Механизм трансформации сетевого рынка в цифровую эпоху
Н.М. РОЗАНОВА
доктор экономических наук, профессор, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия
доктор экономических наук, профессор, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия
А.В. ЮШИН
заместитель начальника телевещательного комплекса Общественного телевидения России, г. Москва, Россия
заместитель начальника телевещательного комплекса Общественного телевидения России, г. Москва, Россия
TERRA ECONOMICUS, 2015, Том 13 (номер 1),
с. 73-88
Цель статьи – показать, что традиционный подход к сетевому рынку с позиции эффекта эскалации и естественной монополии является недостаточным для анализа подобного типа рынков в новых условиях цифровой эпохи. Новые явления в технологической, социальной и институциональной сферах создают условия для перехода от монополии к более конкурентной структуре сетевого рынка, в рамках которой небольшие игроки со слабодифференцированным продуктом приобретают определенный вес. На примере рынка телевидения разбирается механизм трансформации сетевого рынка под действием цифровизации. Делается вывод о формировании принципиально новой конфигурации сетевой рыночной структуры. Множественность четко определенных сетевых рынков в рамках естественно-монопольных процессов сменяется, под воздействием эффектов цифровизации, единой, аморфной по своей форме, рыночной структурой, с большим числом разнокалиберных участников, с более жесткой, главным образом, ценовой конкуренцией. Подобное интенсивное взаимодействие в рамках ИКТ-индустрии ставит новые задачи перед потребителями, компаниями, банками и регуляторами и требует нового теоретического осмысления с разных позиций, в том числе и с экономической точки зрения.
Ключевые слова: сетевой рынок; телекоммуникации; телевидение; теория отраслевых рынков; экономика сетевых благ
Список литературы:
- Агентство Initiative(2014). Анализ тематического ТВ. 19 мая (http://www.advertology.ru/article123113.htm).
- Вартанова Е.Л. (общ. ред.)(2013). Телевидение в России: состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. 9 апреля. Москва: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2013.html).
- Назаров М.М.(2011). Зарубежные рынки телевизионной рекламы: сравнительное исследование. М.: ООО «НИПКЦ Восход–А».
- Стрелец И.(2008). Экономика сетевых благ // Мировая экономика и международные отношения, № 10, c. 77–83.
- Стрелец И.А.(2006). Сетевая экономика. М: Эксмо.
- Anderson C.(2006). The Long Tail. Why the Future of Business is Selling Less of More. New York: Hyperion.
- Anderson S., Coate S.(2005). Market provision of broadcasting: a welfare analysis // Review of Economic Studies, vol. 72, pp. 947–972.
- Armstrong M. (2006). Competition in two-sided-markets // RAND Journal of Economics, vol. 37, pp. 668–691.
- Armstrong M., Wright J. (2007). Two-sided markets, competitive bottlenecks, and exclusive contracts // Economic Theory, vol. 32, pp. 353–380.
- Arthur W.B.(1989). Competing Technologies, Increasing Returns, and Lock-In by Historical Events // The Economic Journal, vol. 99, no. 394, pp. 116–131.
- Baldwin C., Woodard J.(2009). The architecture of platforms / In: Gawer A. (ed.).Platforms, Markets and Innovation. Cheltenham, UK: Elward Elgar, pp. 19–44.
- Blasco-Areas L., Hernandez-Ortega B., Jimenez-Martinez J. (2013). Adopting television as a new channel for a-commerce. The influence of interactive technologies on consumer behavior // Electron Commer Res., vol. 13, pp. 457–475.
- Bodil O., Keiding H.(2014). Equilibria in a random viewer model of television broadcasting // Journal of Media Economics, vol. 27, no. 1, pp. 3–19.
- Bolton R., Saxena-Iyer S.(2009). Interactive services: a framework, synthesis and research directions // Journal of Interactive Marketing, vol. 23, no. 1, pp. 91–104.
- Bourreau M., Cambini C., Dogan P.(2012). Access pricing competition and incentives to migrate from «old»to «new»technology // International Journal of Industrial Organization, vol. 30, pp. 713–723.
- Brito D., Pereira P., Vareda J.(2009). Can two-part tariffs promote efficient investment on next generation networks? // International Journal of Industrial Organization, vol. 28, pp. 323–333.
- Carare O., Zentner A.(2012). Program substitutability in network television: evidence from Argentina // Information Economics and Policy, vol. 24, pp. 145–160.
- Chou C., Shy O.(1996). Do consumers gain or lose when more people buy the same brand? // European Journal of Political Economy, vol. 12, pp. 309–330.
- Chou C., Shy O.(1993). Partial compatibility and supporting services // Economics Letters, vol. 41, pp. 193–197.
- Church J., Gandal N.(1993). Complementary network externalities and technological adoption // International Journal of Industrial Organization, vol. 11, pp. 239–260.
- Cowley P., Aronson J.(2012). Transforming Global Information and Communication Markets: the Political Economy of Innovation. Cambridge, MA: MIT Press.
- Danaher P., Dagger T.(2012). Using a nested logit model to forecast television ratings // International Journal of Forecasting, vol. 28, pp. 607–622.
- Economides N.(1996). The Economics of Networks // International Journal of Industrial Organization, vol. 14, pp. 673–699.
- Evans D.(2003). Some empirical aspects of multi-sided platform industries // Review of Network Economics, vol. 2, no. 3, pp. 65–80.
- Evans D., Hagiu A., Schmalensee R.(2006). Invisible engines: how software platforms drive innovation and transform industries. Cambridge, MA: MIT Press.
- Farrel J., Saloner G.(1985). Standardization, compatibility, and innovation // RAND Journal of Economics, vol. 16, pp. 70–83.
- Farrell J., Klemperer P.(2007). Coordination and lock-in: competition with switching costs and network effects / In: Armstrong M., Porter R. (eds.)Handbook of Industrial Organization, vol. 3. Amsterdam: Elsevier, Ch. 31, pp. 1967–2072.
- Freeman L.C. (1979). Centrality in Social Networks: Conceptual Clarification // Social Networks, no. 1, pp. 215–239.
- Gabszewicz J-J., Wauthy X.(2014). Vertical product differentiation and two-sided markets // Economic Letters, vol. 123, pp. 58–61.
- Gandal N.(1995). Competing compatibility standards and network externalities in the PC software market // Review of Economics and Statistics, vol. 77, no. 4, pp. 599–608.
- Ganuza J.J., Viecens M.F.(2013). Exclusive contents and next generation networks // Information Economics and Policy, vol. 25, pp. 154–170.
- Gawer A.(2014). Bridging differing perspectives on technological platforms: toward an integrative framework // Research Policy, vol. 43, pp. 1239–1249.
- Gawer A., Cusumano M.A.(2008). How companies become platform leaders // MIT/Sloan Management Review, vol. 49, no. 2, pp. 18–35.
- Gehrig Th., Shy O., Stenbacka R.(2011). History-based price discrimination and entry in markets with switching costs: a welfare analysis // European Economic Review, vol. 55, pp. 732–739.
- Grajek M., Kretschmer T.(2012). Identifying critical mass in the global cellular telephony market // International Journal of Industrial Organization, vol. 30, pp. 496–507.
- Hildebrand Th.(2012). Estimating network effects in two-sided markets without data on prices and quantities // Economic Letters, vol. 117, pp. 585–588.
- Hoernig S.(2014). Competition between multiple asymmetric networks: theory and applications // International Journal of Industrial Organization, no. 31, pp. 57–69.
- Iansiti M., Levien R.(2004). The Keystone advantage: what the new dynamics of business ecosystems mean for strategy, innovation and sustainability. Boston: Harvard Business School Press.
- Katz M., Shapiro C.(1994). Systems competition and network effects // Journal of Economic Perspectives, vol. 8, pp. 93–115.
- Katz M., Shapiro C.(1985). Network externalities, competition and compatibility // American Economic Review, vol. 75, pp. 424–440.
- Kind H., Nilssen T., Sorgard L.(2009). Business models for media firms: does competition matter for how they raise revenue? // Marketing Science, vol. 28, pp. 1112–1128.
- Kind H., Nilssen T., Sorgard L.(2007). Competition for viewers and advertisers in a tv oligopoly // Journal of Media Economics, vol. 20, pp. 211–233.
- Klemperer P. (1987). Markets with consumer switching costs // Quarterly Journal of Economics, vol. 102, pp. 375–394.
- Laussel D., Resende J.(2014). Dynamic price competition in aftermarkets with network effects // Journal of Mathematical Economics, vol. 50, pp. 106–118.
- Li Y., Lyons B.(2012). Market structure, regulation and the speed of mobile network penetration // International Journal of Industrial Organization, vol. 30, pp. 697–707.
- Liebowitz S., Margolis S.(1994). Network externality: an uncommon tragedy // The Journal of Economics Perspectives, vol. 8, pp. 133–150.
- Liebowitz S., Margolis S.(1995). Are network externalities a new source of market failure? // Research in Law and Economics, vol. 17, pp. 1–22.
- Livingston J., Ortmeyer D., Scholten P., Wong W.(2013). A hedonic approach to testing for indirect network effects in the LCD television market // Applied Economics Letters, vol. 20, no. 1, pp. 76–79.
- Marinelli A.(2012). An emerging paradigm or just another trajectory? Understanding the nature of technological changes using engineering heuristics in the telecommunications switching industry // Research Policy, no. 41, pp. 414–429.
- Matutes C., Regibeau P.(1988). Mix and match: product compatibility without network externalities // RAND Journal of Economics, vol. 19, pp. 221–234.
- MRG(2012). IPTV global forecast report: 2011–2015. August 2011 (http://www.mrgco.com/index.html).
- Narayanan V., Chen T.(2012). Research on technology standards: accomplishment and challenges // Research Policy, vol. 41, pp. 1375–1406.
- Navarro N.(2012). Price and quality decisions under network effects // Journal of Mathematical Economics, vol. 48, pp. 263–270.
- Norback P-J., Persson L., Tag J.(2014). Acquisitions, entry, and innovation in oligopolistic network industries // International Journal of industrial Organization, vol. 37, pp. 1–12.
- Reisinger M.(2012). Platform competition for advertisers and users in media markets // International Journal of Industrial Organization, vol. 30, pp. 243–252.
- Ritala P.(2012). Coordination in innovation-generating business networks –the case of Finnish Mobile TV development // Journal of Business and Industrial Marketing, vol. 27, no. 4, pp. 324–334.
- Rochet J-C., Tirole J.(2003). Platform competition in two-sided markets // Journal of the European Economic Association, vol. 1, no. 4, pp. 990–1029.
- Rochet J-C., Tirole J.(2006). Two-sided markets: a progress report // RAND Journal of Economics, vol. 71, no. 2, pp. 483–512.
- Schneider L.(2014). Firm value in emerging network industries // Information Economics and Policy, vol. 26, pp. 75–87.
- Shaked A., Sutton J.(1990). Multiproduct firms and market structure // RAND Journal of Economics, vol. 21, no. 1, pp. 45–62.
- Shankar V., Malthouse E.(2006). Moving interactive marketing forward // Journal of Interactive Marketing, vol. 20, no. 1, pp. 2–4.
- Shy O.(2001). The Economics of Network Industries. Cambridge, MA: Cambridge University Press.
- Shy O.(2002). A quick-and-easy method for estimating switching costs // International Journal of Industrial Organization, vol. 20, pp. 71–87.
- Spence M., Owen B.(1977). Television programming, monopolistic competition, and welfare // Quarterly Journal of Economics, vol. 91, pp. 103–126.
- Sutton J.(2007). Market structure: theory and evidence / In: Armstrong M., Porter R. (eds.). Handbook of Industrial Organization, vol. 3. Amsterdam: Elsevier, Ch. 35, pp. 2303–2368.
- Sutton J.(1996). Technology and market structure // European Economic Review, vol. 40, issues 3–5, pp. 511–530.
- Sutton J.(1998). Technology and Market Structure. Cambridge: The MIT Press.
- Warf B.(2013). Geographies of global telephony in the age of the internet // Geoforum, vol. 45, pp. 219–229.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606