ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

TERRA ECONOMICUS, , Том 15 (номер 4),

В статье анализируется трансформация системы государственных закупок в постсоветской России. Основное внимание уделяется созданию новой институциональной среды, новых инструментов регулирования и механизмов взаимодействия на возникающем квазирынке. Оценивается влияние международного опыта закупок, наследия советской системы административного контроля, а также макроэкономических, региональных факторов и социально-политических интересов при регулировании сферы правительственных закупок. Подчеркиваются некоторые противоречивые аспекты регулирования системы государственных закупок и их влияние на поведение государственных и муниципальных служащих и поставщиков государства. Идеологическое обоснование рыночных реформ определяется направленностью на предотвращение коррупции и повышение эффективности государственных расходов. Это объясняет переход от промышленной политики к политике защиты и стимулирования конкуренции. Авторы заключают, что проблемы в области государственных закупок основаны на базовых правовых концепциях и структурах, которые едва ли удовлетворяют потребности экономических агентов. Эволюция институциональной среды на рынке государственных закупок свидетельствует о низком уровне самоконтроля со стороны государства в современной России.


Ключевые слова: государственные закупки, государственное регулирование, экономическая политика, эффективность контрактной системы.

Список литературы:
  • Абрамова Е., Ткаченко Б. (сост.) (2015). Государственные закупки: направления развития. Обзор международных практик и анализ ситуации в Российской Федерации. Москва: Сектор, 124 с.
  • Афанасьев М. В. (2004). Логистика государственных закупок инвестиционных товаров. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 274 с.
  • Белокрылова О. С. (ред.) (2011). Экономика бюджетных заказов. Ростов-на-Дону: Изд-во «Содействие – XXI век», 224 с.
  • Вольчик В. В., и Нечаев А. Д. (2015). Трансакционный анализ сферы государственных закупок: монография. Ростов н/Д: Изд-во «Содействие – ХХI век», 144 с.
  • Головщинский К. И., Шамрин А. Т. (2011). Основные направления создания и развития комплексной федеральной контрактной системы в Российской Федерации: препринт WP8/2011/02. М.: Изд. дом ВШЭ, 60 с.
  • Дорошенко Т. Г., Дюнина О. П., Кокарева А.А., Смолина И.А. (2011). Управление государственными и муниципальными заказами. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 381 с.
  • Иванова, В. О. (2013). Государственные закупки как инструмент принуждения к инновациям промышленного сектора экономики // Российское предпринимательство, № 15 (273), с. 77–84.
  • Каранатова Л. Г. (2010). Формирование эффективного механизма управления государственными заказами: вопросы теории и практики: монография. СПб.: Изд-во СЗАГС, 216 с.
  • Кравец А. В. (2016). Инновационная экономика России: проблемы и перспективы экономического роста // Креативная экономика, т. 10, № 1, с. 21–34.
  • Кузнецов К. В. (2003). Настольная книга поставщика и закупщика: торги, конкурсы, тендеры. М.: Альпина Паблишер, 339 с.
  • Кузнецова И. В. (2010). Общие принципы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Модуль 1. М.: Ин-т управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ ВШЭ, 176 с.
  • Кузьменко Б. (1991). Ни планов, ни заданий, ни госзаказов! // Экономика и жизнь, № 2. Мельников В. В. (2008). Институциональная трансформация механизма государственных закупок в постсоветской России: монография. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 220 с.
  • Нестерович Н. В., Смирнов В. И. (2000). Конкурсные торги на закупку продукции для государственных нужд. М.: ИНФРА-М, 360 с.
  • Ноздрачев А. Ф. (1994). Государство как заказчик продукции // Государство и право, № 7, с. 35–45.
  • Першин Д. А. (2014). Эволюция системы госзакупок в Российской Федерации // Социально-экономические явления и процессы, № 3 (61), с. 81–84.
  • Смирнов В. И. (2006). Комментарий к Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. М.: ГУ ИМЭИ, 182 с.
  • Смирнов В. И., Нестерович Н. В. (ред.) (2001). Организация и проведение конкурсов на закупку продукции для федеральных государственных нужд. М.: ГУ-ВШЭ, 332 с.
  • Смирнов В. И., Нестерович Н. В., Гончаров Е. Ю. и др. (2000). Становление рыночной системы государственных закупок в России Казань: НПО БизнесИнфоСервис, 320 с.
  • Смотрицкая И. И. (2009). Экономика государственных закупок. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 232 с.
  • Фетисов Г. Г. (2006). Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональный аспекты. М.: Экономика, 512 с.
  • Ханин Г. И. (2012). Экономическая история России в новейшее время. Том 3. Российская экономика в 1992–1998 гг.: монография. Ростов-на-Дону: Изд-во «Содействие – XXI век», 398 с.
  • Храмкин А. А. (2011). Противодействие коррупции в госзакупках. М.: ИД «Юриспруденция», 152 с.
  • Шадрина Е. В., Ромодина И. В. (2017). Государственные закупки для устойчивого развития: международный опыт // Вопросы государственного и муниципального управления, № 1, с. 149–172.
  • Шмаков А. В. (2014). Воздействие фактора доверия на процесс принятия экономических решений // Terra Economicus, т. 12, № 3, с. 29–47.
  • Юрченко Е. В., Юрченко А. А. (2015). Государственные закупки: современные проблемы // Вестник финансового университета, № 4, с. 16–23.
  • Ясин Е. Г. (2003). Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ. М.: ИД ГУ–ВШЭ, 437 с.
  • Auriol, E., Straub, S., and Flochel, T. (2016). Public procurement and Rent-Seeking: The Case of Paraguay // World Development, 77, 395–407.
  • Ayhan, B., and Ustuner, Y. (2015). Governance in public procurement: the reform of Turkey’s public procurement system // International Review of Administrative Sciences, 81(3), 640–662.
  • Barrett, P. (2016). New development: Procurement and policy outcomes – a bridge too far // Public Money & Management, vol. 36, no. 2, 145–148.
  • Borges, L. M., Walter, F., and Santos, L. C. (2016). Process Analysis and Redesign in the Public Sector: Identification of Improvements in a Procurement Process // Holos, 32(1), 231–252.
  • Czech, E. K., Niczyporuk, J., and Panasiuk, A. (2016). Impact of the legal regulations from the new package of directives coordinating the procedures of public procurement granting on the forests protection in Poland // Sylwan, 160(4), 328–335.
  • Decarolis, F., and Giorgiantonio, C. (2015). Local public procurement regulations: The case of Italy // International Review of Law and Economics, 43, 209–226.
  • Detelj, K., Jagric, T., and Markovic-Hribernik, T. (2016). Exploration of the Effectiveness of public procurement for Innovation: Panel Analysis of EU Countries’ Data // Lex localis – Journal of Local Self-Government, 14(1), 93–114.
  • Edler, J., and Yeow, J. (2016). Connecting demand and supply: The role of intermediation in public procurement of innovation // Research Policy, 45(2), 414–426.
  • Flynn, A., and Davis, P. (2016). The policy-practice divide and SME-friendly public procurement // Environment and Planning C: Government and Policy, 34(3), 559–578.
  • Georghiou, L., Edler, J., Uyarra, E., and Yeow, J. (2014). Policy instruments for public procurement of innovation: Choice, design and assessment // Technological Forecasting and Social Change, 86, 1–12.
  • Grandia, J. (2016). Finding the missing link: examining the mediating role of sustainable public procurement behavior // Journal of Cleaner Production, 124, 183–190.
  • Knutsson, H., and Thomasson, A. (2014). Innovation in the public procurement process // Public Management Review, vol. 16, no. 2, 242–255.
  • Loader, K. (2016). Is local authority procurement supporting SMEs? An analysis of practice in English local authorities // Local Government Studies, 42(3), 464–484.
  • Loader, K., and Norton, S. (2015). SME access to public procurement: An analysis of the experiences of SMEs supplying the publicly funded UK heritage sector // Journal of Purchasing & Supply Management, 21(4), 241–250.
  • Markovic-Hribernik, T., and Detelj, K. (2016). Simulation of Public Procurement impact on Innovativeness of EU Countries // International Journal of Simulation Modelling, 16(2), 249–261.
  • McKevitt, D., and Davis, P. (2016). Value for money: a broken pinata? // Public Money & Management, 36(4), 257–264.
  • Mironov, M., and Zhuravskaya, E. (2016). Corruption in procurement and the Political Cycle in Tunneling: Evidence from Financial Transactions Data // American Economic Journal: Economic Policy, 8(2), 287–321.
  • Mizoguchi, T., and Quyen, N. V. (2014). Corruption in Public Procurement Market // Pacific Economic Review, 19(5), 577–591.
  • North, D. (1990). Institutions, Institutional Change and Economic Performance. USA: Cambridge University Press, 152 p.
  • Placek, M., Schmidt, M., Ochrana, F., and Pucek, M. (2016). Impact of Selected Factors Regarding the Efficiency of public procurement (the Case of the Czech Republic) with an Emphasis on Decentralization // Ekonomický časopis, 64(1), 22–36.
  • Reijonen, H., Tammi, T., and Saastamoinen, J. (2016). SMEs and public sector procurement: Does entrepreneurial orientation make a difference? // International Small Business Journal, 34(4), 468–486.
  • Ross, T. W., and Yan, J. (2015). Comparing Public-Private Partnerships and Traditional public procurement: Efficiency vs. Flexibility // Journal of Comparative Policy Analysis, 17(5), 448–466.
  • Sorte, W. F. (2016). Nurturing domestic firms through public procurement: A comparison between Brazil and Japan // Public Policy and Administration, 31(1), 29–50.
  • Testa, F., Annunziata, E., Iraldo, F., and Frey, M. (2016). Drawbacks and opportunities of green public procurement: an effective tool for sustainable production // Journal of Cleaner Production, 112(3), 1893–1900.
  • Tucker, P. (2014). $180 Million for an F-35 – What We Could Buy Instead // The Fiscal Times, November 14.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606