Типология экономических институтов Интернет-пространства
Е.В. ПОПОВ
доктор экономических наук, член-корреспондент РАН, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, руководитель Центра экономической теории, г. Екатеринбург
доктор экономических наук, член-корреспондент РАН, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, руководитель Центра экономической теории, г. Екатеринбург
С.В. КУЛЬПИН
аспирант, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, г. Екатеринбург
аспирант, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, г. Екатеринбург
TERRA ECONOMICUS, 2013, Том 11 (номер 2.1),
с. 30-40
В статье представлена типология экономических институтов Интернет-пространства. Теоретического описания понятия институт в контексте виртуального мира практически невозможно найти в научной литературе. В работе решаются задачи анализа существующих институциональных концепций виртуального мира, выделения отдельных элементов структуры институтов Интернет-пространства, моделирования системы институтов виртуального мира. Типология институтов выстроена исходя из принципа изоморфизма экономических норм. Ряд институтов традиционной торговли нашли свое отражение в институтах электронной экономической среды, но при этом для виртуального пространства появились новые институты, не характерные для традиционной экономики: институты IP-адресации, институты предоставления доменных имен, институты защиты прав собственности в Интернете и др. Современная наука находится в начале пути к полному пониманию экономического потенциала виртуального мира.
Ключевые слова: Интернет-пространство; институциональная теория; изоморфизм; типология институтов
Список литературы:
- Кульпин С.В. и Коновалов А.А. (2012). Неценовые факторы конкуренции. Маркетинг, № 4 (125), с. 62–74.
- Олифер В.Г. и Олифер Н.А. (2010). Компьютерные сети: принципы, технологии, протоколы. СПб.: Питер.
- Попов Е.В. и Коновалов А.А. (2009). Информационные издержки предприятия: проблемы оценки и оптимизации. ЭКО, № 11, с. 108–117.
- Avgerou C. (2000). IT and Organizatioanl Change: An Institutional Perspective. Information Technology and People, vol. 13, no. 4, pp. 234–262.
- Bakos Y. (1998). The emerging role of electronic marketplaces on the Internet. Communication of the ACM, vol. 41, no. 8, pp. 35–42.
- Brousseau E. (2004). Property rights on the internet: is a specific institutional framework needed? Economics of Innovation and New Technology, vol. 13, no. 5, pp. 489–507.
- DiMaggio P. and Powell W.W. (1983) The Iron Cage Revisited: Institutional Isomorphism and Collective Rationality. American Sociological Review, vol. 48, no. 2, pp. 147–160.
- Elsbach K.D. (2002) Intra-organizational Institutions’ In Companion to Organizations / In Baum J.A.C. (Ed.). Oxford: Blackwell Publishers.
- Flanagan A. (2008). Intellectual property on the Internet. UK: University of London Press. Graham A. (2001). The Assessment: Economics of the Internet. Oxford Review of Economic Policy, vol. 17, no. 2, pp. 145–158.
- Jensen T.B., Kj rgaard A. and Svejvig P. (2008) Two Perspectives on Information System Adaptation: Using Institutional Theory with Sensemaking. Informatics Research Group. Accessed at: http://oldhha.asb.dk/bs/wp/inf/I_2008_06.pdf.
- Jin L. and Robey D. (1999). Explaining Cybermediation: An Organizational Analysis of Electronic Retailing. International Journal of Electronic Commerce, no. 3(4), pp. 47–65.
- Kaetzel L.J. (1996). Electronic commerce and intellectual property on the Internet: on overview of the concepts. Technologies for a Diverse Industry. NC: Charlotte.
- Kologlugil S. (2012). Free Software, Business Capital, and Institutional Change: A Veblenian Analysis of the Software Industry. Journal of Economic Issues, vol. XLVI, no. 4, pp. 831–858.
- Mansell R. and Steinmueller W.E. (1998). Intellectual Property Rights: Competing interests on the Internet. Communications & Strategies, vol. 30, no. 2, pp. 173-197.
- Mignerat M. and Rivard S. (2009). Position the Institutional Perspective in Information Technology Research. Journal of Information Technology, vol. 24, no. 4, pp. 369–391.
- Mueller M. (2010). Critical resource: An institutional economics of the Internet addressing-routing space. Telecommunications Policy, no. 34, pp. 405–416.
- Mueller M. (2002). Ruling the root: Internet governance and the taming of cyberspace. Cambridge, MA: MIT Press.
- Mueller M. (2000) Technology and institutional innovation: internet domain names. International Journal of Communications Law and Policy, Issue 5, Article 1.
- North D.C. (1990). Institutions, institutional change, and economic performance. Cambridge, UK: Cambridge University Press.
- Popov E.V. (2012a). Transaction Function of the Firm. Chapter 8 / In Tavidze A. (Ed.) Progress in Economic Research. vol. 25. N.Y.: Nova Science Publishers, pp. 177–186.
- Popov E.V. (2012b). Transactions & Institutions. Montenegrin Journal of Economics, no. 2, pp. 115–124.
- Salazar A.J. (2009). Mapping the Scope of Information Technology Enabled Transformation. A MultiTheoretical Framework and Review. Manchester Metropolitan University Business School Working Paper Series. Accessed at: http://www.ribm.mmu.ac.uk/wps/papers/05-01.pdf
- Salmeron J.L. and Bueno S. (2006). An information technologies and information systems industrybased classification in small and medium-sized enterprises. An institutional view. European Journal of Operational Research, no. 176, pp. 1012–1025.
- Scott W.W. and Meyer J.W. (1991). The organization of societal sectors: Propositions and early evidence / In Powell W. and DiMaggio P. (Eds.). The New Institutionalism in Organizational Analysis Chicago: University of Chicago Press, pp. 108–149.
- Scott W. (1995). Institutions and Organizations. Thousand Oaks: SAGE Publications.
- Suchman M.C. (1995). Managing legitimacy: strategic and institutional approaches. Academy of Management Review, no. 20, pp. 571–610.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606