ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Механизм трансформации сетевого рынка в цифровую эпоху

TERRA ECONOMICUS, , Том 13 (номер 1),
с. 73-88

Цель статьи – показать, что традиционный подход к сетевому рынку с позиции эффекта эскалации и естественной монополии является недостаточным для анализа подобного типа рынков в новых условиях цифровой эпохи. Новые явления в технологической, социальной и институциональной сферах создают условия для перехода от монополии к более конкурентной структуре сетевого рынка, в рамках которой небольшие игроки со слабодифференцированным продуктом приобретают определенный вес. На примере рынка телевидения разбирается механизм трансформации сетевого рынка под действием цифровизации. Делается вывод о формировании принципиально новой конфигурации сетевой рыночной структуры. Множественность четко определенных сетевых рынков в рамках естественно-монопольных процессов сменяется, под воздействием эффектов цифровизации, единой, аморфной по своей форме, рыночной структурой, с большим числом разнокалиберных участников, с более жесткой, главным образом, ценовой конкуренцией. Подобное интенсивное взаимодействие в рамках ИКТ-индустрии ставит новые задачи перед потребителями, компаниями, банками и регуляторами и требует нового теоретического осмысления с разных позиций, в том числе и с экономической точки зрения.


Ключевые слова: сетевой рынок; телекоммуникации; телевидение; теория отраслевых рынков; экономика сетевых благ

Список литературы:
  • Агентство Initiative(2014). Анализ тематического ТВ. 19 мая (http://www.advertology.ru/article123113.htm).
  • Вартанова Е.Л. (общ. ред.)(2013). Телевидение в России: состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. 9 апреля. Москва: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2013.html).
  • Назаров М.М.(2011). Зарубежные рынки телевизионной рекламы: сравнительное исследование. М.: ООО «НИПКЦ Восход–А».
  • Стрелец И.(2008). Экономика сетевых благ // Мировая экономика и международные отношения, № 10, c. 77–83.
  • Стрелец И.А.(2006). Сетевая экономика. М: Эксмо.
  • Anderson C.(2006). The Long Tail. Why the Future of Business is Selling Less of More. New York: Hyperion.
  • Anderson S., Coate S.(2005). Market provision of broadcasting: a welfare analysis // Review of Economic Studies, vol. 72, pp. 947–972.
  • Armstrong M. (2006). Competition in two-sided-markets // RAND Journal of Economics, vol. 37, pp. 668–691.
  • Armstrong M., Wright J. (2007). Two-sided markets, competitive bottlenecks, and exclusive contracts // Economic Theory, vol. 32, pp. 353–380.
  • Arthur W.B.(1989). Competing Technologies, Increasing Returns, and Lock-In by Historical Events // The Economic Journal, vol. 99, no. 394, pp. 116–131.
  • Baldwin C., Woodard J.(2009). The architecture of platforms / In: Gawer A. (ed.).Platforms, Markets and Innovation. Cheltenham, UK: Elward Elgar, pp. 19–44.
  • Blasco-Areas L., Hernandez-Ortega B., Jimenez-Martinez J. (2013). Adopting television as a new channel for a-commerce. The influence of interactive technologies on consumer behavior // Electron Commer Res., vol. 13, pp. 457–475.
  • Bodil O., Keiding H.(2014). Equilibria in a random viewer model of television broadcasting // Journal of Media Economics, vol. 27, no. 1, pp. 3–19.
  • Bolton R., Saxena-Iyer S.(2009). Interactive services: a framework, synthesis and research directions // Journal of Interactive Marketing, vol. 23, no. 1, pp. 91–104.
  • Bourreau M., Cambini C., Dogan P.(2012). Access pricing competition and incentives to migrate from «old»to «new»technology // International Journal of Industrial Organization, vol. 30, pp. 713–723.
  • Brito D., Pereira P., Vareda J.(2009). Can two-part tariffs promote efficient investment on next generation networks? // International Journal of Industrial Organization, vol. 28, pp. 323–333.
  • Carare O., Zentner A.(2012). Program substitutability in network television: evidence from Argentina // Information Economics and Policy, vol. 24, pp. 145–160.
  • Chou C., Shy O.(1996). Do consumers gain or lose when more people buy the same brand? // European Journal of Political Economy, vol. 12, pp. 309–330.
  • Chou C., Shy O.(1993). Partial compatibility and supporting services // Economics Letters, vol. 41, pp. 193–197.
  • Church J., Gandal N.(1993). Complementary network externalities and technological adoption // International Journal of Industrial Organization, vol. 11, pp. 239–260.
  • Cowley P., Aronson J.(2012). Transforming Global Information and Communication Markets: the Political Economy of Innovation. Cambridge, MA: MIT Press.
  • Danaher P., Dagger T.(2012). Using a nested logit model to forecast television ratings // International Journal of Forecasting, vol. 28, pp. 607–622.
  • Economides N.(1996). The Economics of Networks // International Journal of Industrial Organization, vol. 14, pp. 673–699.
  • Evans D.(2003). Some empirical aspects of multi-sided platform industries // Review of Network Economics, vol. 2, no. 3, pp. 65–80.
  • Evans D., Hagiu A., Schmalensee R.(2006). Invisible engines: how software platforms drive innovation and transform industries. Cambridge, MA: MIT Press.
  • Farrel J., Saloner G.(1985). Standardization, compatibility, and innovation // RAND Journal of Economics, vol. 16, pp. 70–83.
  • Farrell J., Klemperer P.(2007). Coordination and lock-in: competition with switching costs and network effects / In: Armstrong M., Porter R. (eds.)Handbook of Industrial Organization, vol. 3. Amsterdam: Elsevier, Ch. 31, pp. 1967–2072.
  • Freeman L.C. (1979). Centrality in Social Networks: Conceptual Clarification // Social Networks, no. 1, pp. 215–239.
  • Gabszewicz J-J., Wauthy X.(2014). Vertical product differentiation and two-sided markets // Economic Letters, vol. 123, pp. 58–61.
  • Gandal N.(1995). Competing compatibility standards and network externalities in the PC software market // Review of Economics and Statistics, vol. 77, no. 4, pp. 599–608.
  • Ganuza J.J., Viecens M.F.(2013). Exclusive contents and next generation networks // Information Economics and Policy, vol. 25, pp. 154–170.
  • Gawer A.(2014). Bridging differing perspectives on technological platforms: toward an integrative framework // Research Policy, vol. 43, pp. 1239–1249.
  • Gawer A., Cusumano M.A.(2008). How companies become platform leaders // MIT/Sloan Management Review, vol. 49, no. 2, pp. 18–35.
  • Gehrig Th., Shy O., Stenbacka R.(2011). History-based price discrimination and entry in markets with switching costs: a welfare analysis // European Economic Review, vol. 55, pp. 732–739.
  • Grajek M., Kretschmer T.(2012). Identifying critical mass in the global cellular telephony market // International Journal of Industrial Organization, vol. 30, pp. 496–507.
  • Hildebrand Th.(2012). Estimating network effects in two-sided markets without data on prices and quantities // Economic Letters, vol. 117, pp. 585–588.
  • Hoernig S.(2014). Competition between multiple asymmetric networks: theory and applications // International Journal of Industrial Organization, no. 31, pp. 57–69.
  • Iansiti M., Levien R.(2004). The Keystone advantage: what the new dynamics of business ecosystems mean for strategy, innovation and sustainability. Boston: Harvard Business School Press.
  • Katz M., Shapiro C.(1994). Systems competition and network effects // Journal of Economic Perspectives, vol. 8, pp. 93–115.
  • Katz M., Shapiro C.(1985). Network externalities, competition and compatibility // American Economic Review, vol. 75, pp. 424–440.
  • Kind H., Nilssen T., Sorgard L.(2009). Business models for media firms: does competition matter for how they raise revenue? // Marketing Science, vol. 28, pp. 1112–1128.
  • Kind H., Nilssen T., Sorgard L.(2007). Competition for viewers and advertisers in a tv oligopoly // Journal of Media Economics, vol. 20, pp. 211–233.
  • Klemperer P. (1987). Markets with consumer switching costs // Quarterly Journal of Economics, vol. 102, pp. 375–394.
  • Laussel D., Resende J.(2014). Dynamic price competition in aftermarkets with network effects // Journal of Mathematical Economics, vol. 50, pp. 106–118.
  • Li Y., Lyons B.(2012). Market structure, regulation and the speed of mobile network penetration // International Journal of Industrial Organization, vol. 30, pp. 697–707.
  • Liebowitz S., Margolis S.(1994). Network externality: an uncommon tragedy // The Journal of Economics Perspectives, vol. 8, pp. 133–150.
  • Liebowitz S., Margolis S.(1995). Are network externalities a new source of market failure? // Research in Law and Economics, vol. 17, pp. 1–22.
  • Livingston J., Ortmeyer D., Scholten P., Wong W.(2013). A hedonic approach to testing for indirect network effects in the LCD television market // Applied Economics Letters, vol. 20, no. 1, pp. 76–79.
  • Marinelli A.(2012). An emerging paradigm or just another trajectory? Understanding the nature of technological changes using engineering heuristics in the telecommunications switching industry // Research Policy, no. 41, pp. 414–429.
  • Matutes C., Regibeau P.(1988). Mix and match: product compatibility without network externalities // RAND Journal of Economics, vol. 19, pp. 221–234.
  • MRG(2012). IPTV global forecast report: 2011–2015. August 2011 (http://www.mrgco.com/index.html).
  • Narayanan V., Chen T.(2012). Research on technology standards: accomplishment and challenges // Research Policy, vol. 41, pp. 1375–1406.
  • Navarro N.(2012). Price and quality decisions under network effects // Journal of Mathematical Economics, vol. 48, pp. 263–270.
  • Norback P-J., Persson L., Tag J.(2014). Acquisitions, entry, and innovation in oligopolistic network industries // International Journal of industrial Organization, vol. 37, pp. 1–12.
  • Reisinger M.(2012). Platform competition for advertisers and users in media markets // International Journal of Industrial Organization, vol. 30, pp. 243–252.
  • Ritala P.(2012). Coordination in innovation-generating business networks –the case of Finnish Mobile TV development // Journal of Business and Industrial Marketing, vol. 27, no. 4, pp. 324–334.
  • Rochet J-C., Tirole J.(2003). Platform competition in two-sided markets // Journal of the European Economic Association, vol. 1, no. 4, pp. 990–1029.
  • Rochet J-C., Tirole J.(2006). Two-sided markets: a progress report // RAND Journal of Economics, vol. 71, no. 2, pp. 483–512.
  • Schneider L.(2014). Firm value in emerging network industries // Information Economics and Policy, vol. 26, pp. 75–87.
  • Shaked A., Sutton J.(1990). Multiproduct firms and market structure // RAND Journal of Economics, vol. 21, no. 1, pp. 45–62.
  • Shankar V., Malthouse E.(2006). Moving interactive marketing forward // Journal of Interactive Marketing, vol. 20, no. 1, pp. 2–4.
  • Shy O.(2001). The Economics of Network Industries. Cambridge, MA: Cambridge University Press.
  • Shy O.(2002). A quick-and-easy method for estimating switching costs // International Journal of Industrial Organization, vol. 20, pp. 71–87.
  • Spence M., Owen B.(1977). Television programming, monopolistic competition, and welfare // Quarterly Journal of Economics, vol. 91, pp. 103–126.
  • Sutton J.(2007). Market structure: theory and evidence / In: Armstrong M., Porter R. (eds.). Handbook of Industrial Organization, vol. 3. Amsterdam: Elsevier, Ch. 35, pp. 2303–2368.
  • Sutton J.(1996). Technology and market structure // European Economic Review, vol. 40, issues 3–5, pp. 511–530.
  • Sutton J.(1998). Technology and Market Structure. Cambridge: The MIT Press.
  • Warf B.(2013). Geographies of global telephony in the age of the internet // Geoforum, vol. 45, pp. 219–229.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606