ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Как быть со страстями? Краткое содержание спора и его значение для современного общества


TERRA ECONOMICUS, , Том 22 (номер 1),
Цитирование: Özcan E. (2024). How to treat passions? A brief recap of the conversation and its significance in contemporary society. Terra Economicus 22(1), 50–61. DOI: 10.18522/2073-6606-2024-22-1-50-61

Как понять человеческое поведение и что делать со страстями — давние вопросы, возникшие в философской беседе много лет назад. (1) В античной и средневековой философии ответ был сосредоточен на общественном благе и на том, как подавить человеческие страсти государственной властью, чтобы направить человеческое поведение на общественное благо. (2) Позже, когда идея подавления страстей потеряла свою убедительность, философы Возрождения и меркантилисты развили идею охвата и использования их для общественного блага при помощи общественной власти. (3) Поскольку идея преобразования страстей посредством власти также оказалась слабой, философы эпохи Возрождения и раннего Нового времени занялись обоснованием концепции уравновешивания вредных страстей полезными страстями, главным образом материальными корыстными интересами. Эта идея и доктрина уравновешивающих страстей также вызвали множество критических замечаний. В этой статье объясняется историческая эволюция спора о том, как «лечить» человеческие страсти, в её взаимосвязи с социально-экономическими условиями того или иного времени. С этой целью текст разделен на три части, соответствующие трем историческим периодам. В каждой части упоминается литература, критически оценивающая идеи того или иного периода. Также беседа о страстях помещена в контекст нашего современного социального опыта. Утверждается, что характерная для античной философии и стоической этики идея умеренности страстей сохраняет значимость.


Ключевые слова: страсти; корысть; история мысли; история экономической мысли; доктрина Монтескье-Стюарта; мораль; ценности

Список литературы:
  • Almond, G., Verba, S. (1963). The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton University Press.
  • Aristotle (1968). The Nicomachean Ethics. In: Aristotle, in 23 vols., vol. XIX. Loeb Classical Library: Heinemann / Harvard University Press.
  • Benedict, R. (2020). The Chrysanthemum and the Sword: Patterns of Japanese Culture. Origami Books.
  • Brown, P. (2008). The Body and Society: Men, Women, and Sexual Renunciation in Early Christianity. Columbia University Press.
  • Dodds, E. (1951). The Greeks and the Irrational. University of California Press.
  • Ferguson, A. (2001). An Essay on the History of Civil Society (F. Oz-Salzberger, ed.). Cambridge University Press.
  • Force, P. (2003). Self-Interest before Adam Smith: A Genealogy of Economic Science. Cambridge University Press.
  • Frye, T. and Shleifer, A. (1997). The invisible hand and the grabbing hand. The American Economic Review 87(2), 354–358.
  • Harper, K. (2016). From Shame to Sin: the Christian Transformation of Texual Torality in Late Antiquity. Harvard University Press.
  • Hirschman, A. (1997). The Passions and The Interests. Princeton University Press.
  • Hobbes, T. (1968). Leviathan (C. Macpherson, ed.). Penguin.
  • Hume, D. (2004). A Treatise of Human Nature (E. Mossner, ed.). Penguin.
  • James, S. (2006). The passions and the good life. In: Rutherford, D. (ed.) The Cambridge Companion to Early Modern Philosophy. Cambridge University Press, pp. 198–220.
  • Lord Shaftesbury. (2003). Characteristics of Men, Manners, Opinions, Times. Cambridge University Press.
  • MacCulloch, R. (2005). Income Inequality and the Taste for Revolution. The Journal of Law and Economics 48(1), 93–123. DOI: 10.1086/426881
  • Marx, K. (1982). Capital: A Critique of Political Economy: Vol. 1 (B. Fowkes, trans.). Penguin Books.
  • Montesquieu. (1989). The Spirit of the Laws (A. Cohler, B. Miller and H. Stone, eds.). Cambridge Texts in the History of Political Thought: Cambridge University Press.
  • Movsesian, M. (2018). Markets and morals: The limits of doux commerce. William & Mary Business Law Review 9(2), 449–475.
  • Nietzsche, F. (2011). On the Genealogy of Morals (W. Kaufmann, ed.). Vintage Books.
  • Oman, N. (2016). The Dignity of Commerce: Markets and the Moral Foundations of Contract Law. The University of Chicago Press.
  • Rousseau, J.-J. (1985). A Discourse on Inequality (M. Cranston, trans.). Penguin.
  • Scheler, M. (1961). Ressentiment (W. Holdheim, trans.; L. Coser, ed.). The Free Press.
  • Smith, A. (1976). An Inquiry into the Causes and Nature of the Wealth of Nations (R. Campbell and A. Skinner, eds.). Clarendon Press.
  • Verburg, R. (2012). The rise of greed in early economic thought: From deadly sin to social benefit. Journal of the History of Economic Thought 34(4), 515–539. DOI: 10.1017/S1053837212000508
  • Weber, M. (2005). The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism (T. Parsons, trans.). Routledge Classics.
  • Williams, B. (2008). Shame and Necessity. University of California Press.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606