ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
  • Главная
  • Архив номеров
  • 2015
  • Номер 4
  • Экономические представления о человеческом поведении. Как повлиять на выбор, нужно ли учиться рисовать, чтобы стать художником, и сможет ли «буба» изменить экономическую науку?

Экономические представления о человеческом поведении. Как повлиять на выбор, нужно ли учиться рисовать, чтобы стать художником, и сможет ли «буба» изменить экономическую науку?

TERRA ECONOMICUS, , Том 13 (номер 4),

Одну из своих лекций (Оклахома, 1929) Дж. Мэйнстринг начал с легендарной фразы: «Вы думаете, что экономика – унылая наука? Вы просто не изучали химию!» Продолжая традиции великого калифорнийского экономиста, я предлагаю вам цикл научно-популярных лекций по экономической теории, прочитанных мною в разные годы в г. Новосибирске. Четвертая лекция посвящена рассмотрению экономических представлений о человеческом поведении. В лекции делается попытка синтеза достижений неоклассической, институциональной, поведенческой и нейро-экономической теорий. Предлагается комплексное междисциплинарное представление о различных видах человеческого поведения. Приводится описание определяющих поведение факторов (личностных, социально-культурных, когнитивных, ситуационных). Вы наконец-то сможете узнать, как Homo Sapiens превратился в Homo Economicus, и «что в черном ящике». Получите представление о том, как наш мозг принимает решения. Поймете, разумно ли полагаться на интуицию и нужно ли доверяться эмоциям. Узнаете о способах манипулирования экономическим поведением. Познаете секрет «прекрасного». Поймете, почему комплект резины выгоднее продавать вместе с автомобилем, а квартиру с мебелью. Почему мы выше ценим то, что имеем, а также почему покупка абонемента в бассейн заставляет нас плавать во время ангины. Как незаметно снижать зарплаты и отвлекать внимание от высоких цен. Почему мы склонны все откладывать на завтра, проигрываться в казино и брать невыгодные кредиты. И, наконец, сами ли мы осуществляем свой выбор, или кто-то делает это за нас.


Ключевые слова: экономическое поведение, экономический выбор, неоклассическая экономическая теория, институциональная экономика, поведенческая экономика, нейроэкономика, диффузная модель, субъективная ценность, субъективная вероятность, научно-популярная лекция

Список литературы:
  • Автономов В.С. (1993). Человек в зеркале экономической теории. М.: Наука, 232 с.
  • Ариели Д. (2010). Предсказуемая иррациональность. Скрытые силы, определяющие наши решения. М.: Манн, Иванов и Фебер, 296 с.
  • Веселов Ю.В. (2004). Социологическая теория доверия // В кн.: Экономика и социология доверия. СПб.: Социолог, с. 16–32.
  • Ветров Г.Ю., Ефремов С.В., Шадрин А.Е., Ладыгин В.В. (2013). Результаты мониторинга эффективности предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций // Аналитический сборник. М.: Министерство экономического развития РФ, с. 3–29.
  • Вольчик В.В. (2012). Проблема доверия и модернизация институтов // Terra Economicus, т. 10, № 2, с. 12–18.
  • Дарвин Ч. (1953). Происхождение человека и половой отбор. М.: Издание Академии наук СССР, 1040 с.
  • Докинз Р. (2013). Эгоистичный ген. М.: Corpus, 512 с.
  • Канеман Д., Тверски А. (2003). Рациональный выбор, ценности и фреймы // Психологический журнал, № 4, с. 31–42 (http://selfmoney.narod.ru/kanem.htm).
  • Ключарев В.А., Зубарев И.П., Шестакова А.Н. (2014). Нейробиологические механизмы социального влияния // Экспериментальная психология, № 4, с. 20–36.
  • Ключарев В.А., Шмидс А., Шестакова А.Н. (2011). Нейроэкономика: нейробиология принятия решений // Экспериментальная психология, № 2, с. 14–35.
  • Кузьминов Я.И., Бендукидзе К.А., Юдкевич М.М. (2006). Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты. М.: Изд. дом ВШЭ, 442 с.
  • Лерер Д. (2010). Как мы принимаем решения. М.: Астрель, 352 с.
  • Майерс Д. (1996). Социальная психология. СПб.: Питер, 684 с.
  • Марков А. (2011). Эволюция человека: Обезьяны, нейроны и душа. М.: Астрель, 512 с.
  • Мельников В.В. (2011). Неконкурентность поведения как фактор трансакционных издержек // TerraEconomicus, № 4, с 23–37.
  • Мельников В.В. (2013). Проблема оппортунизма в государственных закупках // Journal of Institutional Studies, т. 5, № 3, с. 114–124.
  • Милграм С. (2000). Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Питер, 336 с.
  • Нейман Дж. фон, Моргенштерн О. (1970). Теория игр и экономическое поведение. М.: Наука, 707 с.
  • Рамачандран В. (2012). Мозг рассказывает. Что делает нас людьми. М.: Карьера пресс, 422 с.
  • Саблин К.С. (2012). Роль институциональной среды в формировании институтов развития // Journal of Institutional Studies, т. 4, № 2, с. 32–41.
  • Смелзер Н. (1994). Социология. М.: Феникс, 688 с.
  • Статут Георга II от 1736 года (http://www.arts.ed.ac.uk/witches/introduction.html).
  • Статут Елизаветы от 1563 года Акт против заклинаний, чародейства и ведовства (http://www.arts.ed.ac.uk/witches/introduction.html).
  • Статут Якова I от 1604 года Акт против заклинаний, ведовства и сношений со злыми духами (http://www.arts.ed.ac.uk/witches/introduction.html).
  • Талер Р. (2014). От Homo economicus к Homo sapiens // Логос, № 1, с. 141–154.
  • Тамбовцев В.Л. (ред.) (1996). Введение в институциональный анализ: Учебное пособие. М.: ТЕИС, 176 с.
  • Татров А.С. (ред.) (2010). Психология: Учебно-методическое пособие. Тема 5. М.: Изд-во «Академия естествознания».
  • Фридмен М. (1994). Методология позитивной экономической науки // THESIS, вып. 4, с. 20–52.
  • Шмаков А.В. (2010). Стремление к справедливому сотрудничеству как мотив экономического поведения // Terra Economicus, № 4, с. 57–61.
  • Шмаков А.В. (2014). Воздействие фактора доверия на процесс принятия экономических решений // Terra Economicus, № 3, с. 29–47.
  • Шмаков А.В., Дукарт С.А., Петров С.П. (2010). Бич и молот: экономика против демонологии // Journal of Institutional Studies, т. 2, № 3, с. 129–143.
  • Эдикт герцога Баварии Максимилиана от 1611 года / В кн.: Midelfort H. (1972). Which Hunting in Southwestern Germany. Stanford, pp. 1562–1684.
  • Эдикт Карла VIII от 1490 года Против предсказателей, чародеев и некромантов / В кн.: MonteE.W. (1976). Witchcraft in France and Switzerland. Ithaca.
  • Эриксон Э. (1996). Детство и общество. М.: Изд. группа «Прогресс», 344 с.
  • CAF (2013). Мировой рейтинг благотворительности 2013: Глобальные тенденции благотворительности (http://philanthropy.ru/wp-content/uploads/2013/12/WGI2013_RUS.pdf).
  • Cesarini D., Dawes C., Fowler J., Johannesson M., Lichtenstein P. and Wallace B. (2008).
  • Heritability of cooperative behavior in the trust game // Proceedings of the National Academy of Science of the USA, vol. 105, pp. 3721–3726.
  • Colander D. (2007). Retrospectives: Edgeworth’ shedonimeter and the quest to measure utility // Journal of Economic Perspectives, № 21, pp. 215–225.
  • Glimcher P.W., Fehr E., Camerer C. and Poldrack R.A. (2009). Neuroeconomics: decision making and the brain. London: Academic Press, 526 p.
  • LeDoux J.E. (2000). Emotion circuits in the brain // Annual Review of Neuroscience, № 23, pp. 155–184.
  • Samuelson P. (1937). A note on measurement of utility // Review of Economic Studies, vol. 4, pp. 155–161.
  • Samuelson P. (1938). A note on the pure theory of consumer behavior // Economia, № 1, pp. 61–71.
  • Turkheimer E. (2000). Three laws of behavior genetics and what they mean // Current directions in psychological science, № 9, pp. 160–164.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606