ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
  • Главная
  • Архив номеров
  • 2023
  • Номер 4
  • Политические связи крупных предпринимателей в ресурсном секторе экономики России: от качественного анализа к количественным исследованиям

Политические связи крупных предпринимателей в ресурсном секторе экономики России: от качественного анализа к количественным исследованиям


TERRA ECONOMICUS, , Том 21 (номер 4),
Цитирование: Левин С.Н., Саблин К.С., Кислицын Д.В. (2023). Политические связи крупных предпринимателей в ресурсном секторе экономики России: от качественного анализа к количественным исследованиям. Terra Economicus 21(4), 6–24. DOI: 10.18522/2073-6606-2023- 21-4-6-24
Благодарность: Статья выполнена при поддержке гранта РНФ № 22-28-00717 «Политические связи крупных предпринимателей и формирование анклавов богатства в ресурсном секторе экономики России»

Представленная статья базируется на методологических подходах новой политической экономии.В его рамках крупные предприниматели рассматриваются как экономические акторы, реализующиесвои интересы не только на экономических, но и на политических рынках. Политические акторы в лицесубъектов принятия политических и административных решений осуществляют свои как «публичные»,так и «частные» интересы во взаимодействии с представителями крупного бизнеса. Мировойопыт показывает, что ведение сколько-нибудь серьезного бизнеса в ресурсном секторе без обладанияполитическими связями практически невозможно. Речь идет как о максимизации текущих коммерческихрезультатов, так и о росте стоимости активов в долговременном периоде. В статье раскрыты формы,которые принимают политические связи в странах с разной институциональной средой, и механизмы,через которые фирмы получают выгоды от них. Политические связи имеют значение не только встранах с низким уровнем дохода и уровнем дохода ниже среднего, но и в странах с высоким уровнем дохода.Проведена количественная оценка политических связей крупных предпринимателей в ресурсном сектореэкономики России, включающем черную и цветную металлургию, добычу нефти и газа, химическуюотрасль, деревообработку и угледобычу. Мы обнаружили, что несмотря на то, что политические связиположительно влияют на уровень активов, данный эффект не зависит от того, рассматриваетсяресурсный или нересурсный сектор экономики. Данный результат подтверждает мировую практикус учетом особенностей ресурсного сектора – его ключевую роль в наполнении федерального бюджета ив экспорте. Подтверждение состоит в том, что в России функционирование любого крупного бизнесаневозможно без политических связей. Решающим фактором при этом является размер бизнеса, а не егоотраслевая принадлежность.


Ключевые слова: российская экономика; ресурсный сектор; крупные предприниматели; политические связи; качественный анализ; количественные исследования

Список литературы:
  • Авдашева С. (2004). Бизнес-группы в российской промышленности. Вопросы экономики 5, 121–134. [Avdasheva, S. (2004). Business groups in the Russian industry. Voprosy Ekonomiki 5, 121–134 (in Russian)].
  • Кислицын Д.В. (2013). Политика господдержки предприятий в период кризиса 2008–2009 гг.: критерии отнесения к «системообразующим». Вопросы экономики 6, 84–99. [Kislitsyn, D. (2013). Government support policy of the Russian enterprises during the 2008–2009 crisis: Criteria of treating the companies as “strategic”. Voprosy Ekonomiki 6, 84–99 (in Russian)]. DOI: 10.32609/0042-8736-2013-6-84-99
  • Мау В. (2002). Посткоммунистическая Россия в постиндустриальном мире: проблемы догоняющего развития. Вопросы экономики 7, 1–22. [Mau, V. (2002). Post-communist Russia in post-industrial world: The problems of catch-up development. Voprosy Ekonomiki 7, 1–22 (in Russian)].
  • Паппэ Я.Ш. (2000). «Олигархи»: Экономическая хроника, 1992–2000. М.: ГУ – ВШЭ. [Pappe, Ya. (2000). «Oligarchs»: Economic Chronicle, 1992–2000. Moscow: HSE Publishing House (in Russian)].
  • Паппэ, Я.Ш., Галухина, Я.С. (2009). Российский крупный бизнес: первые 15 лет. М.: Изд-во ГУ – ВШЭ. [Pappe, Ya., Galukhina, Ya. (2009). Russian Big Business: First Fifteen Years. Moscow: HSE Publishing House (in Russian)].
  • Acemoglu, D., Johnson, S., Kermani, A., Kwak, J., Mitton, T. (2016). The value of connections in turbulent times: Evidence from the United States. Journal of Financial Economics 121(2), 368– 391. DOI: 10.1016/j.jfineco.2015.10.001
  • Amore, M., Bennedsen, M. (2013). The value of local political connections in a low-corruption environment. Journal of Financial Economics110(2), 387–402. DOI: 10.1016/j.jfineco.2013.06.002
  • Amundsen, I. (2014). Drowning in oil: Angola’s institutions and the “resource curse”. Comparative Politics 46(2), 169–189. DOI: 10.5129/001041514809387333
  • Arifin, T., Hasan, I., Kabir, R. (2020). Transactional and relational approaches to political connections and the cost of debt. Journal of Corporate Finance65, 101768. DOI: 10.1016/j.jcorpfin.2020.101768
  • Bates, R., Lien, D. (1985). A note on taxation, development, and representative government. Politics & Society 14(1), 53–70. DOI: 10.1177/003232928501400102
  • Bearce, D., Hutnick, J. (2011). Toward an alternative explanation for the resource curse: Natural resources, immigration, and democratization. Comparative Political Studies 44(6), 689–718. DOI: 10.1177/0010414011401211
  • Bertrand, M. et al. (2018). The Cost of political connections. Review of Finance 22(3), 849–876. DOI: 10.1093/rof/rfy008
  • Boix, C. (2003). Democracy and Redistribution. New York: Cambridge University Press.
  • Brown, R. (2018). Political activities of oil & gas firms in the United States. Energy Sources, Part B: Economics, Planning, and Policy 13(6), 291–300. DOI: 10.1080/15567249.2018.1477867
  • Carretta, A., Farina, V., Gon, A., Parisi, A. (2012). Politicians “on board”: Do political connections affect banking activities in Italy? European Management Review 9(2), 75–83. DOI: 10.1111/j.1740- 4762.2012.01032.x
  • Claessens, S., Feijen, E., Laeven, L. (2008). Political connections and preferential access to finance: The role of campaign contributions. Journal of Financial Economics 88(3), 554–580. DOI: 10.1016/j. jfineco.2006.11.003
  • Cotet, A., Tsui, K. (2013). Oil and conflict: What does the cross country evidence really show? American Economic Journal: Macroeconomics 5(1), 49–80. DOI: 10.1257/mac.5.1.49
  • Crystal, J. (1990). Oil and Politics in the Gulf: Rulers and Merchants in Kuwait and Qatar. New York: Cambridge University Press.
  • Duchin, R., Sosyura, D. (2012). The Politics of Government Investment. Journal of Financial Economics 106(1), 24–48. DOI: 10.1016/j.jfineco.2012.04.009
  • Faccio, M. (2010). Differences between politically connected and nonconnected firms: A cross-country analysis. Financial Management 39(3), 905–928. DOI: 10.1111/j.1755-053X.2010.01099.x
  • Faccio, M., Masulis, R., McConnell, J. (2006). Political Connections and Corporate Bailouts. The Journal of Finance 61(6), 2597–2635. DOI: 10.1111/j.1540-6261.2006.01000.x
  • Fisman, R. (2001). Estimating the value of political connections. American Economic Review 91(4), 1095–1102. DOI: 10.1257/aer.91.4.1095
  • Fisman, R., Wang, Y. (2015). The mortality cost of political connections. The Review of Economic Studies 82(4), 1346–1382. DOI: 10.1093/restud/rdv020
  • Frederiksen, T. (2019). Political settlements, the mining industry and corporate social responsibility in developing countries. The Extractive Industries and Society 6(1), 162–170. DOI: 10.1016/j. exis.2018.07.007
  • Frye, T., Iwasaki, I. (2011). Government directors and business-state relations in Russia. European Journal of Political Economy 27(4), 642–658. DOI: 10.1016/j.ejpoleco.2011.06.003
  • Goldberg, M., Marlon, J., Wang, X., Leiserowitz, A. (2020). Oil and gas companies invest in legislators that vote against the environment. PNAS 117(10), 5111–5112. DOI: 10.1073/pnas.192217511
  • Goldman, E., Rocholl, J., So, J. (2009). Do politically connected boards affect firm value? The Review of Financial Studies 22(6), 2331–2360. DOI: 10.1093/rfs/hhn088
  • Grigoriev, I., Zhirkov, K. (2020). Do political connections make businesspeople richer? Evidence from Russia, 2003–2010. Research & Politics 7(4), DOI: 10.1177/205316802097943
  • Hill, M., Kelly, G., Lockhart, G., Van Ness, R. (2013). Determinants and effects of corporate lobbying. Financial Management 42(4), 931–957. DOI: 10.1111/fima.12032
  • Hilson, G. (2019). Why is there a large-scale mining “bias” in sub-Saharan Africa? Land Use Policy 81, 852–861. DOI: 10.1016/j.landusepol.2017.02.013
  • Houston, J., Jiang, L., Lin, C., Ma, Y. (2014). Political connections and the cost of bank loans. Journal of Accounting Research 52(1), 193–243. DOI: 10.1111/1475-679X.12038
  • Joni, J., Ahmed, K., Hamilton, J. (2020). Politically connected boards, family and business group affiliations, and cost of capital: Evidence from Indonesia. The British Accounting Review 52(3), 100878. DOI: 10.1016/j.bar.2019.100878
  • Khwaja, F., Mian, A. (2005). Do lenders favor politically connected firms? Rent provision in an emerging financial market. The Quarterly Journal of Economics 120(4), 1371–1411. DOI: 10.2139/ ssrn.631703
  • Kim, C., Zhang, L. (2016). Corporate political connections and tax aggressiveness. Contemporary Accounting Research 33(1), 78–114. DOI: 10.1111/1911-3846.12150
  • Kim, J., Lau, L. (1994). The sources of economic growth of the East Asian newly industrialized countries. Journal of the Japanese and International Economies 8(3), 235–271. DOI: 10.1006/ jjie.1994.1013
  • Kogan, T., Salganik-Shoshan, G. (2015). Corporate governments: Government connections of public oil and gas companies. Corporate Ownership & Control 12(4), 286–302. DOI: 10.22495/cocv12i4c2p5
  • Levin, S., Sablin, K. (2020). Russian economy as a pyramid of wealth enclaves: Political economy approach. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 13(4), 538–546. DOI: 10.17516/1997-1370-0587
  • Luong, P., Weinthal, E. (2010). Oil is Not a Curse: Ownership Structure and Institutions in Soviet Successor States. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Mahdavy, H. (1970). The patterns and problems of economic development in rentier states: The case of Iran. In: Cook, M. (ed.) Studies in Economic History of the Middle East. London: Oxford University Press, pp. 428–467.
  • Mehrara, M. (2009). Reconsidering the resource curse in oil-exporting countries. Energy Policy. 37(3), 1165–1169. DOI: 10.1016/j.enpol.2008.10.040
  • Morrison, K. (2009). Oil, nontax revenue, and the redistributional foundations of regime stability. International Organization 63(1), 107–138. DOI: 10.1017/S0020818309090043
  • Noreng, Ø. (2022). The Oil Business and the State: National Energy Companies and Government Ownership. New York: Routledge.
  • Ovtchinnikov, A., Pantaleoni, E. (2012). Individual political contributions and firm performance. Journal of Financial Economics 105(2), 367–392. DOI: 10.2139/ssrn.1732750
  • Ploeg van der, F. (2011). Natural resources: Curse or blessing? Journal of Economic Literature 49(2), 366–420. DOI: 10.1257/jel.49.2.366
  • Rajan, S. (2011). Poor little rich countries: Another look at the “resource curse”. Environmental Politics 20(5), 617–632. DOI: 10.1080/09644016.2011.608530
  • Ross, M. (2015). What have we learned about the resource curse? Annual Review of Political Science 18, 239–259. DOI: 10.1146/annurev-polisci-052213-040359
  • Sablin, K., Kislitsyn, D. (2022). Personal sanctions as a proxy for political connections: Evidence from Russia. In: GSOM Emerging Markets Conference 2022. St. Petersburg: St. Petersburg State University Graduate School of Management, pp. 29–31.
  • Schmoll, M., Swenson, G. (2023). Avoiding the political resource curse: Evidence from a most-likely case. Studies in Comparative International Development 1–29. DOI: 10.1007/s12116-023-09398-9
  • Schoenherr, D. (2019). Political connections and allocative distortions. The Journal of Finance 74(2), 543–586. DOI: 10.1111/jofi.12751
  • Smith, B. (2004). Oil wealth and regime survival in the developing world, 1960–1999. American Journal of Political Science 48(2), 232–246. DOI: 10.2307/1519880
  • Sunkel, O. (1972). Big business and «Dependencia»: A Latin American view. Foreign Affairs 50(3), 517–531.
  • Tarmizi, N., Brahmana, R. (2022). The political connections and firm performance on Global Fortune 500 Oil and Gas Companies. Malaysian Journal of Social Sciences and Humanities (MJSSH) 7(7), e001622-e001622. DOI: 10.47405/mjssh.v7i7.1622
  • Tordo, S., Tracy, B., Arfaa, N. (2011). National oil companies and value creation. World Bank Working Paper 218, 148 p.
  • Trifonov, D. (2021). Political connections of Russian corporations: Blessing or curse? Journal of Behavioral and Experimental Finance 29, 100458. DOI: 10.1016/j.jbef.2021.100458
  • Tsui, K. (2011). More oil, less democracy? Evidence from worldwide crude oil discoveries. The Economic Journal 121(551), 89–115. DOI: 10.1111/j.1468-0297.2009.02327.x
  • Wang, R., Tan, J., Yao, S. (2021). Are natural resources a blessing or a curse for economic development? The importance of energy innovations. Resources Policy 72, 102042. DOI: 10.1016/j. resourpol.2021.102042
  • Wong, W., Hooy, C. (2018). Do types of political connection affect firm performance differently? Pacific-Basin Finance Journal 51, 297–317.
  • Wright, J., Frantz, E., Geddes, B. (2015). Oil and autocratic regime survival. British Journal of Political Science 45(2), 287–306. DOI: 10.1017/S0007123413000252
  • Yang, J., Rizvi, S., Tan, Z., Umar, M., Koondhar, M. (2021). The competing role of natural gas and oil as fossil fuel and the non-linear dynamics of resource curse in Russia. Resources Policy 72, 102100. DOI: 10.1016/j.resourpol.2021.102100
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606