ЮФУ

ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
terraeconomicus@mail.ru 
te@sfedu.ru

Совершенствование институциональных условий функционирования рынка государственных и муниципальных закупок в контексте снижения рисков

TERRA ECONOMICUS, , Том 14 (номер 4),

В статье на основе идентификации содержательных характеристик понятия «институциональные условия» проанализированы этапы их совершенствования на рынке государственных и муниципальных закупок России, что позволило выделить в качестве современного этапа их эволюции формирование контрактной системы, ориентированной на повышение степени электронизации всех фаз единого цикла закупки – планирования, осуществления закупки, заключения контракта, экспертизы результатов его исполнения. Как показал анализ результатов опроса специалистов по управлению государственными закупками, повышавших квалификацию в Пилотном центре государственных закупок ЮФУ, рост степени транспарентности закупочных процедур при использовании электронного аукциона как приоритетного способа определения поставщика в РФ обеспечивает достижение конкуренции на торгах, в свою очередь локализирующей риск неэффективного ис-пользования бюджетных средств, некачественного удовлетворения общественных потребностей, а также риск коррупции. Предложены меры по снижению риска коррупции, в частности через развитие системы общественного контроля закупок и перевод на электронную основу, наряду с электронным аукционом, также открытого конкурса как способа определения поставщика.


Ключевые слова: институциональные условия; государственные закупки; риски; контрактная система; коррупция; общественный контроль; смешанная модель

Список литературы:
  • Баринова В.А. (2010). Институциональные условия инновационного развития фирмы. Автореф. дисс. … канд. экон. наук. М.: МГУ.
  • Белокрылов К.А., Белокрылова О.С. (2012). Cтратегия развития кадрового потенциала системы публичного управления (на примере государственных и муниципальных закупок) // Государственное и муниципальное управление (Ученые записки СКАГС), № 2.
  • ОНФ (2016). В Международный день борьбы с коррупцией проект ОНФ «ЗА честные закупки» представляет 10 его основных достижений (http://zachestnyezakupki.onf.ru/news?id=950).
  • Вольчик В.В. (2004). Эволюционная парадигма и институциональная трансформация экономики. Ростов н/Д.: Изд-во РГУ.
  • Говрякова Н.Н. (2013). Институциональные условия развития бизнес-структур в Республике Мордовия (http://www.rusnauka.com/8_NMIV_2013/Economics/13_131619.doc.htm).
  • Минэкономразвития (2016). Доклад о результатах мониторинга применения ФЗ от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 1–3 квартале 2016 г. М.
  • Олейник А.Н. (2004). Институциональная экономика. М.
  • Полтерович В.М. (2001). Трансплантация экономических институтов // Экономическая наука современной России, № 3.
  • Касьянова А.К. (2012). Институциональные факторы и условия развития инновационной экономики (http://be5.biz/ekonomika1/r2012/2897.htm).
  • Кирдина С.Г. (2004). Институциональные матрицы и развитие России. Введение в Х-Y-теорию. М., СПб.: Нестор-История.
  • Корытцев М.А., Белокрылов К.А. (2014). Проблемы трансплантации и модификации экономических институтов в сфере государственных закупок современной России // Journal of Economic Regulation, т. 5, № 2, с. 33–46.
  • Розмаинский И.В. (2004). Основные характеристики семейно-кланового капитализма // Экономический вестник РГУ, т. 2, № 1.
  • Скорев М.М. (2004). Модернизация институциональной структуры российской системы образования. Ростов н/Д.: Изд-во РГУ.
  • Тамбовцев В.Л. (2012). Основы институционального проектирования. М.: ИНФРА-М.
  • Хуажева А.Ш., Шовгенов Т.М. (2009). Институциональные условия как фактор экономического роста // Вестник Адыгейского государственного университета, серия 5: Экономика, вып. 1.
  • Badie В. (1992). L’Etat importe. Essai sur 1’occidentalisation de 1’ordre politique. Paris: Fayard.
  • Ballard T. (2012). Transparency and public procurement // Transparency and public procurement. Supplement to the 2011 Annual Statistical Report on United Nations Procurement. UNOPS.
  • Choi H., Park M.J., Rho J.J., Zo H. (2016). Rethinking the assessment of e-government implementation in development countries from the perspective of the design-reality gap: Applications in Indonesian e-procurement system // Telecommunications Policy, no. 40, pp. 644–660.
  • Everard J. (2000). Virtual states: the internet and the boundaries of the nation-state. Routledge, London.
  • Kochanova A., Hasnain Z. and Larson B.R. (2016). Does e-government improve government capacity? Evidence from tax administration and public procurement // Policy Research working paper, no. WPS 7657. Washington, D.C.: World Bank Group (http://documents.worldbank.org/curated/en/334481468193734893/Does-e-government-improvegovernment-capacity-evidence-from-tax-administration-and-public-procurement).
  • Neu D., Everett J. and Rahaman A.S. (2013). Internal auditing and corruption within government: the case of the Canadian Sponsorship Program // Contemporary Accounting Research, no. 30(3), pp. 1223–1250.
  • Popescu A., Onofrei M. and Kelley C. (2016). An overview of European good practices in public procurement // Eastern journal of European Studies, vol. 7, Issue 1, June.
  • Rec M. (1997). Trading-process characteristics of electronic auctions // International Journal of Electronic Markets, no. 7(4), pp. 17–23.
  • Smith D. (2009). Making management Count: A Case for Theory- and Evidence based Publuc Management // Journal of Policy Analysis and Management, vol. 28, no. 1, pp. 496–516.
  • World Bank (2001). Electronic Government Procurement // Draft World Bank discussion paper, January 25.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606