ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Социогуманитарная междисциплинарность: голографична ли сумма одногранников?

TERRA ECONOMICUS, , Том 15 (номер 2),

Тенденция к мировой глобализации придает одновекторность всем, большим и малым, трендам в современном обществе. В сфере науки глобализация породила феномен междисциплинарности, приход которого знаменует качественный скачок в производстве, переработке и присвоении социального знания. Предметную особенность междисциплинарности придает то обстоятельство, что она заявила о себе в эпоху доминирования креативного знания. Появление междисциплинарности застало социальные науки врасплох: еще продолжаются дискурсы об их предмете, еще размышляют о методах социального познания, еще сомневаются в допустимости привнесения в социальный инструментарий математических и психологических приемов, а междисциплинарность уже переключает внимание на ряд новых вопросов. Междисциплинарная реорганизация обществознания охватила научный мир, преодолевая отраслевую разобщенность социального знания. Именно поэтому новейшие американская, европейская, японская, китайская науки представлены сегодня межотраслевыми структурами – будущей доминирующей формой социологии. Междисциплинарность завоевывает обществознание потому, что социальные проблемы по своей природе всегда являются междисциплинарными. Значительное внимание в статье уделяется противоречивым последствиям разделения труда в сфере науки. Междисциплинарность трактуется не только как гносеологическая, но и как онтологическая категория, что снимает ограниченность ее трактовки только рамками теории познания, ориентируя на поиск адекватных природе междисциплинарности онтологических объектных структур. При таком подходе интеграция различных отраслей социального знания превращается для обществознания в своеобразный пропуск в «экономику знания». Развитие междисциплинарного подхода в российском обществознании сегодня сдерживается тремя моментами. 1. Приход междисциплинарности не отменяет, но актуализирует объективную субординацию различных отраслей социального знания. Установленный великими обществоведами XIX в. приоритет экономического знания сохраняет свою силу и спустя два века. А это означает, что теоретико-методологическими основами всех междисциплинарных социальных исследований могут выступить только методологические и теоретические достижения именно экономической науки. 2. Междисциплинарность обычно трактуется как феномен познания. Но для самой междисциплинарности главный вопрос в другом – существует ли в объективной социальной реальности нечто такое, что может быть понято только в рамках междисциплинарного подхода? Если – «да», то междисциплинарность получает объективные основания. 3. Российский социум уже длительный исторический период не имеет возможности развиваться естественным образом, поскольку господствующие идеологические соображения искусственно сужают поле выбора альтернатив его движения. В этих условиях начинают деформироваться и социальные процессы, а общественная динамика приобретает попятный характер: отказ от открытой экономики, отказ от курса на глобализацию при одновременном признании приоритета архаичных ценностей и неэффективных форм социальной организации. Поэтому особую значимость приобретает вопрос о возможности и плодотворности применения междисциплинарного подхода к деформированным социальным процессам.


Ключевые слова: междисциплинарность в социальной науке; разделение труда в сфере научного творчества; специализация социального знания

Список литературы:
  • Агзамов, Р. З. 2011. Междисциплинарность как важное направление в исследовании управления социальными процессами // Вестник Башкирского университета, т. 16, № 3, с. 810–813.
  • Иванов, О. П., Винник, М. А. 2012. Междисциплинарность – основа синтеза наук // Сложные системы, № 1, с. 4–6.
  • Касавин, И. Т. 2010. Междисциплинарность в науках и философии. М.: Российская академия наук, Институт философии.
  • Кореневский, А. В., Узнародов, И. М. 2010. Модернизация образования: индивидуализация и междисциплинарность // Высшее образование в России, № 11, с. 113–118.
  • Лаптева, М. П. 2011. Междисциплинарность как методологический феномен // Вестник Пермского университета. Серия: История, № 1(15), с. 165–167.
  • Междисциплинарность как тенденция современной науки. 2014. Сборник докла-дов Международной конференции.
  • Мосолова, Л. М. 2008. Междисциплинарность гуманитарного образования: философско-онтологические основания // Universum: Вестник Герценовского университета, № 8, с. 27–34.
  • Нестеров, А. Ю., Мальчукова, Н. В. 2008. Интеграция знания и междисциплинарность – основа исследований в области искусственного интеллекта // Вопросы философии, № 8, с. 169–172.
  • Петрова, Г. И. 2008. Междисциплинарность университетского образования как современная форма его фундаментальности // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, № 3, с. 7–13.
  • Санникова, О. В. 2009. Междисциплинарность содержания социально-гуманитарного образования: социокультурные основания // Высшее образование в России, № 4, с. 98–104.
  • Соловьев, А. А. 2013. Образование: междисциплинарность и разделенность // Primo Aspectu, т. 14, № 16, с. 27–30.
  • Уланская, Л. Н. (отв. ред.) 2011. Гуманитарное знание: проблемность и междисциплинарность. Материалы 13-й Международной научно-практической конференции: в 2-х т. Бийск: Алтайская гос. академия образования им. В. М. Шукшина.
  • Шалгымбаев, С. Т., Сармурзина, А. Г. 2004. Междисциплинарность – неотъемлемый элемент экологического образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности, № 1, с. 5–11.
  • Bina, O. 2017. European funds for interdisciplinarity and the social sciences and humanities: lessons to be learnt? // Blogue ATS, 3 Maio (https://ambienteterritoriosociedade-ics.org/2017/05/03/european-funds-for-interdisciplinarity-and-the-social-sciences-lessons-to-be-learnt/).
  • Callard, F., and Fitzgerald, D. 2015. Rethinking Interdisciplinarity across the Social Sciences and Neurosciences. Palgrave Macmillan, DOI: 10.1057/9781137407962.0001.
  • Garforth, L., and Kerr, A. 2011. Interdisciplinarity and the social sciences: capital, institutions and autonomy // The British Journal of Sociology, vol. 62, issue 4, pp. 657–676, DOI: 10.1111/j.1468-4446.2011.01385.x.
  • Guerreiro, J. A. 2016. Interdisciplinary Research in Social Sciences: a two way process? (https://www.researchgate.net/publication/305765986_Interdisciplinary_Research_in_Social_Sciences_a_two_way_process).
  • Holm P., Goodsite M., Cloetingh S. et al. 2012. Collaboration between the Natural, Social and Human Sciences in Global Change Research // Lancaster University  http://www.research.lancs.ac.uk/portal/files/13292910/ESP_RESCUE_Collaboration_15May2012.pdf).
  • Ledford, H. 2015. How to solve the world’s biggest problems // Nature, September 16 (https://www.nature.com/news/how-to-solve-the-world-s-biggest-problems-1.18367).
  • Miller, R. C. 1982. Varieties of interdisciplinary approaches in the social sciences: A 1981 overview // Issues in Integrative Studies, no. 1, 1–37 (https://oakland.edu/Assets/upload/docs/AIS/Issues-in-Interdisciplinary-Studies/1982-Volume-01/01_Vol_1_pp_1_37_Varieties_of_Interdisciplinary_Approaches_in_the_Social_Sciences_A_1981_Overview_(Raymond_C._Miller).pdf).
  • Noorden, R., van. 2015. Interdisciplinary research by the numbers // Nature, September 16 (https://www.nature.com/news/interdisciplinary-research-by-the-numbers-1.18349).
  • Pape, L. 2013. The role of interdisciplinary studies in social science http://www.academia.edu/3155733/The_role_of_interdisciplinary_studies_in_social_science).
  • Pedersen, D. B. 2016. Integrating social sciences and humanities in interdisciplinary research // Palgrave Communications, 2, article number: 16036, DOI: 10.1057/palcomms.2016.36.
  • Raţă, G., Arslan, H., Runcan P.-L., and Akdemir A. (eds.) 2014. Interdisciplinary Perspectives on Social Sciences. Cambridge Scholars Publishing, p. 375 (http://www.cambridgescholars.com/interdisciplinary-perspectives-on-social-ciences-6).
  • Viseu, A. 2015. Integration of social science into research is crucial // Nature, September 16 (https://www.nature.com/news/integration-of-social-science-into-researchis-crucial-1.18355).
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606