Трансформация коррупционных отношений в постсоветской России
М.В. КРАВЦОВА
младший научный сотрудник лаборатории сравнительных социальных исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва
младший научный сотрудник лаборатории сравнительных социальных исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва
TERRA ECONOMICUS, 2014, Том 12 (номер 1),
с. 73-79
Исследователи выделяют две формы коррупции – рыночную и сетевую. Под рыночной коррупцией понимается использование служебного положения в личных целях, при котором каждый человек или фирма, которые платят взятку, может получить желаемую услугу. Под сетевой коррупцией понимается использование служебного положения в личных целях, означающее, что доступ к коррупционным услугам имеют только те фирмы или индивиды, которые состоят с чиновниками в родственных, дружеских или партнерских отношениях. Делается вывод, что в России 2000–2010-х гг. наблюдается постепенный переход от доминирования рыночной коррупции к преобладанию сетевой. В статье анализируются причины данной тенденции и ее временные рамки.
Ключевые слова: коррупция; блат; кумовство; предпринимательство
Список литературы:
- Бляхер Л.Е., Пегин Н.А. (2012). Коррупция как политическая проблема: кто, как и зачем сражается с коррупцией в России // Полития, № 4.
- Волков В.В. (1999). Силовое предпринимательство в современной России // Социологические исследования, № 1, с. 56–65.
- Волков В.В. (2003). Силовое предпринимательство, гл. 9: Скрытая фрагментация российского государства // Экономическая социология, № 4, т. 3, с. 39–50. Доступно на: www.ecsoc.hse.ru.
- Радаев В.В. (1998). Коррупция и формирование российских рынков: отношения чиновников и предпринимателей // Мир России, № 3, с. 57–90.
- Сатаров Г.А. (ред.) (2013). Российская коррупция: уровень, структура, динамика: опыт социологического анализа. М.: Фонд «Либеральная Миссия».
- Яковлев А.А. (2005). Эволюция стратегий взаимодействия бизнеса и власти в российской экономике // Российский журнал менеджмента, т. 3, № 1, с. 27–52.
- Aidis R., Estrin S., Mickiewicz T. (2008). Institutions and entrepreneurship development in Russia: A comparative perspective // Journal of Business Venturing, vol. 23, № 6, pp. 656–672.
- Frye T., Yakovlev A., Yasin Y. (2009). The Other Russian Economy: How Everyday Firms View the Rules of the Game in Russia // Social Research: An International Quarterly of the Social Sciences, no. 1, pp. 29–54.
- Ledeneva A. (1998). Russia’s Economy of Favours: Blat, Networking and Informal Exchange. Russian, Soviet and Post-Soviet Studies. Cambridge: Cambridge University Press.
- Ledeneva A., Shekshnia S. (2011). Doing Business in Russia: Informal Practices and Anti-Corruption Strategies // Russie. Nei. Visions, no. 58.
- Yakovlev A. (2013). Is there a ‘new deal’ in state-business relations in Russia? // BOFIT Online, no. 7.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606