ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Реформы в сфере образования и прекариатизация учителей

TERRA ECONOMICUS, , Том 15 (номер 2),

Реформы в сфере школьного образования предъявляют новые требования к профессии учителя. Быть учителем в России становится все менее престижно. В данной статье рассматриваются причины прекариатизации учителей. Формирование прекариата в сфере образования связано с претворением в жизнь идей нового менеджмента в общественном секторе (NPM). Менеджериализм в образовании рассматривает деятельность учителя как актора, предоставляющего образовательные услуги, качество которых можно и нужно измерять с помощью целевых показателей развития. Оборотной стороной акцента на показателях эффективности деятельности образовательной организации является разрушение социальных ценностей и институтов, традиционно присущих просветительской и воспитательной деятельности. Используя эмпирические данные (материалы анкетирования, а также глубинных интервью учителей Москвы и Ростова-наДону), в статье рассматриваются факторы прекариатизации. Российские учителя сталкиваются: с размыванием гарантий стабильной занятости; падением престижа профессии; ростом нагрузки без адекватного роста оплаты труда; увеличением бюрократизации и регламентации своей профессиональной деятельности. Учитель все больше тратит времени на работу, далекую от педагогической, тем самым не развивая и даже ухудшая свои педагогические компетенции. При выборе профессии учителя часто руководствуются нематериальными мотивами, поэтому они отмечают доминирующее влияние на их мотивацию ценностных факторов. Однако процессы прекариатизации в учительской среде в перспективе могут приводить к снижению профессионализма, качества преподавания и к дальнейшему размыванию профессиональной идентичности. При планировании и реализации реформ в сфере школьного образования необходимо учитывать эволюционно сложившиеся институты, социальные ценности.


Ключевые слова: школьное образование; прекариат; институты; институциональные изменения; механизмы регулирования; новый менеджмент в общественном секторе (New public management, NPM); профессиональная идентичность

Список литературы:
  • Белокрылова, О. С., Германова, О. Е., Вольчик, В. В., Михалкина, Е. В. 2004. Эволюция институциональной структуры системы образования как следствие зависимости от предшествующего пути развития // Terra Economicus, 2(4), с. 60–73 (http://ecsocman.hse.ru/text/19051183/).
  • Борисов, В., Бочарова, Е. 2013. Современные концепции государственного управления: этический аспект // Вестник Московского Университета, № 2, с. 32–43 (https://elibrary.ru/item.asp?id=20178175).
  • Веблен, Т. 1984. Теория праздного класса. М.: Прогресс.
  • Вольчик, В. 2015. Междисциплинарность в экономической науке: между империализмом и плюрализмом // Terra Economicus т. 13, № 4 (http://cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnost-v-ekonomicheskoy-nauke-mezhdu-imperializmom-iplyuralizmom).
  • Вольчик, В. В. 2016. Культура, поведенческие паттерны и индуктивное мышление // Journal of Institutional Studies (Журнал Институциональных Исследований), 8(4), с. 28–39 (http://ecsocman.hse.ru/text/50846195/).
  • Вольчик, В. Бережной, И. 2009. Иерархия и комплементарность институтов в рамках хозяйственного порядка // Terra Economicus, т. 7, № 2 (http://cyberleninka.ru/article/n/ierarhiya-i-komplementarnost-institutov-v-ramkah-hozyaystvennogo-poryadka).
  • Вольчик, В., Посухова, О. 2016. Прекариат и профессиональная идентичность в контексте институциональных изменений // Terra Economicus, т. 14, № 2 (https://cyberleninka.ru/article/n/prekariat-i-professionalnaya-identichnost-v-kontekste-institutsionalnyh-izmeneniy).
  • Гаспаришвили, А., Кружалин, В. 2013. Московские учителя о реформировании современной школы // Социологические исследования, № 9, с. 57–63, (https://elibrary.ru/item.asp?id=20203991).
  • Гасюкова, Е., Карачаровский, В. 2016. Разный прекариат: об источниках и формах нестабильности социального статуса индивидов и групп // Общественные науки и современность, № 3, с. 48–63 (http://ecsocman.hse.ru/ons/msg/50833852.html).
  • Игонина, М. 2008. Почему молодые учителя отказываются работать в школе? // Педагогика, № 7, с. 66–71 (https://elibrary.ru/item.asp?id=11571654).
  • Писарева, Л. 2008. ФРГ: профессия учителя сегодня // Педагогика, № 10, с. 90–97 (https://elibrary.ru/item.asp?id=11922602).
  • Тамбовцев, В., Рождественская, И. 2016. Программно-целевое планирование: вчера, сегодня, завтра? // Вопросы экономики, № 6, с. 77–90.
  • Чжао, Ю. 2017. Кто боится большого злого дракона? Почему в Китае лучшая (и худшая) система образования в мире. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ.
  • Akerlof, G., and Kranton, R. 2000. Economics and identity // The Quarterly Journal of Economics, 115(3), 715–753, DOI: https://doi.org/10.1162/003355300554881.
  • Akerlof, G., and Kranton, R. 2002. Identity and schooling: Some lessons for the economics of education // Journal of Economic Literature, vol. XL, 1167–1201 (https://pdfs.semanticscholar.org/3fb6/057c7f05457ee78437fbef1f5af1eb8f8773.pdf).
  • Alonso, A., Ferreira, S., and Alonso, D. 2016. Middle Class Evolving To Precariat: Labour Conditions for the 21st Century // Social Work & Society, vol. 14, no. 1 (http://www.socwork.net/sws/article/view/464).
  • Čábelková, I., Strielkowski, W., and Mirvald, M. 2015. Business influence on the mass media: a case study of 21 countries // Transformation in Business & Economics, 14(1), 65–75 (http://www.transformations.knf.vu.lt/34/article/busi).
  • Dempster, N., Freakley, M., and Parry, L. 2001. The ethical climate of public schooling under new public management // International Journal of Leadership in Education, vol. 4, issuue 1, 1–12 (http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/13603120119436).
  • Herrmann, P., Bobkov, V., and Csoba, J. 2014. Labour Market and Precarity of Employment: Theoretical Reflections and Empirical Data from Hungary and Russia. Bremen: Wiener Verlag fuer Sozialforschung, 264.
  • Hood, C. 1991. A public management for all seasons? // Public Administration, vol. 69, 3–19, DOI: 10.1111/j.1467-9299.1991.tb00779.x.
  • Janda, K., Rausser, G., and Strielkowski, W. 2013. Determinants of Profitability of Polish Rural Micro-Enterprises at the Time of EU Accession // Eastern European Countryside, 19, 177–217, DOI: https://doi.org/10.2478/eec-2013-0009.
  • Lange, B., and Alexiadou, N. 2007. New Forms of European Union Governance in the Education Sector? A Preliminary Analysis of the Open Method of Coordination // European Educational Research Journal, 6(4), 321–335 (http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.2304/eerj.2007.6.4.321).
  • Lorenz, C. 2012. If You’re So Smart, Why Are You under Surveillance? Universities, Neoliberalism, and New Public Management // Critical Inquiry, 38(3), 599–629 (http://doi.org/10.1086/664553).
  • Lorenz, C. 2014. Fixing the Facts The Rise of New Public Management , the Metrification of “Quality” and the Fall of the Academic Professions // Moving the Social, vol. 52, 5–26 (http://doi.org/10.13154/mts.52.2014.5-26).
  • O’Flynn, J. 2007. From new public management to public value: Paradigmatic change and managerial implications // The Australian Journal of Public Administration, vol. 66, no. 3, 353–366, DOI:10.1111/j.1467-8500.2007.00545.x.
  • Redden, G., and Low, R. 2012. My school, education, and cultures of rating and ranking // Review of Education, Pedagogy, and Cultural Studies, vol. 34, issue 1–2: A Scholarly Affair: Activating Cultural Studies (http://dx.doi.org/10.1080/10714413.2012.643737).
  • Taylor, I. 2007. Discretion and control in education: The teacher as street-level bureaucrat // Educational Management Administration & Leadership, vol. 35, issue 4 (http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/1741143207081063).
  • Verger, A., and Curran, M. 2014. New public management as a global education policy: its adoption and re-contextualization in a Southern European setting // Critical Studies in Education, vol. 55, issue 3 (http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/17508487.2014.913531).
  • Zanden, J. L., van, Baten, J., d’Ercole, M. M., Rijpma, A., Smith, C., and Timmer, M. 2014. How was life? Global well-being since 1820. OECD Publishing, DOI: 10.1787/9789264214262-en.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606