ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
  • Главная
  • Архив номеров
  • 2023
  • Номер 4
  • Региональное сотрудничество в области высшего образования и исследовательской деятельности в странах Южного и Восточного Средиземноморья

Региональное сотрудничество в области высшего образования и исследовательской деятельности в странах Южного и Восточного Средиземноморья


TERRA ECONOMICUS, , Том 21 (номер 4),
Цитирование: Huraj Rošteková M., Masár D. (2023). Regional cooperation in higher education and research in the Southern and Eastern Mediterranean countries. Terra Economicus 21(4), 135– 148 (in Russian). DOI: 10.18522/2073-6606-2023-21-4-135-148
Благодарность: Работа выполнена при поддержке Гранта ВЕГА № 1/0320/21 «Роль университетов в построении экономики знаний»

Высшее образование представляет собой движущую силу экономических и институциональных изменений как в развитых, так и в развивающихся странах. В странах Южного и Восточного Средиземноморья активно проводятся институциональные реформы в области высшего образования. Несмотря на множество положительных результатов, этим странам до сих пор не удалось пережить технологическую революцию, которая позволила бы им преодолеть невыгодные для них условия участия в международной торговле, а также развивать и эффективно использовать человеческие ресурсы. В нашей статье основное внимание уделяется важности регионального сотрудничества в области высшего образования и научных исследований для экономического, социального и институционального развития в странах Южного и Восточного Средиземноморья. Мы показываем, что университеты в развивающихся странах сталкиваются с более серьезными проблемами, чем в развитых. Особое внимание уделяется оценке усилий и вклада Европейского Союза (ЕС) в интеграцию евро-средиземноморских стран, а также институциональным изменениям, связанным с будущим развитием стран Средиземноморья. В статье обозначены последние тенденции региональной интеграции в странах ЕС и Средиземноморья. Наши результаты могут представлять интерес для политиков и ученых, изучающих региональную экономику.


Ключевые слова: высшее образование; региональное сотрудничество; институциональные изменения; Евросоюз; страны Южного и Восточного Средиземноморья

Список литературы:
  • Abad-Segura, E., González-Zamar, M. (2021). Sustainable economic development in higher education institutions: A global analysis within the SDGs framework. Journal of Cleaner Production 294, 126133. DOI: 10.1016/j.jclepro.2021.126133
  • Abad-Segura, E., González-Zamar, M., Infante-Moro, J., Ruipérez García, G. (2020). Sustainable management of digital transformation in higher education: Global research trends. Sustainability 12(5), 2107. DOI: 10.3390/su12052107
  • Abballe-Boloré, V., Howse, R. (2009). L’Union pour la Méditerranée: un nouvel espace juridique: Vers une nouvelle culture méditerranéenne conciliable avec notre idéal social? Outre-Terre 23(3), 401–415. DOI: 10.3917/oute.023.0401
  • Abelha, M., Fernandes, S., Mesquita, D., Seabra, F., Ferreira-Oliveira, A. (2020). Graduate employability and competence development in higher education – A systematic literature review using PRISMA. Sustainability 12(15), 5900. DOI: 10.3390/su12155900
  • Aissaoui, S. (2016). Le rôle des universités dans les pays en développement : une revue de littérature. Revue Organisation et Territoire 2, 1–18. DOI: 10.48407/IMIST.PRSM/ot-n2.6506
  • Al-Shammari, N., Willoughby, J. (2019). Determinants of political instability across Arab Spring countries. Mediterranean Politics 24(2), 196–217. DOI: 10.1080/13629395.2017.1389349
  • Anthony, B., Kamaludin, A., Romli, A., Raffei, A., Nincarean, A., Eh Phon, D., Abdullah, A., Baba, S. (2019). Exploring the role of blended learning for teaching and learning effectiveness in institutions of higher learning: An empirical investigation. Education and Information Technologies 24, 3433–3466. DOI: 10.1007/s10639-019-09941-z
  • Biad, A. (2013). La construction du Maghreb au défi du partenariat euro-méditerranéen de l’Union européenne. L’Année du Maghreb 9, 103–124. DOI: 10.4000/anneemaghreb.1866
  • Čajka P., Čajková A. Krpálek P. (2023). The role of universities as the institutional drivers of innovation at the regional level. Terra Economicus 21(1), 94–107. DOI: 10.18522/2073-6606-2023-21-1-94-107
  • Caupin, V. (2019). Le Sud et l’Est de la Méditerranée: un espace économique fragmenté. Revue d’économie financière 136(4), 43–63. DOI: 10.3917/ecofi.136.0043
  • Chankseliani, M., McCowan, T. (2021). Higher education and the sustainable development goals. Higher Education 81(1), 1–8. DOI: 10.1007/s10734-020-00652-w
  • Chinta, R., Kebritchi, M., Ellias, J. (2016). A conceptual framework for evaluating higher education institutions. International Journal of Educational Management 30(6), 989–1002. DOI: 10.1108/IJEM-09-2015-0120
  • Coase, R. (1959). The federal communications commission. The Journal of Law and Economics 2, 1–40. DOI: 10.1086/466549
  • Coase, R. (2013). The problem of social cost. The Journal of Law and Economics 56(4), 837–877. DOI: 10.1086/674872
  • Cole, D. (2017). Laws, norms, and the Institutional Analysis and Development framework. Journal of Institutional Economics 13(4), 829–847. DOI: 10.1017/S1744137417000030
  • Cotella, G. (2020). How Europe hits home? The impact of European Union policies on territorial governance and spatial planning. Géocarrefour 94(3), 28. DOI: 10.18778/1231-1952.28.2.01
  • Cuttitta, P. (2020). Non-governmental/civil society organisations and the European Unionexternalisation of migration management in Tunisia and Egypt. Population, Space and Place 26(7), e2329. DOI: 10.1002/psp.2329
  • Dinbabo, M., Badewa, A., Yeboah, C. (2021). Socio-economic inequity and decision-making under uncertainty: West African migrants’ journey across the Mediterranean to Europe. Social Inclusion 9(1), 216–225. DOI: 10.17645/si.v9i1.3663
  • Fakih, A., Haimoun, N., Kassem, M. (2020). Youth unemployment, gender and institutions during transition: evidence from the Arab Spring. Social Indicators Research 150, 311–336. DOI: 10.1007/s11205-020-02300-3
  • Findler, F., Schönherr, N., Lozano, R., Reider, D., Martinuzzi, A. (2019). The impacts of higher education institutions on sustainable development: A review and conceptualization. International Journal of Sustainability in Higher Education 20(1), 23–38. DOI: 10.1108/IJSHE-07-2017-0114
  • García-Peñalvo, F. (2021). Avoiding the dark side of digital transformation in teaching. An institutional reference framework for eLearning in higher education. Sustainability 13(4), 2023. DOI: 10.3390/su13042023
  • Gorina, L., Gordova, M., Khristoforova, I., Sundeeva, L., Strielkowski, W. (2023). Sustainable education and digitalization through the prism of the COVID-19 pandemic. Sustainability 15(8), 6846. DOI: 10.3390/su15086846
  • Herranz-Surrallés, A. (2020). Thinking energy outside the frame? Reframing and misframing in Euro-Mediterranean energy relations. In: Roccu, R., Voltolini, B. (eds.) The EU in the Mediterranean after the Arab Uprisings. London: Routledge, pp. 122–141.
  • Hodgson, G. (2006). What are institutions? Journal of Economic Issues 40(1), 1–25. DOI: 10.1080/00213624.2006.11506879
  • Hodgson, G. (2007). The revival of Veblenian institutional economics. Journal of Economic Issues 41(2), 324–340. DOI: 10.1080/00213624.2007.11507019
  • Horváthová, Z., Čajková, A. (2018). Social and economic aspects of the EU ‘s education policy. Integration of Education 22(3), 412–425. DOI: 10.15507/1991-9468.092.022.201803.412-425
  • Jebeniani, J., Trabelsi, J. (2020). Youth Labour Market Frictions in Main MENA Region Countries: Sources and Consequences. Modern Economy 11(10), 1696. DOI: 10.4236/me.2020.1110117
  • Jena, R. (2020). Measuring the impact of business management Student’s attitude towards entrepreneurship education on entrepreneurial intention: A case study. Computers in Human Behavior 107, 106275. DOI: 10.1016/j.chb.2020.106275
  • Jiroudková, A., Rovná, L., Strielkowski, W., Šlosarčík, I. (2015). EU accession, transition and further integration for the countries of Central and Eastern Europe. Economics and Sociology 8(2), 11–25. DOI: 10.14254/2071-789X.2015/8-2/1
  • Kerras, H., Sánchez-Navarro, J., López-Becerra, E., De-Miguel Gomez, M. (2020). The impact of the gender digital divide on sustainable development: comparative analysis between the European Union and the Maghreb. Sustainability 12(8), 3347. DOI: 10.3390/su12083347
  • Losonczi, P., Vackova, M., Necas, P. (2019). The security of the wi-fi networks in university environment. Dilemas Contemporáneos: Educación, Política y Valores 7(1), 1–12.
  • Neira, M., Erguler, K., Ahmady-Birgani, H., Al-Hmoud, N., Fears, R., Gogos, C., Christophides, G. (2023). Climate change and human health in the Eastern Mediterranean and Middle East: Literature review, research priorities and policy suggestions. Environmental Research 216, 114537. DOI: 10.1016/j.envres.2022.114537
  • North, D. (1994). Economic performance through time. The American Economic Review 84(3), 359–368.
  • North, D. (2016). Institutions and economic theory. The American Economist 61(1), 72–76. DOI: 10.1177/0569434516630194
  • Ostrom, E. (2019). Institutional rational choice: An assessment of the institutional analysis and development framework. In: Sabatier, P. (ed.). Theories of the policy process, second edition. London: Routledge, pp. 21–64
  • Pérez-Castro, M., Mohamed-Maslouhi, M., Montero-Alonso, M. (2021). The digital divide and its impact on the development of Mediterranean countries. Technology in Society 64, 101452. DOI: 10.1016/j.techsoc.2020.101452
  • Robson, S., Wihlborg, M. (2019). Internationalisation of higher education: Impacts, challenges and future possibilities. European Educational Research Journal 18(2), 127–134. DOI: 10.1177/1474904119834779
  • Sá, M., Serpa, S. (2020). The COVID-19 pandemic as an opportunity to foster the sustainable development of teaching in higher education. Sustainability 12(20), 8525. DOI: 10.3390/su12208525
  • Salmi, J., D’Addio, A. (2021). Policies for achieving inclusion in higher education. Policy Reviews in Higher Education 5(1), 47–72. DOI: 10.1080/23322969.2020.1835529
  • Samourkasidou, E., Kalergis, D. (2021). Tanzimat Reforms and Urban Transformations in Ottoman Port-Cities. Sociology Study 11(6), 259–272. DOI: 10.17265/2159-5526/2021.06.003
  • Smolentseva, A. (2020). Marketisation of higher education and dual-track tuition fee system in post-Soviet countries. International Journal of Educational Development 78, 102265. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2020.102265
  • Sorensen, G., Dennerlein, J., Peters, S., Sabbath, E., Kelly, E., Wagner, G. (2021). The future of research on work, safety, health and wellbeing: A guiding conceptual framework. Social Science & Medicine 269, 113593. DOI: 10.1016/j.socscimed.2020.113593
  • Strielkowski, W., Höschle, F. (2016). Evidence for economic convergence in the EU: The analysis of past EU enlargements. Technological and economic development of Economy 22(4), 617–630. DOI: 10.3846/20294913.2014.890138
  • Tholens, S., Al-Jabassini, A. (2023). (Re) ordering the Mediterranean: The evolution of security assistance as an international practice. Mediterranean Politics 10, 1–21. DOI: 10.1080/13629395.2023.2183658
  • Tsai, Y., Poquet, O., Gašević, D., Dawson, S., Pardo, A. (2019). Complexity leadership in learning analytics: Drivers, challenges and opportunities. British Journal of Educational Technology 50(6), 2839–2854. DOI: 10.1111/bjet.12846
  • Uzhegova, D., Baik, C. (2022). Internationalisation of higher education in an uneven world: An integrated approach to internationalisation of universities in the academic periphery. Studies in Higher Education 47(4), 847–859. DOI: 10.1080/03075079.2020.1811220
  • Van Niekerk, A. (2020). Inclusive economic sustainability: SDGs and global inequality. Sustainability 12(13), 5427. DOI: 10.3390/su12135427
  • Védrine, H. (2007). 5+5=32 Feuille de route pour une Union Méditerranéenne. Paris: Editions Perrin.
  • Volchik, V. (2020). Narratives and understanding of economic institutions. Terra Economicus 18(2), 49–69. DOI: 10.18522/2073-6606-2020-18-2-49-69
  • Volchik, V., Zhuk, A., Korytsev. M. (2017). Competitive environment of the market of higher education in the Rostov region. Terra Economicus 15(3), 178–196. DOI: 10.23683/2073-6606-2017-15-3-178-196
  • Williamson, O. (1975). Markets and Hierarchies: Analysis and Antitrust Implications, A Study in the Economics of Internal Organization. New York: Free Press.
  • Williamson, B. (2021). Making markets through digital platforms: Pearson, edu-business, and the (e) valuation of higher education. Critical Studies in Education 62(1), 50–66. DOI: 10.1080/17508487.2020.1737556
  • Witte, E. (1954). Institutional economics as seen by an institutional economist. Southern Economic Journal 15(3), 131–140. DOI: 10.2307/1054737
  • Zoubir, Y. (2022). China in the Southern Mediterranean: Integrating the Greater Maghreb in the new silk road. Mediterranean Politics 1, 1–35. DOI: 10.1080/13629395.2022.2035137
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606