ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дипломаты о БРИКС: недостатки и преимущества сотрудничества без интеграции


TERRA ECONOMICUS, , Том 22 (номер 2),
Цитирование: Crowley-Vigneau A., Baykov A., Gao A. (2024). Diplomats on BRICS: Drawbacks and benefits of cooperation without integration. Terra Economicus 22(2), 124–137. DOI: 10.18522/2073-6606-2024-22-2-124-137
Благодарность: авторы выражают признательность профессору Елене Калюжновой за участие в обсуждении и результатов настоящего исследования.

БРИКС, межстрановое объединение проектного типа, стало предметом повышенного исследовательского интереса одних учёных, скептических оценок других и молчаливого пренебрежения со стороны большей части академического сообщества стран коллективного Запада. Диапазон взглядов значительно варьируется от тезиса о потенциале БРИКС «говорить в один голос» в отсутствие значимых обязательств по формально-правовой интеграции до сомнений в реальной способности организации противостоять однополярному миру, возглавляемому Америкой. Пять её первоначальных членов – Бразилия, Россия, Индия, Китай и позднее Южная Африка – к которым недавно присоединились Египет, Эфиопия, Иран, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, прошли долгий путь в своем сотрудничестве с момента проведения первых саммитов в 2000-х гг. Инициирована даже своего рода институционализация с созданием Нового банка развития, который позволяет странам поддерживать друг друга, обходя как привязку к доллару США, так и западную финансовую систему в целом. Однако будущее БРИКС остается неопределенным, поскольку лишь немногие исследования дают представление о взглядах лидеров стран-членов и о проблемах, с которыми они сталкиваются ежедневно при поддержании этого не самого типичного международного объединения. Настоящее качественное исследование основано на 21 анонимном экспертном интервью с дипломатами из стран БРИКС, в которых они раскрывают истинные механизмы, работающие в блоке, и то, как базовый набор ценностей, касающихся международного взаимодействия, сплачивает организацию. Результаты показывают, что интеграция не является необходимым условием результативного долгосрочного сотрудничества. Ценностная близость в вопросах основ миропорядка позволила странам-участницам БРИКС создать платформу для сотрудничества, которая дает им возможность успешно решать ряд внешнеполитических и экономических задач на своих условиях без ущерба для суверенных полномочий и автономии внешнеполитических действий.


Ключевые слова: БРИКС; многополярный мир; дипломаты; развивающиеся рынки; украинский кризис; Новый банк развития

Список литературы:
  • Brosig, M. (2024). Has BRICS lost its appeal? The foreign policy value added of the group. International Politics 61, 106–124.
  • Sergeev, G. (2020). The twilight of neoliberal globalization. Terra Economicus 18(4), 67–77. DOI: 10.18522/2073-6606-2020-18-4-67-77
  • Hehir, A. (2012). The Responsibility to Protect: Rhetoric, Reality and the Future of Humanitarian Intervention. Basingstoke: Palgrave Macmillan.
  • Helleiner, E., Wang, H. (2018). Limits to the BRICS’ Challenge: Credit rating reform and institutional innovation in global finance. Review of International Political Economy 25(5), 573–595.
  • Hooijmaaijers, B. (2021). China, the BRICS, and the limitations of reshaping global economic governance. The Pacific Review 34(1), 29–55.
  • Hooijmaaijers, B. (2022). The internal and external institutionalization of the BRICS countries: The case of the New Development Bank. International Political Science Review 43(4), 481–494.
  • Ignatov, A. (2020). The digital economy of BRICS: Prospects for multilateral cooperation. International Organisations Research Journal 15(1), 31–62.
  • Istomin, I. (2022). How not to interfere in another country’s domestic politics. International Affairs 98(5), 1677–1694.
  • Laidi, Z. (2011). The BRICS against the West? CERI Strategy Paper no 11. Centre d’études et de Recherches Internationales (CERI-Sciences Po/CNRS).  https://ssrn.com/abstract=2315108
  • Larionova, M., Shelepov, A. (2022). BRICS, G20 and global economic governance reform. International Political Science Review 43(4), 512–530.
  • Lipton, M. (2017). Are the BRICS reformers, revolutionaries, or counter-revolutionaries? South African Journal of International Affairs 24(1), 41–59.
  • Lohani, K. (2021). Trade and convergence: Empirical evidence from BRICS countries. Global Business Review 0972150921993057.
  • Mattoo, A., Ng, F., Subramanian, A. (2011). The elephant in the “green room”: China and the Doha Round. Policy Brief, PB11-3. Washington, DC: Peterson Institute for International Economics.
  • Nazarov, V. (2024). National interests in Russia’s foreign policy. MGIMO Review of International Relations 17(1), 7–21.
  • Nikitin, A. (2018). International Conflicts: Intervention, Peacekeeping, Settlement. Moscow: Aspect-Press, 384 p.
  • Pant, H. (2013). The BRICS fallacy. The Washington Quarterly 36(3), 91–105.
  • Pant, H. (2016). Can BRICS shape a new world order? International Studies Review 18(4), 731–732. DOI: 10.1093/isr/viw049
  • Ren, Y., Li, Z., Wang, Y., Zhang, T. (2020). Development and prospect of food security cooperation in the BRICS countries. Sustainability 12(5), 2125.
  • Rewizorski, M. (2015). Participation of the European Union and the BRICS in the G20. In: Rewizorski, M. (ed.) The European Union and the BRICS: Complex Relations in the Era of Global Governance. Cham: Springer, pp. 57–75.
  • Roberts, C., Armijo, L., Katada, S. (2018). The BRICS and Collective Financial Statecraft. Oxford University Press.
  • Stuenkel, O. (2015). The BRICS and the Future of Global Order. London: Lexington Books.
  • Van Noort, C. (2019). The construction of power in the strategic narratives of the BRICS. Global Society 33(4), 462–478.
  • Vaslavsky, Y. (2021). Public-private partnership in fighting the COVID-19 global economic lockdown. IOP Conf. Ser.: Earth Environ. Sci. 650, 012047. DOI: 10.1088/1755-1315/650/1/012047
  • Vieira, P., Ouriques, H. (2016). Brazil and the BRICS: The trap of short time. Journal of World-Systems Research 22(2), 404–429.
  • Volynskiy, A., Kruglova, M., Nikitina, S., Slavinskaya, O. (2023). Yuanization of the Russian economy: Politicization of the discourse. Terra Economicus 21(4), 69–79 (in Russian). DOI: 10.18522/2073-6606-2023-21-4-69-79
  • Wilson, D., Purushothaman, R. (2003). Dreaming with the BRICs: The path to 2050. Global Economics Paper 99, 1–24.
  • Yarygina, I., Zhiglyaeva, A. (2021). Trade and economic cooperation within BRICS: Actual problems and prospects. In: Current Problems and Ways of Industry Development: Equipment and Technologies. Cham: Springer International Publishing, pp. 919–929.
  • Ziegler, C. (2016). Critical perspective on the Responsibility to Protect: BRICS and beyond. International Relations 30(3).  https://doi.org/10.1177/0047117816659533
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606