ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

РАЗВИТИЕ РЫНКОВ И СТРУКТУРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА

TERRA ECONOMICUS, , Том 17 (номер 2),
Цитирование: Овчинников, В. Н., Кетова, Н. П., Дружинин, А. Г. (2019). Развитие рынков и структуризация экономического пространства региона // Terra Economicus, 17(2), 77–95. DOI: 10.23683/2073-6606-2019-17-2-77-95

В статье изложены результаты исследования проблем структуризации экономического пространства региона, выявлено влияние на данный процесс особенностей развития локальных рынков. Представлен механизм воздействия сил рыночного притяжения на формирование структуры и совершенствование организации экономического пространства регионов Юга России, идентифицированы драйверы развития этого процесса. Показано влияние на морфологию экономического пространства региона архитектоники каркаса его экономической системы, формирующейся под воздействием сил рыночного притяжения, уплотняющих и «стягивающих» экономическое пространство региона в своеобразные «узлы», связывающие матричную конструкцию экономики региона. В качестве таких центров притяжения, повышения экономической активности производственно-хозяйственной деятельности субъектов бизнес-среды региона выступают оптовые рынки, формирующиеся на базе крупных корпоративных структур. Осуществлено позиционирование в экономическом пространстве страны и мирового хозяйства таких флагманов экономики Юга России, как ПАО «Ростсельмаш» – крупнейшего отечественного производителя сельхозтехники для внутреннего и мирового рынков, и «Роствертол» – ведущего производителя и экспортера вертолетов Ми военного и гражданского назначения. Систематизация научных позиций относительно формирования и развития структуры рыночно-экономического пространства региона позволила выделить четыре подхода к исследованию этого процесса: территориальный, ресурсный, информационный и процессный. Структуризация экономического пространства региона выполняет системообразующую функцию, обеспечивая организацию экономической среды в виде интегрированной системы процессов и взаимодействий, активизирует воспроизводственные циклы экономического развития регионов, синхронизирует действия субъектов рынка.


Ключевые слова: регион; экономическое пространство; рынки; территориальная организация экономического пространства; силы рыночного притяжения; дифференциация территорий; инновационные кластеры; Юг России

Список литературы:
  • Азрилиян, А. Н. (ред.) (2008). Большой экономический словарь. М.: Институт новой экономики, 1248 с.
  • Астапенко, М. С. (2018). Теории и концепции пространственной экономики: сущностные аспекты и эволюция подходов // Вестник Евразийской науки, 10(1), 1–15. (https://esj.today/PDF/50ECVN118.pdf – Дата обращения: 26.11.2018).
  • Белоусов, В. М. (2017). Управление региональными социально-экономическими системами: структуры и проблемы. Ростов н/Д.: Фонд науки и образования, 164 с.
  • Бияков, О. А. (2004). Экономическое пространство региона: процессный подход. Кемерово: Кузбассвузиздат, 244 с.
  • Гатаулин, Р. Ф. (общ. ред.) (2016). Структуризация экономического пространства региона: сущность, факторы, проектирование: Монография. Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 216 с.
  • Гранберг, А. Г. (2004). Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ИД ГУ – ВШЭ, 495 с.
  • Ермак, С., Лопатина, Т., & Толмачев, Д. (2018). Апгрейд // Эксперт Урал, (27), 20–22.
  • Ивантер, В. В. (ред.) (2017). Структурно-инвестиционная политика в целях обеспечения экономического роста в России: Монография. М.: Научный консультант, 196 c.
  • Катькало, В. С. (2002). Ресурсная концепция стратегического управления: генезис основных идей и понятий // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8, (4), 20–42.
  • Леш, А. (1959). Географическое размещение хозяйства. М.: Изд-во иностранной литературы, 650 с.
  • Мамедов, О. Ю. (2018). «Элементарная частица» экономики // Terra Economicus, 16(3), 6–15.
  • Маршалл, А. (1993). Принципы экономической науки, Т. 1–11. М.: Прогресс, 415 с.
  • Овчинников, В. Н., & Кетова, Н. П. (2018). Природохозяйственные императивы структурной организации экономического пространства региона // Экономика и предпринимательство, (9), 356–361.
  • Овчинников, В. Н., Кетова, Н. П., Колесников, Ю. С., & Пелихов, Н. В. (2015). Инновационные ресурсы региона: оценка, механизмы капитализации, перспективы роста: Монография. Ростов н/Д.: Медиа-Полис, 224 с.
  • Песоцкий, А. А. (2015). Теоретические подходы к определению понятия «Экономическое пространство» // Вопросы экономики и права, (4), 41–44.
  • Портер, М. (2000). Конкуренция. М.: Вильямс, 608 с.
  • Почукаева, О. В. (2012). Инновационно-технологическое развитие машиностроения: Монография. М.: МАКС Пресс, 472 с.
  • Татаркин, А. И. (2012). Развитие экономического пространства регионов России на основе кластерных принципов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, (3), 28–36.
  • Чекмарев, В. В. (2010). Экономическое пространство: странствия по двум мирам. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 358 с.
  • Чумичев, А., & Козлов, В. (2017). Южная «газель» – исчезающий вид? // Эксперт Юг, (4), 24–29.
  • Щедровицкий, П. Г. (2018). Государственная политика регионального развития в РФ: проблемы и перспективы // Русский архипелаг. (http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/evolution/formula/prospect/ – Дата обращения: 19.10.2018).
  • Amin, A. (1999). An Institutionalist Perspective on Regional Economic Development // International Journal of Urban and Regional Research, 23(2), 365–378.
  • Chung, S., & Kim, G. M. (2003). Performance effects of partnership between manufacturer and suppliers for new product development: the supplier`s standpoint // Research Policy, 32, 587–603.
  • Gordon, G. L. (2013). Strategic planning for local government. ICMA Publishing.
  • Kavaratzis, M. (2004). From citi marketing to citi branding: Towards a theoretical framework for development citi brands // Place Brending, 1(1), 58–73.
  • Kotler, Ph., Kartajaya, H., & Setiawan, I. (2010). Marketing 3,0: From Products to Customers to the Human Spirit. New Jersey: John Wiley&Sons, 208 p.
  • Kuklinski, A. (1982). Space economy and regional studies in Poland. Nagoya, Japan: United Nations Centre for Regional Development, 145 p.
  • Lösch, А. (1954). The economics of location. New Haven, Yale univ. Press. (https://search.rsl.ru/ru/record/01006332713 – Access Date: 15.11.2018).
  • Manning, St. (2013). New Silicon Valleys or a new species? Commoditization of knowledge work and the rise of knowledge services clusters // Research Policy, 42, 379–390.
  • McDonald, F., Tsagdis, D., & Huang, D. (2006). The development of industrial clusters and public policy // Entrepreneurship and Regional Development, 18, 525–542.
  • Mohuidir, K. G. B. G., Gordon, R., Magee, C., & Lee, J. K. (2016). A conceptual framework of cool for social marketing // Journal of Social Marketing, 6(2), 121–143.
  • Porter, M. E. (2003). The economic performance of regions // Regional Studies, 37, 549–578.
  • Reimer, M., Getimis, P., & Blotevogel, H. H. (2014). Spatial Planning Systems and Practices in Europe: A Comparative Perspective on Continuity and Changes. Taylor and Francis.
  • Scherer, F. M., & Ross, D. (1990). Industrial Market Structure and Economic Performance. Boston: Houghton Mifflin, 286 p.
  • Shibusawa, H. (2000). Cyberspace and physical space in an urban economy // Papers in Regional Science, 79, 253–270.
  • Stimson, R., Stough, R. & Roberts, B. (2006). Regional Economic Development. Analysis and Planning Strategy. New York: Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 452 p.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606