ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Налоги и технологии: прошлое, настоящее и будущее налоговой системы России


TERRA ECONOMICUS, , Том 18 (номер 4),
Цитирование: Вишневский, В. П., Гончаренко, Л. И., Никулкина, И. В., Гурнак, А. В. (2020). Налоги и технологии: прошлое, настоящее и будущее налоговой системы России // Terra Economicus, 18(4), 6–31. DOI: 10.18522/2073-6606-2020-18-4-6-31
Благодарность: Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных по государственному заданию НИОКТР АААА-А19–119092590051–2 «Исследование альтернативных концепций налогового регулирования как фактора обеспечения новой индустриальной революции в России».

Статья посвящена долгосрочным тенденциям развития налоговой системы Российской Федерации. Для их выявления предложено использовать не обычную финансовую методологию, а анализ коэволюции производственных технологий, экономических институтов и налогов. Результаты анализа показали, что трансформации налоговой системы РФ в целом соответствовали развитию технологий и институтов, что позволяет обозначить контуры налогового будущего, связанного с четвертой промышленной революцией. Для этого были рассмотрены три специально выделенных этапа в новейшей экономической истории России: староиндустриальный (1991–1998 годы), постиндустриальный (1999–2008 годы) и неоиндустриальный (с 2009 года по настоящее время). Исследование показало, что в течение староиндустриального этапа, который характеризовался болезненной перестройкой производственно-технологической структуры экономики на рыночных принципах, в России была сформирована новая налоговая система, основанная на обычных для индустриальных стран налогах. Полученный при этом опыт, как позитивный, так и негативный, был использован для реформирования налоговой системы на следующем этапе, который последовал после дефолта 1998 года и характеризовался быстрым восстановлением экономики прежде всего за счет роста добывающей промышленности и благодаря трансформации налогов: был восстановлен государственный контроль над базой налогообложения углеводородов и резко повышена доля ресурсной ренты, присваиваемой государством. Это позволило восстановить экономический суверенитет страны, сформировать валютные резервы и в разы увеличить доходы консолидированного бюджета. Однако в связи с мировым финансовым кризисом, возродившим интерес к развитию реального сектора экономики, потребовалась очередная трансформация российской налоговой системы для соответствия задачам новой индустриализации на основе киберфизических технологий. Последние уже успешно используются в системе налогового администрирования. Теперь следует ожидать перестройки всей системы налогов на принципах цифровой алгоритмизации налогов, информирования о хозяйственных трансакциях в режиме реального времени, автоматического исчисления и уплаты налогов по смарт-контрактам в соответствии с императивами государственной экономической политики.


Ключевые слова: налоговая система; промышленная революция; производственные технологии; цифровизация; экономические институты; экономическая политика

Список литературы:
  • Бетелин, В. Б. (2016). О проблеме импортозамещения и альтернативной модели экономического развития России // Стратегические приоритеты, 1(9), 11–21.
  • Вишневский, В. П. (2019). Цифровая экономика в условиях четвертой промышленной революции: возможности и ограничения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 35 (4), 606–627. DOI: 10.21638/spbu05.2019.406
  • Вишневский, В. П., Гончаренко, Л. И., Гурнак, А. В. (2016). Эволюция налоговых институтов и проблемы перехода к экономическому росту // Terra Economicus, 14 (4), 14–30. DOI: 10.18522/2073-6606-2016-14-4-14-30
  • Всемирный банк (2014). Доклад об экономике России № 31: кризис доверия обостряет экономические проблемы России, март, 52 с.
  • Гурвич, Е., Вакуленко, Е., Кривенко, П. (2009). Циклические свойства бюджетной политики в нефтедобывающих странах // Вопросы экономики, (2), 51–70. DOI:10.32609/0042-8736-2009-2-51-70
  • Данилов-Данильян, А. В. (2016). Процесс импортозамещения в экономике России: особенности и мифы // Вестник Института экономики РАН, (3), 20–37.
  • Караев, А. К. (2017). Нелинейная динамическая модель взаимодействия фискальной и монетарной политик России // Экономика. Налоги. Право, (3), 43–51.
  • Лыкова, Л. Н. (2016). Налоговая политика России в условиях кризиса // Журнал Новой экономической ассоциации, (1), 186–192.
  • Назаров, В. С. (2011). Налоговая система России в 1991–2008 годах // История новой России (http://www.ru-90.ru/node/1170 – Дата обращения: 6.04.2020).
  • Пекарский, С. Э., Атаманчук, M. A., Мерзляков, С. А. (2008). Модель макроэкономической политики в экспортоориентированной экономике // Экономический журнал Высшей школы экономики, (3), 337–364.
  • Полынов, М. Ф. (2005). Рыночные реформы в 1990-е годы и их последствия для промышленности России // Вестник СПбГУ. Серия 2. История, (1), 78–90.
  • Сайфиева, С. Н., Ермилина, Д. А. (2012). Российское машиностроение: состояние и тенденции // Экономист, (2), 32–43.
  • Центральный Банк Российской Федерации (1999). Годовой отчет 1998. Утвержден Советом директоров Банка России 14.05.1999. Агентство экономической информации «Прайм-ТАСС», 219 с.
  • Центральный Банк Российской Федерации (2000). Годовой отчет 1999. Утвержден Советом директоров Банка России 13.05.2000. Агентство экономической информации «Прайм-ТАСС», 210 с.
  • Цухло, С. В. (2016). Проблемы и успехи импортозамещения в российской промышленности // Журнал Новой экономической ассоциации, (4), 147–153. DOI: 10.31737/2221-2264-2016-32-4-7
  • De Backer, K. Menon, C., Desnoyers-James, I., Moussiegt, L. (2016). Reshoring: Myth or Reality? // OECD Science, Technology and Industry Policy Papers, № 27. Paris: OECD Publishing, 34 p. DOI: 10.1787/5jm56frbm38s-en
  • Frankowski, E., Barański, P., Bronowska, M. (2017). Blockchain technology and its potential in taxes. Poland: Deloitte, 19 p.
  • IMF (2020). A Crisis Like No Other, An Uncertain Recovery. Intarnational Monetary Fund: World Economic Outlook Update, June.
  • Mau, V. (2016). Between crises and sanctions: economic policy of the Russian Federation // Post-Soviet Affairs, 32 (4), 350–377. DOI: 10.1080/1060586X.2015.1053723
  • Mayburov, I. A., Kireenko, A. P. (2018). Tax reforms and elections in modern Russia // Journal of Tax Reform, 4 (1), 73–94. DOI: 10.15826/jtr.2018.4.1.046
  • Mokka, R., Neuvonen, A., Lindgren, J. (2017). Digitalisation and the future of taxation. Helsinki: The Finnish Innovation Fund Sitra, January 11, 8 pp.
  • Moser, N. (2016). Ownership and enterprise performance in the Russian oil industry, 1992–2012 // Post-Communist Economies, 28 (1), 72–86. DOI: 10.1080/14631377.2015.112455
  • OECD (2018). Tax Challenges Arising from Digitalisation – Interim Report 2018: Inclusive Framework on BEPS, OECD/G20 Base Erosion and Profit Shifting Project. Paris: OECD Publishing. DOI: 10.1787/9789264293083-en
  • Pogorletskiy, A. I. (2017). Tax policy in the contemporary world: peculiarities and prospects, implementation in Russia // Journal of Tax Reform, 3 (1), 29–42. DOI: 10.15826/jtr.2017.3.1.029
  • PwC, the World Bank and International Finance Corporation (2019). Paying Taxes 2020. Washington, DC: the World Bank, 49 p.
  • Rodrik, D. (2015). Premature deindustrialization. Working Paper 20935. National Bureau of Economic Research. 1050 Massachusetts Avenue, Cambridge, MA 02138. 50 p.
  • Schwab, K. (2016). The Fourth Industrial Revolution. World Economic Forum, Geneva, Switzerland.
  • Vishnevsky, V. P., Chekina, V. D. (2018). Robot vs. tax inspector or how the fourth industrial revolution will change the tax system: a review of problems and solutions // Journal of Tax Reform, 4 (1), 6–26. DOI: 10.15826/jtr.2018.4.1.042
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606