ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Как измерить мотивацию в академической сфере?


TERRA ECONOMICUS, , Том 19 (номер 3),
Цитирование: Михалкина Е.В., Скачкова Л.С. (2021). Как измерить мотивацию в академической сфере? // Terra Economicus 19(3): 121–134. DOI: 10.18522/2073-6606-2021- 19-3-121-134

В традиционной практике управления университетами не получили широкого использования современные теории, объясняющие разнонаправленное и непредсказуемое поведение индивидов на своих рабочих местах, а также подходы и методы, позволяющие эффективно управлять этим поведением или его последствиями. Следуя современным трендам в области изучения и понимания причин и последствий поведения человека в современной организации, авторы обобщают различные теории мотивации для разработки комплексного инструментария для ее измерения. В статье также ставится вопрос: можно ли активизировать деятельность сотрудников в академической сфере без дополнительного финансового вознаграждения. В ходе проведенного исследования доказано, что это возможно. Обзор экономической, психологической и социальной моделей поведения человека в академической сфере это подтверждает. Проанализированные источники охватывают теории профессиональной идентичности, внутренней и внешней мотивации, теорию вытесненной мотивации, нарративную экономическую теорию, теорию субъективного благополучия, а также практические подходы к формированию вовлеченности поведения сотрудников, не ограниченного перечнем должностных обязанностей. Авторы предлагают новый подход и систему индексов для измерения различных аспектов проявления эффективного или неэффективного поведения сотрудников в академической сфере. На примере исследования уровня мотивации сотрудников Южного федерального университета демонстрируется практический кейс и методика комплексного анализа мотивации (уровня вовлеченности, оценки экономических, социальных и психологических индикаторов поведения индивидов в организации). Предложенная методика позволяет выявлять негативные тренды, определять зоны роста и совершенствования системы мотивации в академической сфере.


Ключевые слова: вовлеченность; внутренняя и внешняя мотивация; теория вытесненной мотивации; мотивация в академической сфере; субъективное благополучие; удовлетворенность трудом; профессиональная идентичность

Список литературы:
  • Автономов В. (2020). В поисках человека: очерки по истории и методологии экономической науки. М.; СПб: Изд-во Института Гайдара; Факультет свободных искусств и наук СПбГУ. [Avtonomov V. (2020). In Search of Human: Essays on the History and Methodology of Economics. Moscow; St. Petersburg: Gaidar Institute Publishing House; Faculty of Liberal Arts and Sciences, St. Petersburg State University (in Russian)].
  • Михалкина Е.В., Скачкова Л.С., Дюжиков С.А. (2020). Удовлетворенность трудом в академической сфере // Terra Economicus 18(3): 160–181. [Mikhalkina E.V., Skachkova L.S., Dyuzhikov S.A. (2020). Job satisfaction in the academic field. Terra Economicus 18(3): 160–181 (in Russian)]. DOI: http://dx.doi.org/10.18522/2073-6606-2020-18-3-160-181
  • Скачкова Л.С., Щетинина Д.П. (2019). Контуры субъективного благополучия научнопедагогических работников // Региональная экономика: теория и практика 17(11): 2026–2038. [Skachkova L.S., Shchetinina D.P. (2019). Contours of the subjective well-being of scientific and pedagogical workers. Regional Economy: Theory and Practice 17(11): 2026–2038 (in Russian)]. DOI: 10.24891/re.17.11.2026
  • Токарева А.А., Баронене С.Г. (2019). Методика исследования вовлеченности сотрудников университета // Университетское управление: практика и анализ 23(1–2): 11–32. [Tokareva A.A., Baronene S.G. (2019). Research methodology for the involvement of university staff. University Management: Practice and Analysis 23(1–2): 11–32 (in Russian)]. DOI: 10.15826/umpa.2019.01-2.001
  • Филоненко Ю.В., Яковлева Е.А. (2019). Субъективное благополучие научно-педагогических работников современных университетов в рамках концепции баланса жизни и труда // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены (3): 68–85. [Filonenko Yu.V., Yakovleva E.A. (2019). Subjective well-being of scientific and pedagogical workers of modern universities within the framework of the concept of balance of life and work. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes (3): 68–85 (in Russian)]. DOI: 10.14515/monitoring.2019.3.05
  • Akerlof G., Kranton R. (2010). Identity Economics: How Identities Shape Our Work, Wages, and WellBeing. Princeton, NJ: Princeton University Press. DOI: 10.1515/9781400834181
  • Arrow K.J. (1974). The Limits of Organization. New York: W.W. Norton.
  • Blum R. (1991). Die Zukunft des Homo Oeconomicus, s. 111–131. In: Biervert von B., Held M. (Hrsg.) Das Menschenbild der Okonomischen Theorie. Frankfurt a.M.; N.Y.: Campus Verl.
  • Bradburn N.M. (1969). The structure of psychological well-being. Chicago: Aldine, 318 p.
  • Deci E.L., Koestner R., Ryan R.M. (1999). A meta-analytic review of experiments examining the effects of extrinsic rewards on intrinsic motivation. Psychological Bulletin 125(6): 627–668. DOI: 10.1037/0033-2909.125.6.627
  • Diener E. (1984). Subjective well-being. Psychological Bulletin 95(3): 542–575. DOI: 10.1037/0033-2909.95.3.542
  • Frey B., Jegen R. (2001). Motivation crowding theory. Journal of Economic Surveys 15(5): 590–611. DOI: 10.1111/1467-6419.00150
  • Kahneman D., Deaton A. (2010). High income improves evaluation of life but not emotional wellbeing. PNAS September 21 107(38): 16489–16493. DOI: 10.1073/pnas.1011492107
  • Klimenko L., Skachkova L. (2020). Subjective well-being of Russian faculty: An empirical study. Educational Studies Moscow (4): 37–63. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-4-37-63
  • Krekel C., Ward G., De Neve J.-E. (2019). Employee Wellbeing, Productivity, and Firm Performance. Said Business School WP 2019-04. DOI: 10.2139/ssrn.3356581
  • Lepper M.R., Greene D. (1978). The Hidden Costs of Reward: New Perspectives on the Psychology of Human Motivation. Psychology Press. DOI: 10.4324/9781315666983
  • Oswald A.J., Proto E., Sgroi D. (2015). Happiness and productivity. Journal of Labor Economics 33(4): 789–822. DOI: 10.1086/681096
  • Rummel A., Feinberg R. (1988). Cognitive Evaluation Theory: A meta-analytic review of the literature. Social Behavior and Personality: An International Journal 16(2): 147–164. DOI: 10.2224/sbp.1988.16.2.147
  • Seligman M.E.P. (2002). Authentic Happiness: Using the New Positive Psychology to Realize Your Potential for Lasting Fulfillment. New York: The Free Press, 336 p.
  • Solow R.M. (1971). Blood and Thunder. Yale Law Journal 80(2): 170–183. DOI: 10.2307/795132
  • Tang S.H., Hall V.C. (1995). The overjustification effect: A meta-analysis. Applied Cognitive Psychology 9: 365–404. DOI: 10.1002/acp.2350090502
  • Titmuss R.M. (1970). The Gift Relationship: From Human Blood to Social Policy. London: George Allen and Unwin.
  • Toffler A. (1970). Future Shock. New York: Bantam Books.
  • Welzel C., Inglehart R. (2010). Agency, values, and well-being: A human development model. Social Indicators Research 97(1): 43–63. DOI: 10.1007/s11205-009-9557-z
  • Wiersma U.J. (1992). The effects of extrinsic rewards in intrinsic motivation: A meta-analysis. Journal of Occupational and Organizational Psychology 65: 101–114. DOI: 10.1111/j.2044-8325.1992.tb00488.x
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606