ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

НАРРАТИВЫ, ИДЕИ И ИНСТИТУТЫ

TERRA ECONOMICUS, , Том 16 (номер 2),

В современной экономической науке не теряет актуальности повестка междисциплинарных исследований. Благодаря пионерным исследованиям нобелевских лауреатов Дж. Акерлофа, Р. Шиллера, а также известных экономистов Д. Сноуера, Д. Родрика, С. Муканда, П. Коллиера в сообществе экономистов возник и развился интерес к исследованию нарративов и их роли в различных экономических процессах. Нарративы представляют прежде всего интерес как ценные источники качественных данных, с помощью которых мы можем лучше понять и моделировать поведение акторов. В дискурсах акторов истории и нарративы способствуют распространению идей, двигающих и структурирующих повторяющиеся экономические взаимодействия. Идеи, получая широкое распространение в обществе, начинают восприниматься как правила поведения, постепенно обретая форму неформальных, а иногда и формальных институтов. Распространение нарративов требует существования доступной для понимания и легко реплицируемой формы их представления широким массам, поэтому во многих исследованиях понятие нарративов используется наряду с мемами. Мемы позволяют в лаконичной и доступной форме транслировать и реплицировать идеи, влияющие на экономические и политические процессы. Продвижение нарративов, мемов и идей зависит от многих факторов: интенсивности и скорости распространения, укорененности явных и неявных знаний, которые содержатся в нарративах, комплементарности исторически сложившимся ценностям, культуре и убеждениям акторов, эффектов возрастающей отдачи. Исследования нарративов, идей и институтов могут проводиться как качественными, так и количественными методами, баланс между которыми определяется спецификой исследовательских вопросов. В условиях развития информационных технологий внимание к нарративам открывает перспективные предметные области для анализа экономической политики и институциональных изменений.


Ключевые слова: институциональная экономика; нарративная экономика; междисциплинарность; количественные методы; качественные методы; группы интересов; институты; нарративы

Список литературы:
  • Акерлоф, Дж., Шиллер, Р. (2011). Spiritus Animalis, или Как человеческая психология управляет экономикой и почему это важно для мирового капитализма. Альпина Бизнес Букс.
  • Балацкий, Е. В. (2012). Институциональные и технологические ловушки: анализ идей // Журнал экономической теории, ?(2), 48–63.
  • Вольчик, В. В. (2003). Провалы экономической теории и зависимость от предшествующего пути развития // Terra Economicus, 1(3), 36–42.
  • Вольчик, В. В. (2014). Индуктивное мышление и экономическое поведение // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), 6(3), 6–12. DOI: 10.13140/2.1.2241.3762.
  • Вольчик, В. В. (2015). Междисциплинарность в экономической науке: между империализмом и плюрализмом // Terra Economicus, 13(4).
  • Вольчик, В. В. (2017). Нарративная и институциональная экономика // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), 9(4).
  • Вольчик, В. В., Бережной, И. В. (2012). Отбор и экзаптация институтов: роль групп специальных интересов. Гл. 8, с. 165–187 / В кн.: Архипов, А. Ю., Кирдина, С. Г., Мартишин, Е. М. (ред.) Эволюционная и институциональная экономическая теория: дискуссии, методы и приложения. СПб.: Алетейя.
  • Докинз, Р. (2013). Эгоистичный ген. М.: АСТ, Corpus.
  • Ефимов, В. М. (2011). Дискурсивный анализ в экономике: пересмотр методологии и истории экономической науки // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), 2(3), 5–79.
  • Климчук, В. (2015) Мотивационный дискурс личности: количественные характеристики и сравнительный анализ // Социальная психология и общество, 6(1), 68–83.
  • Коуз, Р. (2007). Экономика организации отрасли: программа исследований. Фирма, рынок, право. М.: Новое издательство.
  • Норт, Д. (1993). Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем, ?(2), 69–91.
  • Полтерович, В. М. (1999). Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы, 35(2).
  • Тамбовцев, В. Л. (2013). Институты-как-равновесия vs институты-как-правила // Журнал экономической теории, ?(4), 111–122.
  • Тамбовцев, В. Л. (2015). Институты в социологии, политологии и правоведении: взгляд экономиста // Общественные науки и современность, ?(1), 115–126.
  • Троцук, И. В. (2006). Теория и практика нарративного анализа в социологии. М.: Изд-во РУДН, 207 с.
  • Тумилович, М. (2003). Формализм, экономическое образование и экономическая наука // ЭКОВЕСТ (Экономический вестник), ?(1), 102–123.
  • Хайек, Ф. А. (1992). Пагубная самонадеянность: Ошибки социализма. М.: Новости.
  • Ходжсон, Дж. (2008). Эволюционная и институциональная экономика как новый мейнстрим? // Terra Economicus, 6(2), 8–21.
  • Akerlof, G. A. and Snower, D. J. (2016). Bread and bullets // Journal of Economic Behavior & Organization, 126, 58–71. DOI: 10.1016/j.jebo.2015.10.021.
  • Almeida, F. (2018). Revisiting «Institutions»: A Study of the Evolution of Institutional Analysis // Journal of Economic Issues, 52(2), 323–335. DOI: 10.1080/00213624.2018.1469861.
  • Arthur, J. B. and Huntley, C. L. (2005). Ramping up the organizational learning curve: Assessing the impact of deliberate learning on organizational performance under gainsharing // Academy of Management Journal, 48(6), 1159–1170.
  • Arthur, W. B. (1989). Competing Technologies, Increasing Returns, and Lock-In by Historical Events // The Economic Journal, 99(394), 116–131. DOI: 10.2307/2234208.
  • Arthur, W. B. (1994). Inductive reasoning and bounded rationality // The American economic review, 84(1), 406–411.
  • Beer, D. (2016). Metric power. London: Palgrave Macmillan.
  • Chiu, C. M., Hsu, M. H. and Wang, E. T. (2006). Understanding knowledge sharing in virtual communities: An integration of social capital and social cognitive theories // Decision support systems, 42(3), 1872–1888.
  • Colander, D. (2014). The Economics of Influence // Journal of Economic Issues, 48(2), 485–492. DOI: 10.2753/JEI0021-3624480223.
  • Collier, P. (2016). The cultural foundations of economic failure: A conceptual toolkit // Journal of Economic Behavior & Organization, 126, 5–24. DOI: 10.1016/j.jebo.2015.10.017.
  • Collins, C. J. and Smith, K. G. (2006). Knowledge exchange and combination: The role of human resource practices in the performance of high-technology firms // Academy of management journal, 49(3), 544–560.
  • Commons, J. R. (1931). Institutional Economics // The American Economic Review, 21, 648–657.
  • Damodaran, A. (2017). Narrative and Numbers: The Value of Stories in Business. New York; Chichester, West Sussex: Columbia Business School Publishing.
  • Eggertsson, T. (1990). Economic behavior and institutions. Cambridge: Cambridge University Press. DOI: 10.1017/CBO9780511609404.
  • Fioramonti, D. L. (2014). How numbers rule the world: The use and abuse of statistics in global politics. Zed Books Ltd.
  • Greif, A. (2006). Institutions and the Path to the Modern Economy. Cambridge University Press. DOI: 10.1017/cbo9780511791307.
  • Hayek, F. (2002). Competition as a discovery procedure // The Quarterly Journal of Austrian Economics, 5(3), 9–23. DOI: 10.1007/s12113-002-1029-0.
  • Hindriks, F. and Guala, F. (2015). Institutions, rules, and equilibria: a unified theory // Journal of Institutional Economics, 11(3), 459–480, https://doi.org/10.1017/S1744137414000496.
  • Hodgson, G. M. (2002). Darwinism in economics: from analogy to ontology // Journal of Evolutionary Economics, 12(3), 259–281. DOI: 10.1007/s00191-002-0118-8.
  • Hodgson, G. M. (2006). What Are Institutions? // Journal of Economic Issues, 40(1), 1–25. DOI: 10.1080/00213624.2006.11506879.
  • Kermack, W. O. and McKendrick, A. G. (1927). A Contribution to the Mathematical Theory of Epidemics // Proceedings of the Royal Society of London. Series A, Containing Papers of a Mathematical and Physical Character, 115(772), 701–21.
  • Markey-Towler, B. (2018). The competition and evolution of ideas in the public sphere: a new foundation for institutional theory // Journal of Institutional Economics, 1–22. DOI: 10.1017/S1744137418000061.
  • Mesmer-Magnus, J. R. and DeChurch, L. A. (2009). Information sharing and team performance: a meta-analysis // Journal of Applied Psychology, 94(2), 535–546.
  • Mordhorst, M. and Schwarzkopf, S. (2017). Theorising narrative in business history // Business History, 59(8), 1155–1175. DOI: 10.1080/00076791.2017.1357697.
  • Mukand, S. and Rodrik, D. (2018). The Political Economy of Ideas: On Ideas Versus Interests in Policymaking. Cambridge, MA. Retrieved from http://www.nber.org/papers/w24467.pdf. DOI: 10.3386/w24467.
  • Muller, J. Z. (2018). The tyranny of metrics. Princeton University Press.
  • Neale, W. C. (1987). Institutions // Journal of Economic Issues, 21(3), 1177–1206. DOI: 10.1080/00213624.1987.11504700.
  • Nonaka, I. (1994). A Dynamic Theory of Organizational Knowledge Creation // Organization Science, 5(1), 14–37. DOI: 10.1287/orsc.5.1.14.
  • Nonaka, I. (2000). A dynamic theory of organizational knowledge creation, pp. 3–42 / In: D. E. Smith (Ed.). Knowledge, groupware and the Internet. Boston: Heinemann.
  • North, D. C. (1990). Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cambridge: Cambridge University Press. DOI: 10.1017/CBO9780511808678.
  • North, D. C. (2005). Understanding the Process of Economic Change. Princeton University Press. DOI: 10.1515/9781400829484.
  • Olson, M. (1995). The Devolution of the Nordic and Teutonic Economies // The American Economic Review, 85(2), 22–27.
  • Roy, D. (2017). Myths about memes // Journal of Bioeconomics, 19(3), 281–305. DOI: 10.1007/s10818-017-9250-2.
  • Rozenblit, L. and Keil, F. (2002). The misunderstood limits of folk science: an illusion of explanatory depth // Cognitive Science, 26(5), 521–562. DOI: 10.1207/ s15516709cog2605_1.
  • Shiller, R. J. (2017). Narrative Economics // American Economic Review, 107(4), 967– 1004. DOI: 10.1257/aer.107.4.967.
  • Waddock, S. (2018a). Shaping the Shift: Shamanic Leadership, Memes, and Transformation // Journal of Business Ethics, forthcoming, 1–9. DOI: 10.1007/s10551-018-3900-8.
  • Waddock, S. (2018b). Narrative, Memes, and the Prospect of Large Systems Change // Humanistic Management Journal, 3(1), 17–45. DOI: 10.1007/s41463-018-0039-9.
  • Wang, S. & Noe, R. A. (2010). Knowledge sharing: A review and directions for future research // Human resource management review, 20(2), 115–131.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606