ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ: СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД

TERRA ECONOMICUS, , Том 16 (номер 1),

Для анализа психологических факторов экономического поведения в ста- тье применяется системный подход, позволяющий преодолеть присущую различным отраслям науки фрагментарность изучения человека и общества и приблизиться к созданию единой, целостной картины взаимосвязи поведения человека и динамики общества.
Разработаны системные модели взаимодействия экономического агента и рынка (в широком смысле – общества), отражающие варианты доминирования одного из членов пары «агент ‒ рынок». Показано, что рассмотрение как агента, так и общества в виде сложных социально-экономических систем является наиболее продуктивным подходом. Так, системная структура агента представлена в работе как совокупность четырех взаимодействующих под- систем ‒ интенциональной (отражает намерения агента), экспектационной (отражает ожидания агента), когнитивной (отражает восприятие агентом окружающего мира) и функциональной (отражает поведение агента). Формулируется понятие «души» как неповторимого индивидуального начала, коор- динирующего четыре стороны жизнедеятельности экономического агента.
Проанализированы характерные черты влияния психики агента на принятие им решений в ситуации социально-экономического выбора. В качестве примера рассмотрено поведение агента в двух ситуациях: ситуации агента как произво- дителя (выбор изделия для постановки на производство) и ситуации агента как потребителя (выбор нового автомобиля для приобретения). Согласно схеме, лежащей в основе понятия рациональности, агент формирует цели и множество допустимых альтернатив выбора, после чего, опираясь на некоторый критерий оптимальности, осуществляет выбор наилучшего решения из возможных.
Разработана структурная паттерн-модель взаимодействия человека и общества, системные структуры которых рассматриваются как изоморфные и состоят из семи следующих слоев: ментального, культурного, институционального, когнитивного, организационно-технологического, имитационного и поведенческого. Раскрыты особенности взаимодействия между одноименными слоями данных систем в контексте институциональных изменений.


Ключевые слова: экономическое поведение; экономический агент; психоло- гические факторы; механизмы принятия решений; системный подход

Список литературы:

Автономов, В. С. (1998). Модель человека в экономической теории и других со- циальных науках // Истоки: вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли, 3, 24–71

Ананьев, Б. Г. (2001). Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 288 с. (Серия «Мастера психологии»).

Берталанфи, Л. фон. (1969). Общая теория систем – критический обзор, с. 23–82 / В кн.: В. Н. Садовский и Э. Г. Юдина (ред.) Исследования по общей теории систем: Сборник переводов. М.: Прогресс.

Борзенков, В. Г., Юдин, Б. Г. (2002). Человек как объект комплексного, междисци- плинарного исследования: методологические аспекты // Личность. Культура. Обще- ство, 4(3–4), 10–36.

Вольчик, В. В. (2012). Институциональные изменения: на пути к созданию общей теории // Journal of Institutional Studies, 4(4), 4–6.

Иншаков, О. В. (ред.). (2005). Homo institutius – человек институциональный. Вол- гоград: Изд-во ВолГУ, 854 с.

Кант, И. (1965). Сочинения в 6 т., т. 4, ч. 1 / под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. М.: Мысль, 544 с.

Кирдина, С. Г. (2010). Современные теоретические модели экономики, с. 6–24 / В кн.: Н. И. Гвоздева и А. Н. Неверова (ред.), Экономическая психология: методология, тенденции, решения. Саратов: ИЦ «Наука».

Клейнер, Г. Б. (2004). Эволюция институциональных систем. М.: Наука, 240 с. Клейнер, Г. Б. (2008). Системная парадигма и системный менеджмент // Россий- ский журнал менеджмента, 6(3), 27–50.

Клейнер, Г. Б. (2010). Новая теория экономических систем и ее приложения // Журнал экономической теории, 3, 41–58.

Куливец, С. Г., Ушаков, Д. В. (2016). Моделирование взаимоотношений между ког- нитивными способностями и экономическими достижениями (на англ. языке) // Пси- хология. Журнал Высшей школы экономики, 13(4), 636–648.

Петросян, Д. С. (2008). Интегративная модель поведения человека // Обществен- ные науки и современность, 3, 39–51.

Позняков, В. П. (2009). Экономическая психология в XXI веке. Опыт и перспекти- вы взаимодействия // Сайт ИП РАН (http://www.ipras.ru/cntnt/rus/media/on-laynbibliote/otdelnie-stati-s/publikacii/rossijskie4/n14poznyako.html – Дата обращения: 19 ноября 2017).

Позняков, В. П. (2003). Экономическая психология. Программа курса для студен- тов факультета психологии. М.: Изд-во МГСА.

Поздняков, В. П., Журавлев, А. Л. (2004). Экономическая психология: теоретиче- ские проблемы и направления эмпирических исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 1(3), 46–64.

Райзберг, Б. А. (2009). Психологическая экономика. Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 432

 Рыбачук, М. А. (2016). Диалектика взаимодействия общенаучных и дисциплинар- ных парадигм (на примере естествознания и экономики) // Журнал экономической теории, 1, 115–122.

Ушаков, Д. В. (2012). Интеллектуальный потенциал нации и конкурентоспособ- ность страны: психолого-экономическая модель, с. 275–292 / В кн.: А. Л. Журавлев и Е. А. Сергиенко (ред.) Психологические проблемы современного российского обще- ства. М.: Изд-во «Институт психологии РАН».

Юревич, А. В., Ушаков Д. В. (2007). Макропсихология как новая область психологи- ческих исследований // Вопросы психологии, 4, 3–5.

Юревич, А. В., Ушаков, Д. В., Цапенко, И. П. (2009). Количественная оценка макроп- сихологического состояния современного российского общества // Психологические исследования: электронный научный журнал, 2.

Allais, M. (1990). Allais Paradox, pp. 3–9 / In: J. Eatwell, V. Milgate and P. Newman (eds.), The New Palgrave: Utility and Probability. New York: Macmillan Press.

Balke, T. and Gilbert, N. (2014). How Do Agents Make Decisions? A Survey // Journal of Artificial Societies and Social Simulation, 17(4), 13. DOI:10.18564/jasss.2687.

Barberis, N. and Thaler, R. (2003). A Survey of Behavioral Finance // Handbook of the Economics of Finance, 1, 1053–1128.

Becker, G. S. (1993). A Treatise on the Family. Cambridge, MA: Harvard university press, 304 p. Clayton, S. et al. (2016). Expanding the Role for Psychology in Addressing Environmental Challenges // American Psychologist, 71(3), 199–215.

Cohen, J. (1970). Homo Psychologicus. London: George Allen & Unwin, Ltd., 192 p. Dahrendorf, R. (1964). Homo Sociologicus, pp. 13–96

 Homo Sociologicus. UniTaschenbücher. VS Verlag für Sozialwissenschaften, Wiesbaden. Kahneman, D. (2003). Maps of Bounded Rationality: Psychology for Behavioral Economics // American Economic Review, 93(5), 1449–1475.

Kirchler, E. and Hoelzl, E. (2017). Economic Psychology: an Introduction. Cambridge: Cambridge University Press, 410

 Kleiner, G. B. (2011). A New Theory of Economic Systems and its Applications // Herald of the Russian Academy of Sciences, 81(5), 516–532.

Kleiner, G. B. (2015a) State – Region – Field – Enterprise: Framework of Economics System Stability of Russia. Part 1 // Economy of Region, 2, 50–58.

Kleiner, G. B. (2015b) State – Region – Field – Enterprise: Framework of Economics System Stability of Russia. Part 2 // Economy of Region, 3, p. 9–17.

Kleiner, G. B. and Rybachuk, M. A. (2016). System Structure of the Economy: Qualitative Time-Space Analysis // Fronteiras, 2, 61–81.

Lea, S. E. G. and Webley, P. (1994). Economic Psychology: An Introduction to a New Interdisciplinary Field, pp. 279–296 / In: P. Spurgeon, R. Davies and A. Chapman (eds.), Elements of Applied Psychology. Chur, Switzerland: Harwood.

Nyborg, K. (2000). Homo Economicus and Homo Politicus: Interpretation and Aggregation of Environmental Values // Journal of Economic Behavior & Organization, 42(3), 305–322.

Rubinstein, A. (2003). «Economics and Psychology»? The Case of Hyperbolic Discounting // International Economic Review, 44(4), 1207–1216.

Schmidt, B. (2000). The Modelling of Human Behavior: Artificial Intelligence, Artificial Life, Psychology, Social Sciences. Erlangen, Germany: SCS Publications.

Sharp, G. (1973). The Politics of Nonviolent Action, 3 vols. Boston: Porter Sargent. Simon, H. A. (1947). Administrative Behavior: a Study of Decision-Making Processes in Administrative Organization. Oxford, England: Macmillan, 259p.

Simon, H. A. (1955). A Behavioral Model of Rational Choice // The Quarterly Journal of Economics, 69(1), 99–118.

Thaler, R. H. (2000). From Homo Economicus to Homo Sapiens // Journal of Economic Perspectives, 14(1), 133–141.

Tversky, A. and Kahneman, D. (1974). Judgment Under Uncertainty: Heuristics and Biases // Science, 185(4157), 1124–1131.

Van Raaij, W. F., van Veldhoven, G. M. and Wärneryd, K. E. (eds.) (2013). Handbook of Economic Psychology. New York, NY: Springer Science & Business Media, 683 p.

Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606