ЮФУ

ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
terraeconomicus@mail.ru 
te@sfedu.ru

Российская Федерация и Китайская Народная Республика: общее и особенное в межбюджетных отношениях центральных и региональных властей

TERRA ECONOMICUS, , Том 15 (номер 2),

Статья посвящена сопоставлению правовых принципов и практики межбюджетных отношений между центральными и региональными властями в Российской Федерации и в Китайской Народной Республике. Актуальность межстранового сравнительного анализа в этой сфере обусловлена тем огромным значением, которое межбюджетные отношения имеют в настоящее время в обеих странах. Одинаково сталкиваясь с необходимостью сглаживания межрегиональных различий, развития отстающих регионов без ущерба для регионов – локомотивов экономического роста, создания стимулов для региональных властей по развитию собственных доходных источников, Россия и Китай в настоящее время придерживаются разных подходов к решению этих задач. Между тем по многим показателям социально-экономического развития, по подушевым параметрам бюджетов российские и китайские регионы достаточно сходны. С учетом этого некоторые элементы китайской практики межбюджетных отношений и организации бюджетной системы в целом могут представлять интерес для Российской Федерации как примеры относительно передовой практики, эффективность которой подтверждается высокими темпами социальноэкономического развития, демонстрируемыми Китайской Народной Республикой на протяжении многих лет. С оговоркой о наличии определенных конституционных ограничений, связанных с федеративным устройством российского государства, можно утверждать, что элементы китайской модели могут, как минимум, рассматриваться в качестве одной из возможных стратегических альтернатив при выборе направлений совершенствования или реформирования российской бюджетной системы. Централизация доходов при радикальной децентрализации расходов выступает, вероятно, наиболее интересной специфической чертой китайской бюджетной системы; она, как представляется, является возможным решением проблемы обеспечения заинтересованности субнациональных властей в региональном развитии при одновременном сохранении инструментов контроля над ними со стороны центральных властей.


Ключевые слова: Россия; Китай; регионы; налогово-бюджетная система; субнациональные финансы; межбюджетные отношения; межбюджетные трансферты

Список литературы:
  • Зайцева, Ю. 2010. Межрегиональная дифференциация в странах БРИК: возможности оценки // Мировая экономика и международные отношения, № 5, с. 44–51.
  • Иванов, С. 2012. Распределение фискальных и административных ресурсов между центральной и местными властями КНР в период реформ // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение», № 2(9), ч. 1, с. 41–48.
  • Кадочников, Д. 2016. Бюджетная децентрализация и межбюджетные отношения: опыт китайских реформ и его актуальность для России // Terra Economicus, т. 14, № 2, с. 109–126.
  • Одинг, Н., Савулькин, Л., Юшков, А. 2016. Российский бюджетный федерализм через призму реализации правительственных программ // Экономическая политика, т. 11, № 4, с. 93–114.
  • Рыжова, Н. 2008. Развитие окраинных регионов КНР: роль «Приграничного пояса открытости» // Пространственная Экономика, № 4, с. 36–59.
  • Соколов, Б., Лю, Ю. 2014. Налоговые реформы: опыт Китая – выводы для России // Финансы и кредит, № 20, с. 32–46.
  • Юшков, А. 2016. Бюджетная децентрализация и региональный экономический рост: теория, эмпирика, российский опыт // Вопросы экономики, № 2, с. 94–110.
  • Юшков, А., Одинг, Н., Савулькин, Л. 2016. Роль субвенций в российской системе бюджетного федерализма // Вопросы экономики, № 10, с. 49–64.
  • Akai, N., and Sakata, M. 2002. Fiscal decentralization contributes to economic growth: evidence from state-level cross-section data for the United States // Journal of Urban Economics, vol. 52, no. 1, 93–108.
  • Asatryan, Z., and Feld, L. 2015. Revisiting the link between growth and federalism: A Bayesian model averaging approach // Journal of Comparative Economics, vol. 43, no. 3, 772–781.
  • Baskaran, T., and Feld, L. 2013. Fiscal decentralization and economic growth in OECD countries: Is there a relationship? // Public Finance Review, vol. 41, no. 4, 421–445.
  • Buser, W. 2011. The impact of fiscal decentralization on economics performance in highincome OECD nations: an institutional approach // Public Choice, vol. 149, no. 1, 31–48.
  • Cai, H., and Treisman, D. 2006. Did government decentralization cause China’s economic miracle? // World Politics, vol. 58, no. 4, 505–535.
  • Jiang, T., and Zhao, Z. 2012. Government transfer payments and regional development / In: Garnaut, R., and Song, L. (eds.) China: New engine of world growth. Canberra: ANU Press.
  • Jin, H., Qian, Y., and Weingast, B. 2005. Regional decentralization and fiscal incentives: Federalism, Chinese style // Journal of public economics, vol. 89, no. 9–10, 1719–1742.
  • Jin, J., and Zou, H. 2005. Fiscal decentralization, revenue and expenditure assignment, and growth in China // Journal of Asian Economics, vol. 16, no. 6, 1047–1064.
  • Kadochnikov, D. 2016. Languages, Regional Conflicts and Economic Development: Russia, pp. 538–580 / In: Ginsburgh, V., and Weber, S. (eds.) The Palgrave Handbook of Economic and Language. London: Palgrave Macmillan.
  • Li, H., and Zhou, L. 2005. Political Turnover and Economic Performance: The Incentive Role of Personnel Control in China // Journal of Public Economics, vol. 89, no. 9–10, 1743–1762.
  • Lin, J., and Liu, Z. 2000. Fiscal decentralization and economic growth in China // Economic Development and Cultural Change, vol. 49, no. 1, 1–21.
  • Liu, M., Wang, J., Tao, R., and Murphy, R. 2009. The political economy of earmarked transfers in a state-designated poor county in western China: central policies and local responses // The China Quarterly, no. 200, 973–994.
  • Loo, B., and Chow, S. 2006. China’s 1994 Tax-Sharing Reforms: One System, Differential Impact // Asian Survey, vol. 46, no. 2, 215–237.
  • Martinez-Vazquez, J., and McNab, R. 2003. Fiscal decentralization and economic growth // World Development, vol. 31, no. 9, 1597–1616.
  • Montinola, G., Qian, Y., and Weingast, B. 1995. Federalism, Chinese style: the political basis for economic success in China // World Politics, vol. 48, no. 1, 50–81.
  • Naughton, В. 2017. Is China Socialist? // The Journal of Economic Perspectives, vol. 31, no. 1, 3–24.
  • Oates, W. 1999. An essay on fiscal federalism // Journal of Economic Literature, vol. 37, no. 3, 1120–1149.
  • Ong, L. 2012. Fiscal federalism and soft budget constraints: the case of China // International Political Science Review / Revue internationale de science politique, vol. 33, no. 4, 455–474.
  • Persson, P., and Zhuravskaya, E. 2016. The Limits of Career Concerns in Federalism: Evidence from China // Journal of the European Economic Association, vol. 14, no. 2, 338–374.
  • Shen, C., Jin, J., and Zou, H. 2012. Fiscal decentralization in China: history, impact, challenges and next steps // Annals of economics and finance, vol. 13, no. 1, 1–51.
  • Thiessen, U. 2003. Fiscal decentralization and economic growth in high-income OECD countries // Fiscal Studies, vol. 24, no. 3, 237–274.
  • Thornton, J. 2007. Fiscal decentralization and economic growth reconsidered // Journal of Urban Economics, vol. 61, no. 1, 64–70.
  • Wong, C. 2013. Reforming China’s Public Finances for Long-term Growth, pp. 199–219 / In: Garnaut, R., Fang, C., and Song, L. (eds.). China: A New Model for Growth and Development. Canberra: ANU Press.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606