Структурно-профессиональные диспропорции в современной России
Н.В. ЛАТОВА
кандидат социологических наук, научный сотрудник Института социологии РАН, г. Москва
кандидат социологических наук, научный сотрудник Института социологии РАН, г. Москва
Ю.В. ЛАТОВ
доктор социологических наук, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Академии управления МВД России, г. Москва
доктор социологических наук, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Академии управления МВД России, г. Москва
TERRA ECONOMICUS, 2014, Том 12 (номер 3),
с. 131-151
Рассматривается проблема институционально обусловленных структурно-профессиональных диспропорций – разрывов (диссонансов) между профессиональными структурами спроса на труд, спроса на образование и предложения образовательных услуг. Проблемы постсоветской России в этой области во многом аналогичны проблемам других стран догоняющего развития (например, Индии): перепроизводство специалистов по гуманитарным специальностям, недопроизводство специалистов по техническим и естественно-научным специальностям. Для доказательства существования и измерения величины структурно-профессиональных диспропорций анализируется статистика структур спроса на труд, спроса на постшкольное образование и предложения образовательных услуг по разным специальностям/направлениям и профессиям в России 2000–2010-х гг. Сделан вывод о том, что между профессиональными структурами спроса молодежи на образование и предложения постшкольных образовательных услуг резких диспропорций нет, зато они существуют между ними двумя и профессиональной структурой спроса на труд в народном хозяйстве. Предложена классификация основных институциональных факторов, влияющих на поведение молодых людей при выборе ими профессии и формирующих структурно-профессиональные диспропорции.
Ключевые слова: система высшего и среднего специального образования; рынок труда; спрос на труд; спрос на образование; предложение образовательных услуг; диспропорции профессиональной структуры; институты; социология образования; экономика образования
Список литературы:
- Галич А.Э. (2005). Дисфункциональность взаимодействия рынка труда и системы высшего образования в условиях трансформации России. Дисс. … к. соц. н. Ставрополь.
- Диденко Д.В., Латов Ю.В. (2013). Эволюция образовательных систем как института индустриального и постиндустриального развития // Историко-экономические исследования, № 3.
- Индикаторы образования: 2013. (2013). М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
- Ключарев Г.А., Диденко Д.В., Латов Ю.В., Латова Н.В. (2014). Непрерывное образование – стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств. М.: ЦСПиМ, 433 с.
- Константиновский Д.Л. (2010). Неравенство в сфере образования: российская ситуация // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, № 5 (99), с. 40–65.
- Кулагина Е.В. (2013). Рынок труда и образования в России: дисбаланс спроса и предложения // Госбук. Доступно на: http://www.gosbook.ru/node/76119.
- Латов Ю.В., Латова Н.В. (2012). Столицецентризм» как причина социального неравенства в российской системе высшего образования // Общественные науки и современность, № 2, с. 21–37.
- Нуреев Р.М. (1988). Система образования Индии: проблемы развития // Индия. 1987. Ежегодник. М.: Наука.
- Образование в Российской Федерации: 2006. (2006). М.: Изд-во ГУ–ВШЭ.
- Образование в Российской Федерации: 2010. (2010). М.: Изд-во ГУ–ВШЭ.
- Образование в Российской Федерации: 2012. (2012). М.: Издат. дом НИУ ВШЭ.
- Олисова О.В. (2007). Высшее образование как капитал трудовых стратегий молодых специалистов: неоспоримые доказательства и оправданные сомнения // Вестник Самарского государственного университета, № 5/2 (55), с. 88–93. Доступно на: http://vestnik-samgu.samsu.ru/gum/2007web52/soci/2007520304.pdf.
- Попова Е.С. (2014). Мотивация и выбор в образовательных стратегиях молодежи // Высшее образование в России, № 1, с. 32–37.
- Руткевич А.М. (2008). Сомнительные блага российского образования (inferior goods) // Вопросы образования, № 4, с. 111–127. Доступно на: http://vo.hse.ru/en/2008--4/26561476.html.
- Федеральная служба государственной статистики (2006). Российский статистический ежегодник. М.: Росстат.
- Федеральная служба государственной статистики (2012). Российский статистический ежегодник. М.: Росстат.
- Шашкова С.Н. (2006). Взаимодействие высшего профессионального образования и рынка труда в условиях трансформации современного российского общества. Дисс. … к. соц. н. Тула.
- Babić Z., Matković T., Šošić V. (2007). Structural changes in tertiary education and impacts on the labour market // Croatian Economic Survey, no. 9 (9), pp. 125–165.
- Braziene R., Dorelaitiene А. (2012). Transition of Youth from Education to the Labour Market: the Case of Lithuania // Social Sciences / Socialiniai mokslai, no. 3 (77), pp. 30–40. Available at: http://kalbos.ktu.lt/index.php/Social/article/viewFile/2768/2019.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606