of Melaka. Singapore: NUS Press.
  • Chou C. (2004). The Orang Suku Laut: Owners of or strangers in the Riau Archipelago of Indonesia? pp. 309–328. In: Berland J.C., Rao A. (eds.) Customary Strangers: New Perspectives on Peripatetic Peoples in the Middle East, Africa, and Asia. Praeger.
  • Chou C. (2005). Indonesian Sea Nomads: Money, Magic and Fear of the Orang Suku Laut. Routledge.
  • Chou C. (2010). The Orang Suku Laut of Riau, Indonesia: the inalienable gift of territory. NY: Routledge.
  • Chou C. (2016). The water world of the Orang Suku Laut in Southeast Asia. TRaNS: Trans-Regional and-National Studies of Southeast Asia 4(2): 265–282.
  • Chou C., Wee V. (2002). Tribality and globalization: The Orang Suku Laut and the “growth triangle” in a contested environment, pp. 318–363. In: Benjamin G., Chou C. (eds.) Tribal communities in the Malay World. International Institute for Asian Studies and Institute of Southeast Asian Studies.
  • Chun N., Khor N. (2010). Minimum wages and changing wage inequality in Indonesia. Asian Development Bank Economics Working Paper Series, № 196.
  • Demsetz H. (1967). Toward a theory of property rights. American Economic Review 57(2): 347–359.
  • Faucher C. (2002). Magical discourse, moral boundaries, and the mapping of interrelations in the Riau Archipelago. Asian Journal of Social Science 30(1): 158–176.
  • Faucher C. (2005). Regional autonomy, Malayness and power hierarchy in the Riau Archipelago, pp. 125–140. In: Erb M., Sulistiyanto P., Faucher C. (eds.) Regionalism in Post-Suharto Indonesia. Routledge.
  • Friedman M. (1981). Capitalism and freedom. In: Raico R. (ed.) New Individualist Review. Indianapolis: Liberty Fund.
  • Greif A. (2006). Institutions and the Path to the Modern Economy: Lessons from Medieval Trade. Cambridge University Press.
  • Hayek F.A. (2014). The Road to Serfdom: Text and Documents: The Definitive Edition. Routledge.
  • Landa J. (1994). Trust, Ethnicity, and Identity. Ann Arbor: University of Michigan Press.
  • Landa J. (2016). Economic Success of Chinese Merchants in Southeast Asia: Identity, Ethnic Cooperation and Conflict. Springer.
  • Leeson P.T. (2007). Trading with Bandits. The Journal of Law and Economics 50(2): 303–321.
  • Leeson P.T. (2013a). Gypsy Law. Public Choice 155(3–4): 273–292.
  • Leeson P.T. (2017). Coase, Posner, and Austrian law and economics, pp. 46–62. In: Boettke P.J., Zywicki T.J. (eds.) Research Handbook on Austrian Law and Economics. Cheltenham: Edward Elgar Publishing.
  • Leeson P.T., Coyne C.J. (2012). Sassywood. Journal of Comparative Economics 40: 608–620.
  • Leeson, P.T. (2013b). Vermin Trials. The Journal of Law and Economics 56(3): 811–836.
  • Lenhart L. (2001). Orang Suku Laut communities at risk: Effects of modernisation on the resource base, livelihood and culture of the ‘Sea Tribe People’ of the Riau Islands (Indonesia). Nomadic Peoples 67–88.
  • Lenhart L. (2002). Orang Suku Laut identity: The construction of ethnic realities. In: Benjamin G., Chou C. (eds.) Tribal Communities in the Malay World: Historical, Cultural and Social Perspectives. Institute of Southeast Asian Studies.
  • Lyons L., Ford M. (2013). The Chinese of Karimun: Citizenship and belonging at Indonesia’s margins, pp. 121–137. In: Siew-Min Sai, Chang-Yau Hoon (eds.) Chinese Indonesians Reassessed: History, Religion and Belonging. London and New York: Routledge.
  • Mises L. von (1998). Human Action: A Treatise on Economics. Scholar’s Ed. Auburn, Ala.: Ludwig von Mises Institute.
  • Posner R. (1980). A Theory of Primitive Society, with Special Reference to Law. Journal of Law and Economics 23(1): 1–53.
  • Scott J.C. (2008). Weapons of the Weak: Everyday forms of Peasant Resistance. Yale University Press.
  • Trocki C.A. (1979). Prince of Pirates: The Temenggongs and the Development of Johore and Singapore, 1784–1885. Singapore: Singapore University Press.
  • Weber M. (1978). Economy and Society: An Outline of Interpretive Sociology. University of California Press.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606