Необходимость экономического выбора. Почему сведения о зарплате скрывают, люди готовы работать «за спасибо», а червяки не любят клубнику?
А.В. ШМАКОВ
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск
TERRA ECONOMICUS, 2014, Том 12 (номер 3),
с. 195-203
Одну из своих лекций (Оклахома, 1929 г.) Дж. Мэйнстринг начал с легендарной фразы: «Вы думаете, что экономика – унылая наука? Вы просто не изучали химию!» Продолжая традиции великого калифорнийский экономиста, я предлагаю вам цикл научно-популярных лекций по экономической теории, прочитанных мною в разные годы в г. Новосибирске. Вторая лекция посвящена рассмотрению базового принципа экономической теории, принципа редкости, ставшего обоснованием необходимости экономического выбора. В лекции рассмотрены отношения между основополагающими экономическими категориями: потребности, мотивы, цели, ресурсы, блага, экономический выбор. Вы узнаете, как правильно поставить цель, которая приведет вас к успеху. Понимание мотивов поможет вам преуспеть в управлении людьми. При внимательном прочтении вы откроете для себя рецепты продажи «непродаваемого»; узнаете, почему следует скрывать от работников заработную плату коллег; а также поймете психофизиологические причины, по которым мы становимся «ненасытными потребителями».
Ключевые слова: экономическая теория; экономический выбор; научно-популярная лекция; потребности; мотивы; цели; блага; ресурсы
Список литературы:
- Вольчик В.В. (2010). Поведенческая экономика и современные тенденции эволюции института собственности // Terra Economicus, т. 8, № 2, с. 71–78.
- Вольчик В.В., Зотова Т.А. (2011). Адаптивная рациональность и экономическое поведение в эволюционном контексте // Terra Economicus, т. 9, № 4, с. 54–64.
- Кандель Э. (2012). В поисках памяти: возникновение новой науки о человеческой психике. М.: Астрель, 736 с.
- Леонтьев Л.Н. (1975). Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 325 с.
- Маслоу А.Г. (2009). Мотивация и личность. СПб.: Питер, 352 с.
- Мельников В.В. (2011). Поведенческие основы неконкурентной рациональности // Terra Economicus, т. 9, № 1, с. 33–47.
- Мельников В.В. (2011). Неконкурентность поведения как фактор трансакционных издержек // Terra Economicus, т. 9, № 4, с. 23–37.
- Рубинштейн С.Л. (2002). Основы общей психологии. СПб.: Питер, 720 с.
- Рыжкова М.В. (2007). Теория рационального привыкания: современное состояние и перспективы развития // Известия Томского политехнического университета, т. 311, № 6, с. 105–110.
- Ariely D. (2008). Predictably Irrational: The Hidden Forces That Shape Our Decisions. New York, 280 р.
- Becker G. (1976). The Economic Approach to Human Behavior. Chicago: University of Chicago Press, 314 p.
- Doran G.T. (1981). There’s a S.M.A.R.T. way to write management’s goals and objectives // Management Review, vol. 70, no. 11, pp. 35–36.
- Lehrer J. (2009). How We Decide. New York, 302 p.
- Schultz W. (1998). Predictive Reward Signal of Dopamine Neurons // Journal of Neurophysiology, no. 80, pp. 1–27.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606